Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Греция может положить конец Европейскому Союзу

Греция может положить конец Европейскому Союзу

419159_20140109101416Сегодня в центра внимания западной общественности — ситуация в Греции. Оно и не удивительно, ведь на прошедшем в Греции референдуме победили сторонники отказа соглашения с внешними кредиторами. Речь идёт об условиях выделения новых денег для этой страны. Кредиторы – главным образом, Европейский Центральный банк, банки Германии и МВФ – готовы предоставить нужные Греции финансы, но только под погашение всех её прежних задолженностей.

А сумма внешнего долга Греции просто астрономическая и явно неподъёмная для страны – порядка 300 миллиардов евро!

Но и это ещё не всё. Одним из условий внешних кредитов является практически полное свёртывание социальных программ, увеличение налогов буквально на все слои населения и другие очень непопулярные меры. Вот как раз против этого и восстало греческое общество, бросив вызов мировым финансовым олигархам.

В начале этого года в Греции на выборах победили левые силы в лице политического объединения СИРИЗА, программой которого как раз и являлись требования прекращения свёртывания социальных программ в угоду внешним заёмщикам. А сегодня эта партия провела референдум, на котором греки подтвердили нежелание идти на уступки иностранным банкирам...

Ситуация таким образом сложилась достаточно тупиковая – что для греков, что для кредиторов. Вот как её оценил известный российский политолог Фёдор Лукьянов:

«Сама по себе греческая ситуация не уникальна. Латиноамериканские страны, в первую очередь Аргентина, переживали нечто подобное неоднократно, и все выходили из положения за счёт девальвации национальной валюты и списания/реструктуризации части долга. Однако для греков закрыты оба варианта. Девальвировать собственную валюту они не могут по причине её отсутствия, а о списании кредиторы даже упоминать не хотели, дабы не создавать прецедента для других таких же проблемных стран».

Начинали как бы по уму...

Чтобы понять случившееся, следует взглянуть на историю всего Европейского Союза, частью которого является Греция...

Процесс объединения Европы начался после Второй мировой войны, и поначалу он шёл по вполне здравой схеме, ибо первый шаг к единству сделали государства с одинаково развитой экономикой. В 1951 году Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция и Италия подписали договор об учреждении «Европейского объединения угля и стали», целью которого было объединение европейских ресурсов по добыче угля и развитию сталепроката. Потом стали возникать прочие структуры – Европейское экономическое сообщество, Европейское сообщество по атомной энергии, Совет Европы и т.д. Пока в 1992 году в Маастрихе не был юридически учреждён сам Европейский Союз.

Наверное, если бы процесс интеграции касался только стран-учредителей, то всё было бы нормально. Однако ЕС стал неуклонно расширяться.

Обратите внимание на сегодняшние условия приёма в Евросоюз новых членов. Правила требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы управления, не нарушались права человека и принципы правового государства, действовал плюрализм во всех сферах жизни. При этом ни слова не сказано о необходимом уровне экономического развития той или иной страны. То есть, в ЕС может попасть, грубо говоря, любой бандустан, живущий чуть ли не в каменном веке, но зато в полной мере соблюдающий «права и свободы»!

В итоге ЕС стал расти как на дрожжах. Туда были приняты такие традиционно слаборазвитые государства, как Греция, Испания или Португалия. А когда рухнул мир социализма, в очередь на приём разом выстроились Прибалтика, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и т.д.

Думаю, что в таком безумном расширении были заинтересованы две стороны – страны-учредители и США. Первые такого рода колониальными методами захватывали новые рынки сбыта своих товаров и услуг, а вот вторые смотрели куда как шире! К примеру, дельцы с Уолл-стрит — за счёт расширения ЕС — раздвигали границы для своих банковских кредитов.

Кроме того, все новые члены, в силу ряда особенностей их исторического развития, никогда не вели самостоятельной внешней политики, они привыкли к доминированию более сильных супердержав. В начале XXI века таковой супердержавой по праву считается США, которые и стали хозяевами европейских «бандустанов».

А американцы, в свою очередь, уже навязали своих сателлитов «старым» странам Европы — надо полагать, затем, чтобы ещё больше упрочить свой контроль над континентом.

Иллюзия благополучия

Поначалу новые члены ЕС много чего поимели от вхождения в европейское сообщество. Они получили невиданную ранее возможность сытно жить, при этом... ничего не делая!

Ведь этим странам была навязана модель экономики, которая основана вовсе не на развитии производительности труда, а на паразитических кредитно-финансовых схемах. Это когда можно брать один кредит, гасить его другим кредитом, тот, в свою очередь, – третьим и т. д. Эти схемы и принялись активно эксплуатировать новые члены ЕС.

Дело доходило до абсурда! Европейские деньги зарабатывались исключительно трудом предприятий высокоразвитых стран Европы – Германии, Франции или Бельгии. Под это банки Европы брали и многомиллиардные кредиты в американских финансовых структурах.

А вот блага от всего заработанного распределялись на всех – в виде дешёвых кредитов они стали поступать в том числе и в бюджеты слабых государств. И те, вместо того чтобы вкладывать полученные средства в собственное экономическое развитие, стали их транжирить.

Например, в той же Греции — ради заветного вступления в ЕС — местные правители «благополучно» угробили практически все свои ведущие когда-то национальные производства: кораблестроение, производство цемента и других строительных материалов, ткацкие фабрики и т.п. Вместо этого стали жить за счёт американо-европейских кредитов, чтобы в итоге эти деньги потратить на товары и услуги тех же стран (вроде Германии), которые эти кредиты, собственно, и выдавали.

В общем, получалась полная колониальная зависимость от стран-учредителей ЕС, но греки, обрадованные халявным денежным потоком, предпочитали этого не замечать, буквально швыряя этими деньгами направо и налево.

К примеру, там выписывали денежные премии за... своевременный приход на работу или за «переработку» в офисе на каких-то 10-15 минут! А вот сотрудники железнодорожного транспорта получали премии по 420 евро только за то, что регулярно мыли руки во время работы?! Водители государственных учреждений поощрялись за прогрев служебных автомашин – по 25 евро еженедельно. Правительственные курьеры имели дополнительные 300 евро в месяц лишь за то, что переносили бумаги из кабинета в кабинет. А во многих госучреждениях сотрудники получали солидную надбавку за умение фотографировать и пользоваться ксероксом – до 1000 евро и более.

В Греции вообще сложилась уникальная ситуация! Экономический потенциал страны находился и находится на уровне стран третьего мира, зато средний уровень доходов ещё не так давно приближался к аналогичным показателям Германии – до 4 тысяч евро в месяц!

По мнению ряда наблюдателей, в Греции выросло целое поколение людей, совершенно разучившихся зарабатывать деньги нормальным, качественным трудом, но зато привыкших к баснословным денежным окладам и лёгким банковским кредитам. Однако, как едко заметил украинский экономист-аналитик Антон Дальский:

"Евросоюз и особенно банковские «смотрящие» за порядком в своей еэсовской колонии — не меньшие мировые паразиты и авантюристы, чем американцы. Внешняя задолженность стран еврозоны достигла 21 трлн евро ($30 трлн), что перекрывает номинальный ВВП Евросоюза в два раза! Проблема упёрлась в саму порочную систему, которую по примеру США организовала местная банковская братва».

Понятно, что такого рода европейская «благотворительная» финансовая пирамида не могла существовать вечно.

Похмелье стало очень жестоким

Где-то с 2009 года, сразу после начала финансового кризиса в США, европейские банки потеряли возможность брать неограниченные долларовые кредиты за океаном. Отныне приходится обходиться главным образом только тем, что заработала сама Европа. А без кредитных денег США должный уровень жизни может поддерживаться только в сильных, развитых странах. Для остальных финансов, увы, не хватает.

Проблему усугубили и гигантские внешние долги – в Италии внешний долг по отношению к ВВП составляет 121%, в Испании аналогичный показатель составляет 67%, Ирландии – 119%, Португалии – 106%... В период кредитного бума все эти государства брали внешние займы, не особо заботясь о последствиях. В результате долги, как видим, намного перекрыли цифры их реальных заработков. И когда грянул мировой финансовый кризис, выяснилось, что отдавать долги просто нечем!

Первой фактически обанкротилась Греция с её астрономическим долгом в 140%, следом проблемы возникли у других должников. Европейские политики принялись лихорадочно искать выход из создавшегося положения. По поводу принятых мер российский экономист Вячеслав Тетёкин ещё в 2011 году скептически заметил:

«Экстренное заседание Евросоюза приняло решение о создании общеевропейского антикризисного фонда в 750 миллиардов евро... Вся эта масса денег предназначена для быстрой переброски в очередную „горячую точку“, вроде Греции, которые явно будут ещё возникать. Но этого решения явно недостаточно. Ведь совокупные внешние долги Греции, Испании и Португалии превышают 2 триллиона евро. То есть того самого ещё только создаваемого антикризисного фонда будет недостаточно, чтобы покрыть треть долгов этих стран. А ведь есть и другие „неплатёжеспособные“. Например, Ирландия или Италия. Одни только Германия с Францией дополнительные расходы явно не потянут...».

По идее, проблемным странам следовало бы помочь тем, чтобы дать им возможность развивать собственные производства или хотя бы возродить старые. Ведь их реальная экономика никогда не позволит им нормально зарабатывать – кроме туризма и сельского хозяйства у тех же Греции и Испании ничего в наличии нет: ни развитой банковской инфраструктуры, ни промышленности, ни востребованных природных ресурсов.

Однако если начать такое возрождение, то тогда теряется сам смысл расширения Евросоюза, который, как мы помним, создавался именно как территория для сбыта товаров сильных государств ЕС – производства более слабых стран в ходе вступления в Союз сознательно уничтожались...

Ещё вариант – вывести эти страны из зоны ЕС и дать им возможность развиваться самостоятельно. Кстати, в самом начале греческого кризиса такая возможность реально рассматривалась.

Тогда, в ноябре 2011 года, по сообщению агентства «Рейтер», Германия и Франция провели секретные переговоры о возможном резком сокращении зоны действия евро. Цель — отсечь от единой европейской валюты слабые страны. А сама валютная зона должна ограничится лишь Германией, Францией и странами так называемого Бенилюкса, то есть Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. То есть речь шла о европейских государствах с самой развитой на континенте экономикой.

И к этому руководство этих государств толкали самые что ни на есть объективные обстоятельства. Согласно разного рода соцопросам жители экономически развитых стран ни за что не хотели помогать проблемным государствам,вроде Греции или Испании, чьи внешние долги уже перешли все разумные пределы, а экономики увязли в непрекращающемся финансовом кризисе. А так как все они входят в зону евро, то кризис автоматически бьёт по французам и немцам.

Не удивительно, что всё громче стали раздаваться требования об отказе от евро и возврате к старым национальным валютам — в начале 2012 года свыше 50 процентов немцев, французов и голландцев активно требовали возвращения к своим маркам, франкам и гульденам соответственно. Только так, считали рядовые обыватели развитых стран, можно уберечься от проблемных соседей.

И руководство развитых стран вынуждено откликнулось на эти требования, начав тайные переговоры о сокращении зоны евро. Однако быстро выяснилось, что сокращение валютной зоны грозит дискредитацией самого проекта Европейского Союза, со всеми вытекающими отсюда негативными политическими экономическими последствиями, включая и положение общеевропейской валюты – евро, без неё никакой ЕС просто невозможен!

Поэтому канцлер Германии Ангела Меркель, которой приписывали инициативу тайных переговоров с Францией, тут же поспешила опровергнуть слухи о сокращении еврозоны...

В конце концов, ради сохранения заветного Европейского единства и сложившейся паразитической финансовой системы, проблему стали решать методом самой настоящей монетаристской удавки – под выплату задолженности Европейский Центральный банки и МВФ стали давать новые кредиты и заодно беспощадно выколачивать из должников последние деньги, через сокращения любых государственных и социальных расходов.

Понятно, что проблема только усугубилась. Как пишет уже упоминавшийся Фёдор Лукьянов:

«Долг Греции за время „урегулирования“ кратно вырос, экономика сократилась на четверть, безработица подползает к трети населения. Накануне греческого референдума в прессу попали оценки самих кредиторов (МВФ и Европейский Центробанк), согласно которым даже при самом благоприятном сценарии Греция и к 2030 году не приблизится к размеру долга, запланированному в планах оздоровления на ближайшие годы».

Вконец обнищавшие греки не выдержали и по итогам минувшего референдума отказались дальше жить по жестоким, колониальным условиям кредиторов...

Надо сказать, что сам референдум вызвал настоящую истерику на Западе! Немецкие СМИ обрушились с жесточайшей критикой на руководство партии СИРИЗА, обвиняя её в популизме и некомпетентности. При этом журналисты явно не стеснялись в выражениях, опустившись до уровня базарных торговок. Влез в ситуацию и вездесущий дядя Сэм. Тут вообще наблюдалась настоящая паранойя!

Например, на американском телеканале «Фокс ньюс» западного обывателя много пугал некий «аналитик» Найл Гардинер, коего ведущий представил в качестве «известного специалиста по противодействию агрессивному поведению России в Европе». Из рассуждений этого «аналитика» выходило, что в случае отказа греков выполнять условия внешних кредиторов, Греция непременно уйдёт из Евросоюза из вообще из еврозоны. А это значит, что Греция тут же окажется «в объятиях российского президента Владимира Путина» — тем более, что президент России ранее заявил о готовности Москвы рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи Афинам.

Гардинер при этом напомнил, что для Кремля важна поддержка Греции в рамках Евросоюза против наложенных на него западных экономических санкций. Кроме того, он полагает, что Россия рассматривает Грецию, имеющую в Средиземном море важное стратегическое положение, как страну, «на территории которой можно разместить даже военную технику. Это может подорвать положение Греции как страны-члена НАТО и пошатнуть позиции США в Европе».

Намёк более чем прозрачен — Запад должен сделать всё для того, чтобы не выпустить Грецию из ЕС и НАТО и не допустить её сближения с Россией...

Ещё не вечер?

Что будет дальше, прогнозировать очень сложно. Версий на сей счёт выдвигается множество. Думаю, что правы те аналитики, которые говорят о том, что стороны попытаются урегулировать конфликт, пойдя навстречу друг другу. ЕС в лице Германии и Франции пойдут на частичное списание греческих долгов, а греки примут некоторые условия кредиторов. Ибо другого выхода у них нет.

Греция, не смотря на итоге референдума и вопреки измышлениям Найла Гардинера, отнюдь не является страной с однозначно пророссийской позицией. Греция слишком привыкла к финансовой халяеве и давно отучилась нормально работать, потому сегодня не видит своего будущего без ЕС. А тот, в свою очередь, очень страшится выхода хотя бы одного из своих членов.

Однако это тоже нельзя считать выходом из тупика. Ибо сама суть проблемы, заключающаяся в финансово-паразитическом существовании большинства членов ЕС, решена не будет, а долги проблемных стран станут только накапливаться. И новый неминуемый кризис явно будет гораздо серьёзнее и драматичнее нынешнего, с риском полного обвала европейской валюты и всей финансовой системы Евросоюза.

Ведь рано или поздно всем должникам придётся объявлять дефолт. И если дефолт пойдёт стихийно, да ещё в виде цепной реакции — от Греции к Испании, потом Португалии и дальше — то крах зоны евро неминуем. А это уже ударит по экономике всей Европы, даже по таким сильным странам, как Германия или Швеция.

И это уже может затронуть и Россию. Да, напрямую кризис в Греции нас на касается, ибо все греческие вложения нашей страны, по оценкам Центрального банка России, тянут не более чем на 14 миллионов долларов. Однако если кризис дойдёт до евро... С учётом того, что в российских государственных валютных запасах доля евро составляет 41,6%, то обвал европейской валюты серьёзно ударит и по нашей финансовой системе.

Так что России за ситуацией в Греции придётся следить очень внимательно.

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика