Главной темой в мировых СМИ стала ситуация в Греции – стране, где впервые в истории еврозоны грянул технический дефолт. Называя происходящее «хаосом» и «чрезвычайной ситуацией», западные издания гадают, как экономическая неразбериха в Греции и её возможный выход из еврозоны повлияет на судьбу других стран мира.
Долг платежом опасен
«Хаос» — таким громким заголовком отреагировала на происходящие события в Греции французская газета «Liberation».
«Афины прижали еврозону к стенке, – отмечается в статье. — Волна паники накрыла весь мир: неожиданное заявление греческого премьера возмутило европейских лидеров, которые на протяжении долгих месяцев разрабатывали план спасения Греции».
«Проведение референдума в Греции: лидеры еврозоны в смятении! Афины играют с огнём», – сообщила своим читателям французская «Le Monde».
«Греческое правительство ведёт страну к пропасти», – отмечается в британской газете «The Guardian». В публикации говорится, что «Франция и Германия бросили все силы на то, чтобы сохранить евро, а после утверждения решения на саммите в Брюсселе, уже через несколько дней в Европе опять хаос».
«Греция отключила банковскую систему, ЦБ ввёл ограничения, чтобы предотвратить отток денег из страны, — описывают ситуацию журналисты американской The Wall Street Journal. — Эти шаги беспрецедентно приблизили Грецию к выходу из еврозоны, а сам евро поставили в непредсказуемую ситуацию».
«Положение сделалось крайне неопределённым, — рассуждают журналисты издания. — Неясно, что случится сегодня, когда греки останутся без доступа к своим деньгам, и выживет ли Ципрас как политик после назначенного им референдума. Кроме того, не очень понятно, каким образом вновь заработают банки, и какая валюта окажется в их хранилищах и на депозитах».
«Ближайшие несколько дней будут опасными, — считает газета. — Закрытие банков предотвращает банкротство, но обычно только усиливает стремление вкладчиков забирать деньги. Либо ЕЦБ будет вынужден возобновить кредитование на срочные нужды, либо, скорее всего, Греции придётся печатать драхмы, чтобы реанимировать банки».
Британская The Independent ситуацию в Греции назвала «одной из крупнейших катастроф в экономической политике со времен Второй мировой войны», сравнивая происходящее с периодом великой депрессии в США.
"Как мы до этого дошли? Как так получилось, что Греция присоединилась к Сомали, Судану и Зимбабве и официально получила от Международного валютного фонда статус «просроченный платёж?», — задаются вопросом журналисты газеты.
По их словам, для Греции постановка в один ряд с этими «недееспособными государствами» является унижением. «Но не заблуждайтесь: для МВФ это тоже унизительный день», — утверждает издание.
Греческий дефолт, по мнению газеты, являет собой «кульминацию в цепи ошибочных суждений» со стороны базирующегося в Вашингтоне фонда, причём первые ошибки были сделаны еще в 2010 году, когда власти ЕС призвали оказать финансовую помощь Греции.
«Настоящим скандалом ситуацию сделало то, что федеральный канцлер Германии Ангела Меркель и бывший президент Франции Николя Саркози беспокоились из-за французских и немецких банков», — считают авторы статьи.
Журналисты напоминают, что Греция значительную часть долга должна была выплатить именно им. В случае реструктуризации они понесли бы большие потери. «МВФ не должен был соглашаться на условия Меркель и Саркози», — пишет The Independent, добавляя, что фонд продемонстрировал «некомпетентность и трусость».
«Пройдёт много десятилетий, прежде чем МВФ сможет восстановить репутацию, испорченную своей ролью в греческой катастрофе», — делает выводы издание.
Кремлёвский след
«Греция: Спасение из Москвы? Скорее njet», – рассуждает в статье на «греческую» тему немецкий Der Spiegel.
"Когда еврогруппа отказала Греции в продлении финансовой помощи, Владимир Соловьёв — популярный российский телеведущий и один из глашатаев сторонников жёстких мер — написал в Twitter: «Кредиторы Греции отказали. Что дальше? Прощай ЕС, здравствуй ТС?» — вспоминает издание.
«Хардлайнеры вроде Соловьёва, надеются извлечь выгоду из греческого кризиса, — считают авторы статьи. — По их мнению, если Греция выйдет из зоны евро, Россия и Таможенный союз станут важнейшими партнёрами Афин. Однако все предыдущие действия Кремля в контексте греческого кризиса говорят отнюдь не в пользу того, что он окажет поддержку Греции».
"Да, Москва согласовала с Афинами строительство газопровода через Грецию, но 2 млрд евро на эти цели от «Внешэкономбанка» – «капля в море», — отмечают журналисты. — Более того, неделю назад министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев чётко заявил: «Мы можем поддержать инвестиционные проекты. Однако я не думаю, что мы готовы покупать бонды Греции».
«Позиция Москвы действует отрезвляюще на Алексиса Ципраса, — продолжает Der Spiegel. — Ципрас пытался усиленно флиртовать с Кремлём, и в ходе двух визитов в Москву говорил о „братских отношениях“ и „чудесном будущем“ обеих стран. Однако это ему ничего не принесло. Россия даже не отменила запрет на ввоз греческой сельхозпродукции».
«Многие вопрошают, за каким чёртом Грецию приняли в Европейское экономическое сообщество и распахнули перед ней двери еврозоны», — пишут обозреватели испанской La Vanguardia.
«Ответ дают география, история и фильм „Пушки острова Наварон“, герои которого пытаются уничтожить немецкую батарею в стратегически важной точке. Без Греции контроль над Средиземным морем невозможен», — считают авторы статьи.
«Текущая греческая драма уходит корнями в Ялтинскую конференцию 1945 года, — считает издание. — Тогда Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились, что Греция остается в зоне влияния Запада. Когда же греческие коммунисты попытались взять власть в Афинах, Сталин оставил их без поддержки».
«Ялта гарантировала Греции „европейский паспорт“, и вряд ли Германия теперь его отнимет, - утверждают журналисты. — Для США сдерживание России снова стало приоритетной задачей. Потому Барак Обама лоббирует прощение греческого долга и заключение прочного соглашения между Афинами и ЕС».
«Геополитика иногда важнее, чем экономика: достаточно взглянуть на Грецию», — продолжает тему The Wall Street Journal.
«Многие европейские политики знают, что Европа будет всё уязвимее к российской агрессии, если её связи с Грецией значительно ослабнут, — говорится в статье. — Если бы Сталин не уступил Грецию Западу взамен на остальные Балканы и она стала бы частью „коммунистического блока“, Италии (не говоря уже о Восточном Средиземноморье и Леванте) угрожала бы постоянная опасность».
По мнению авторов статьи, России на руку, если Греция выйдет из еврозоны, а экономический кризис превратит её в «полунесостоятельное государство» «Это, наряду с расчленением и ослаблением Украины, сильно поколеблет геополитические позиции Европы», — прогнозирует The Wall Street Journal.
«В более широком плане ослабление связей Греции с Западом следует рассматривать в одном ряду с укреплением Ирана и Китая - как часть процесса, мало-помалу разрушающего мощь США, - предупреждает издание. — Если Греция выйдет из еврозоны, Европа и Америка будут заинтересованы в том, чтобы оздоровить её экономику, для того, чтобы не допустить российские военные корабли в греческие порты»...
Чем дело закончится?
Многие СМИ опасаются, что проблемы Греции могут сказаться на остальной Европе и, возможно, на всём остальном мире.
«Что теперь?» – задаётся вопросом американская The New York Times
«Европа наверняка разработала планы на случай выхода Греции из еврозоны, — рассуждают журналисты. — ЕЦБ и европейские институты приложат огромные усилия, чтобы выход Греции из еврозоны не затронул Португалию, Италию и Испанию. Но тот факт, что экономической катастрофы а-ля крах Lehman Brothers удастся избежать, ещё не значит, что выход Греции из еврозоны — шаг позитивный».
«В геополитическом плане он толкнёт Грецию к сближению с враждебной Россией, - „пугают“ перспективами американские журналисты. — Возникнет прецедент, означающий, что евро и, в более широком смысле, ЕС менее прочны, чем хотели бы убедить мир европейские лидеры. В ближайшие несколько дней проект объединения Европы, который осуществляется последние 60 лет, может радикально измениться».
«Если электорат ответит „Да“, в Греции продолжится политика жёсткой экономии, от которой страдает население, ответ „Нет“ почти наверняка означает выход из еврозоны и создание греческой валюты, - прогнозирует издание. — В краткосрочном периоде это принесёт финансовый хаос, но в среднесрочном — шанс на возрождение, поскольку с обесцененной валютой конкурентоспособность страны повысится».
"Если в воскресенье греки проголосуют на референдуме против условий кредиторов, а правительство Ципраса не пожелает покинуть еврозону, то очень скоро у правительства не станет денег для выплаты пенсий и зарплат госслужащим, - предрекает немецкий журнал Focus. — В Греции получит распространение параллельная платёжная система, а именно бартер: мол, «я вас постригу, а вы почините мне телевизор».
«Чем всё это обернётся для еврозоны, сейчас никто не скажет, — отмечает издание. — Вероятность цепной реакции для других стран сейчас не слишком велика. Но опасения внушают страны с высоким уровнем госдолга, вроде Италии. Если Италия или Испания, к примеру, окажутся в трудном финансовом положении, Германия не сможет их спасти».
«Проблему Греции не решить голосованием», — считают журналисты турецкого издания DUNYA.
«Если народ скажет „да“, то придётся затянуть пояса, пойти на условия, поставленные ЕС. Сказать „да“ — значит принять требования Европы, сократить доходы трудящихся и пенсионеров, ограничить социальные права. Это значит, ради погашения долга замедлить экономику, остановить рост, сократить национальный доход», — предрекают авторы статьи
«Сказать „нет“ — значит пойти на риск смерти и банкротства. Значит, согласиться на разрыв связей с ЕС и выход из евро, валютного союза и, если потребуется, из самого ЕС», — рассуждает DUNYA...
«Чтобы это безумное решение Греции не нарушило валютную и политическую целостность ЕС, страны союза, и прежде всего Германия, могут пойти на уступки и принять меры, которые поначалу снизят напряжение, а затем растянут проблему во времени», — предполагают журналисты.
«И неважно, что до настоящего момента ЕС, и особенно Германия занимали жёсткую позицию в отношении Греции, - продолжает издание. — Эта позиция обусловлена вовсе не тревогой, что ЕС не может получить от Греции того, что собирался. ЕС беспокоится о том, как бы дерзость Греции не послужила примером другим странам в составе ЕС, которые находятся в схожей ситуации».
«Большая вероятность в том, что Греция всё же сделает этот шаг, выйдет из валютного союза и вернётся к драхме. Тогда возникнет новый мир, в котором каждый займёт свое место», — заключает издание…
Подготовила Юлия Максимова