Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Экономика ЮАР после падения режима апартеида

Экономика ЮАР после падения режима апартеида

43gpkm3mnfnwmqcz8jНедавно в Уфе прошёл саммит БРИКС (сообщество России, Индии, Китая, Бразилии и Южной Африки). Было сказано много красивых слови о перспективах этого сообщества, как грядущего локомотива мирового экономического развития. Однако в системе БРИКС имеется страна, чья перспектива выглядит, мягко говоря, не очень. Мало того, её в ближайшем будущем может постигнуть очень серьёзный кризис, который наверняка отбросит это государство в разряд самых неблагополучных государств мира.

Речь идёт о Южно-Африканской республике...

«Самая скверная экономика»

По результатам 2014 года Южная Африка находится на третьем месте среди стран с самой скверной экономикой, и, как следствие, среди стран, в которых жить и работать особенно тяжело. По данным на 2013 год прирост ВВП на душу населения составлял 1,9%, в 2012 году он составлял 2,5 %, а в 2011 – 3,6 %. Велика вероятность того, что в 2015 году ВВП составит всего лишь 1%. Индекс подсчитан путём сложения инфляции и уровня безработицы в стране — оба критерия зашкаливают. В подобном экономическом провале ЮАР опережают лишь две страны в Латинской Америке — Венесуэла и Аргентина...

В целом экономика ЮАР стала приходить в упадок примерно с 2009 года, после начала мировой рецессии. Прежде всего, она страдает из-за проблем в системе коммуникаций — таких, как частое отключение электричества, лесные пожары, плюс проблемы в разного рода техническом обслуживании. Всё названное привело к резкому спаду в промышленном производстве. Проблем добавляют и постоянные забастовки шахтёров...

Есть ещё один негативный фактор, который существенно влияет на национальную экономику — спад цен на золото на мировом рынке. Статистика Южной Африки (Statistics South Africa) утверждает, что слабый прирост доходов и безработица в частном секторе (в частности, в горнодобывающей промышленности) привели к повышению уровня безработицы — профсоюзы говорят о целых 40%! Для сравнения – безработица в США во время Великой Депрессии достигла лишь 25%...

Как сообщает Reuters, индекс делового доверия ЮАР снизился до десятилетнего минимума по причине слабой промышленной активности. Иностранные капиталовложения, которые обычно помогают правительству восполнить текущий дефицит, также снизили свой темп...

Так что же случилось с экономикой ЮАР с тех пор, как пал режим апартеида? Почему при этом белом апартеиде она буквально процветала, а при чёрной демократии резко скатилась вниз? Получается, что Нельсон Мандела не понимал, к чему приведет его «борьба за права чернокожих»? Видимо, так оно и есть — расовый вопрос сильно подкосил хозяйство ЮАР.

Нищета «по-белому»

Наверное, чёрных Южной Африки сначала следовало бы подготовить к демократии, прежде чем передать управление страной в их руки. Но получилось так, что вожжи правления отдали чуть ли не «политическому младенцу», который всё благополучно разрушил. А те, кто когда-то превратил ЮАР в самое процветающее государство на африканском континенте, сегодня фактически не имеют никаких прав — ни в политике, ни в экономике...

Сегодня в ЮАР за чертой не просто бедности, а нищеты, находится более 40% населения! И среди них не только чернокожие, как принято думать. 1 млн белых южноафриканцев из оставшихся трёх вынуждены сводить концы с концами в лагерях для бедных. Какой бы ни была политика апартеида, в то время сложно было представить, чтобы белый человек, обладающий квалификацией и опытом, может скатиться до такого же уровня жизни, что и его чернокожий собрат, ни дня не проучившийся в школе. Сегодня же это – реальная жизнь.

Ситуация усугубляется тем, что в государственные организации белым дорога напрочь закрыта, за исключением, может быть, очень востребованных специалистов, например, инженеров, электриков и медиков. То есть, налицо самая настоящая расовая дискриминация! Статус дискриминируемых по цвету кожи белые получили постепенно, с отменой апартеида и проведением политики «экономической реабилитации» чернокожего населения — она заключается в намеренном увеличении доли чернокожего населения в любой сфере занятости и в сокращении сотрудников с белым цветом кожи. Это – закреплённая законом практика.

Что происходит с человеком, которого вдруг сокращают по причине цвета кожи? Либо он основывает собственный бизнес и быстренько выкручивается из положения — именно эти белые живут в домах с бассейнами и прочими удобствами, которые мы нередко можем лицезреть по телепередачах про ЮАР. Но если человек не может перестроиться, то тогда теряет всё! Ибо здесь нужно платить за само право жить — за еду, воду, электричество, бензин для машины, школу для детей, медицинскую страховку для всей семьи, откладывать деньги на будущую пенсию (государственная пенсия в пересчёте на наши деньги составляет не более 6000 рублей), на высшее образование для детей (бесплатного образования в ЮАР нет)…

Но откуда взять это средства, если нет работы? Именно так белые люди и оказываются в настоящих гетто, лагерях для бедных (squatter camps). На сегодняшний день самый населённый лагерь для белых – это Coronation Park в местечке Крюгерсдорп, недалеко от Йоханнесбурга. Во времена англо-бурских войн место использовалось британцами в качестве концентрационного лагеря. Сейчас лагерь является домом примерно для 400 африканеров, живущих в прицепах, палатках и даже домах на деревьях. Естественно, без всяких удобств. Еду здесь готовят на костре, воду разогревают таким же способом.

На данный момент около 430.000 африканеров проживают в такого рода лагерях-гетто. Только вокруг Претории располагаются более 80-ти таких «поселений». Всего же в стране лагерей для нищих (независимо от расы) насчитывают около 2000...

Если поговорить с их обитателями, то у всех похожие истории, хотя других здесь и не может быть — в основном всем пришлось продавать дома ввиду утери кормильца или потери работы после установления в стране практики по ликвидации «расовой дискриминации». Белые по этому поводу горько шутят, что настало время апартеида наоборот.

Опасность подобного положения для африканеров состоит в том, что с верой в предопределённость, о которой говорит кальвинизм (а многие африканеры исповедуют именно этот вариант протестантизма) у людей пропадает желание что-то изменить в жизни — к положению бедного привыкаешь, вырабатывается отношение к себе как к жертве, во всём видится воля Бога. И человек опускается на самое дно, зачастую превращаясь из хорошо образованного классного специалиста в бесполезное для общество существо.

В 2009 году президент ЮАР Джейкоб Зума посетил Коронейшн Парк и, говорят, был сильно удивлён. Ему приписывают следующие слова: «Поголовная нищета, которая царит среди чернокожего населения страны, не означает, что мы должны игнорировать нищету среди белых людей, о которой даже стыдно теперь говорить».

У меня есть сомнения, что чёрный расист Зума, который всячески способствовал политике апартеида против белых, действительно так сказал...

Но ЮАР сегодня не просто убивает своих белых детей. Республика ещё буквально рубит тот экономический сук, на котором сидит! Ибо огромное значение для экономики ЮАР имеет фермерство, которым занимались и занимаются главным образом именно белые люди. Республика является десятым в мире производителем подсолнечных семечек, на тринадцатом месте — по производству сахара. 50% всего производства сахара экспортируется в страны, граничащие с ЮАР, остальное идёт на экспорт в другие страны Африки, Северную Америку, Средний Восток и страны Азии.

Кроме того, ЮАР является девятым самым крупным производителем вина в мире. Более 110 000 га земли используется для выращивания винограда. Около 4000 виноделов создают рабочие места примерно для 60 000 людей. ЮАР занимает 4-е место в мире по производству цикория, 4-е – по выращиванию грейпфрутов, 7-е – кукурузы, 9-е – по производству груш. Так же страна в огромном количестве производит различного рода крупы, ананасы, авокадо и другие продукты.

Животноводство – самый крупный сектор в фермерском хозяйстве ЮАР. Производство молочных продуктов и мяса предполагает занятость более 60 000 человек...

То есть, фермерство создаёт рабочие места и кормит страну! Но именно фермеры в настоящее время подвергаются наиболее частым грабежам и физическому насилию вплоть до убийства. Причина – «промывание мозгов» правительством. Большинство чернокожих считает, что белые украли у них землю, и теперь настало время им заплатить за это.

Если фермеры будут продолжать оставаться мишенью для чернокожих бандитов, то экономика ЮАР однажды придёт в полнейший упадок.

Петля Зимбабве

Подобное уже произошло в соседнем государстве Зимбабве, на сегодняшний день одной из самых бедных стран мира. До обретения независимости страна именовалась Родезией, по имени известного британского колонизатора Сесила Родса, захватившего в XIX веке эту территорию. К началу обретения независимости в 1980 году в Южной Родезии проживало 28.000 белых и примерно миллион коренных африканцев. Это значит, что 3% населения контролировали примерно 75% пригодной для фермерства земли.

Конечно же, это было несправедливо. Однако пришедшие к власти чернокожие, которые, собственно, и переименовали Родезию в Зимбабве, поступили ничуть не лучше былых колонизаторов.

Поначалу, чтобы вытеснить белых, президент Роберт Мугабе и его люди стали вынуждать фермеров «продавать» свои участки по смехотворным расценкам. Тех, кто не соглашался, просто выбрасывали из своих домов, а то и просто убивали. Поэтому люди были вынуждены бросать буквально всё своё имущество и с пустыми карманами уезжать из страны. А к тем белым, кто всё же решил остаться, стали применять более изощрённую тактику.

Им начали «подселять» чёрных крестьян — белые фермеры были поставлены перед фактом сосуществования на одном клочке земли с вновь прибывшими. Вскоре подобная практика переросла в систему по всей стране. «Подселившиеся» к тому же были защищены специальным законом, и вскоре последовало поголовное разделение существующих ферм на более мелкие, а их белым владельцам приказали покинуть свои участки в течение короткого времени. И снова строптивых стали без пощады убивать — причём, вырезали целые семьи!

Сегодня фермерство, как высокоразвитая культура земледелия, которая когда-то составляло гордость этой страны, фактически полностью уничтожено!

Вопрос — какой был смысл лишать белых людей земельных ресурсов только на основе их расовой принадлежности и только лишь для того, чтобы «восстановить справедливость и равенство»? Ведь земля в итоге была отдана тем, кто никогда не занимался фермерством, кто не знает, что делать с землёй и понятия не имеет, как хотя бы не разрушить то, что было уже построено.

Переселяя своих чернокожих соплеменников на фермы, правительство страны даже не позаботилось о том, чтобы снабдить их всем необходимым – зерном, удобрениями, оборудованием и другими важными составляющими фермерства. В итоге – полный крах экономики, плюс страшная бедность населения. Чёрные зимбабвийцы ныне оказались даже в ещё худшем положении, чем во времена колониализма — крика о справедливости было много, а результат получился катастрофический. Не зря знаменитый архиепископ Дезмонд Туту назвал деятельность президента Мугабе «карикатурным изображением всего, что, как полагают люди, делают чернокожие африканские лидеры»...

Таким образом, Зимбабве – наглядный пример неудачной земельной реформы для ЮАР, которая планирует провернуть подобное безрассудство в ближайшем будущем. И если это всё же случится... Думаю, негативные последствия, с учётом южноафриканской специфики, будут куда как ужаснее, чем даже в этой соседней стране.

Валерия Вестэйзен, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика