МВФ требует от Украины уничтожить собственное сельхозпроизводство
Международный валютный фонд требует от Украины фактически уничтожения собственного фермерского хозяйства. Вряд ли Киев проигнорирует это указание. По крайней мере, до сих пор украинские власти и Нацбанк Украины беспрекословно выполняли то, что велел МВФ.
Одно из требований фонда – лишить налоговых льгот украинских производителей сельхозпродукции. Постоянный представитель МВФ на Украине Жером Ваше на заседании комитета Верховной рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений напомнил, что такой законопроект является обязательным условием сотрудничества Украины и Международного фонда.
По его словам, согласно подписанному меморандуму с МВФ, с 1 января 2016 года абсолютно все украинские аграрии должны быть лишены льготных ставок НДС, они должны платить налог полностью (сейчас НДС – 20%).
Ваше объясняет это требование тем, что в условиях конфликта на востоке страны и переговоров с кредиторами по реструктуризации внешнего займа каждая сторона должна сделать свой вклад, чтобы поддержать экономику. «Вклад сельскохозяйственной отрасли в ВВП страны составляет 10%, но только 1% налоговых поступлений генерируется отраслью. Такой низкий показатель уплаты налогов связан с использованием спецрежима по НДС, от которого получает преимущества только крупный бизнес», – сказал представитель МВФ. Различные налоговые льготы для аграриев обходятся бюджету в 30 млрд грн, посчитали в МВФ, решив, что это слишком.
Режим льготного налогообложения для сельхозпроизводителей действует на Украине с 1998 года. Он включает в себя фиксированный сельхозналог, аккумуляцию сельхозпредприятиями средств НДС, а также поддержку животноводческих хозяйств за счет перечисления НДС перерабатывающих компаний.
Ваше заверил, что отмена налоговых льгот для аграриев якобы не приведет к потере их конкурентоспособности на мировом рынке. «Есть страны, в которых сельское хозяйство не субсидируется вообще или субсидируется незначительно. Например, Чили, Новая Зеландия, есть достаточно стран, где субсидии меньшие», – сказал Ваше.
Подобные заявления – откровеннейший пример двойных стандартов западных стран – США и ЕС, которые являются основными бенефициарами МВФ. Ведь именно ЕС и США являются странами, которые на протяжении десятилетий оказывают беспрецедентную поддержку собственному сельскому хозяйству. Именно благодаря господдержке ЕС и США стали сильнейшими аграрными игроками, и этот факт все равно не заставил Вашингтон и Брюссель отказаться от субсидирования аграрного сектора.
И приводить в пример Новую Зеландию, которая действительно провела сложную аграрную реформу, отказавшись от традиционной поддержки аграрного сектора, – большое лукавство. Потому что опыт этой страны пока никто не повторил. При этом стоило бы сказать, что Новая Зеландия увеличила уровень социальной помощи фермерам и оказывает поддержку им в научной сфере. Не говоря уж о том, что в Новой Зеландии, по сути, круглогодичное лето, и есть возможность снимать несколько урожаев в год. А с Чили сравнивать Украину совсем некорректно: там под выращивание сельскохозяйственных культур занято лишь 8% площади страны и сильна добывающая промышленность.
В Евросоюзе и в США последние пару лет, правда, начали снижать поддержку аграриев. Однако только после того, как фермеры благодаря всевозможным субсидиям повысили свою конкурентоспособность, объемы производства, рентабельность и встали твердо на ноги. Во-вторых, эта поддержка там по-прежнему несоизмеримо больше, чем на Украине. Разница в десятки – 20–50 – раз.
Как поддерживает фермеров ЕС
Два десятилетия вплоть до 2013 года Евросоюз тратил на поддержку сельского хозяйства примерно одинаковую сумму – по 50–60 млрд евро в год (в ценах 2007 года). К примеру, в 2009 году из общего бюджета ЕС в 140 млрд евро сельскому хозяйству было выделено 57 млрд евро или 41% бюджета ЕС. Получалось, что на один гектар сельхозугодий европейцы из общего бюджета тратили 324 евро. Но есть еще и национальные бюджеты, из которых на поддержку сельского хозяйства шло еще примерно 20% или по 81 евро на гектар.
Таким образом, общая бюджетная поддержка в странах ЕС в 2009 году составила 405 евро на га угодий (это 16 тыс. рублей в тех ценах). Такие данные приводит в своем исследовании главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени Никонова Болюс Пошкус.
С 2014 по 2020 год затраты на поддержку сельского хозяйства в бюджете ЕС снижаются, но за семь лет в общей сложности всего на 13%. Поддержка с/х по-прежнему будет занимать значительную долю в бюджете ЕС – 38%. Ежегодно европейские фермеры будут получать по 50 млрд евро. Даже такое небольшое снижение поддержки вызывало в Европе серьезные баталии.
Неудивительно, что когда украинских фермеров и животноводов «обрадовали» тем, что государство лишит их льготного налогообложения, дабы сэкономить бюджету 30 млрд грн (или 1,5 млрд долларов, или 1,3 млрд евро), они вышли на улицу.
Во вторник в Киеве почти тысяча работников и владельцев сельхозпредприятий собралась на пикет у стен Верховной рады с требованием не вводить НДС для животноводов.
Однако украинцы всех сословий и профессий выходили на улицы уже не раз (и шахтеры, и долларовые должники). Но ни к какому результату это не приводило.
Как помогают своим фермерам США
В США та же самая история с поддержкой сельского хозяйства. В 90-х они ежегодно субсидировали собственных фермеров примерно на 50 млрд долларов в год. В последнее время сократили эту сумму до 20 млрд долларов благодаря повышению рентабельности в отрасли, отмечает Дмитрий Лукашов из IFC Markets.
Господдержка сельского хозяйства в США и ЕС одинаково огромна, разница там лишь в подходах. Например, в ЕС поддержка направлена больше на то, чтобы число фермеров не сокращалось, не росла безработица, чтобы цены на продукты не росли, а аграрии имели уровень доходов, сопоставимый с другими отраслями экономики. В какой-то момент субсидии в странах ЕС стали достигать 45–50% стоимости продукции фермеров (в России это было всего 3,5%, для сравнения).
Если в ЕС ориентируются больше на социальную стабильность, то в США исходят из состояния самой экономики. В годы кризиса уровень субсидирования американских аграриев заметно увеличивается, тогда как в более тучные годы снижается. На Украине сейчас глубочайший кризис, и по американской логике фермерам должна быть оказана еще большая поддержка, чем раньше. Но это правило Вашингтон применяет только для себя.
Если брать налоговые льготы, то льготной ставки подоходного налога для фермеров в США как таковой нет. Однако большинство фермеров все же имеют существенные налоговые льготы, просто в другой форме. Так, НДФЛ там дифференцирован – если доход небольшой, значит ставка минимальна (этим фермеры и пользуются). Во-вторых, американским фермерам дают много возможностей существенно уменьшить налогооблагаемую базу.
Политика двойных стандартов
Что касается Украины, то требование МВФ прямолинейно – налоговые льготы убрать. А каким тогда другим образом стоило бы помочь украинским фермерам – уже не проблема фонда.
Развитые западные страны не склонны помогать другим. Это хорошо проявляется даже внутри ЕС, где есть четкое разделение на старо- и младоевропейцев. К примеру, Бельгия, Дания, Нидерланды, Франция, Австрия в 2008 году на гектар сельхозугодий получили субсидии от ЕС в среднем по 512 евро, тогда как Эстония, Латвия, Литва и Польша – в 2 раза меньше – по 256 евро.
Замминистра финансов Украины Елена Макеева, которая полностью поддержала МВФ в этом вопросе, все же высказала альтернативную идею. Вместе с отменой льготного налогообложения министерство считает необходимым внедрить адресные целевые дотации для сельхозпроизводителей.
Но проблема в том, что Украина – член ВТО, а нормы ВТО резко против как раз именно такой формы поддержки фермеров – против адресных целевых дотаций. Тогда как налоговые льготы нормы ВТО хоть и не приветствуются, но считаются более приемлемой формой поддержки.
Если посмотреть на нормы ВТО, которые разрабатывались в основном США и ЕС и рядом других развитых стран, то здесь также хорошо видна тенденция: развитые страны препятствуют другим поддерживать своих аграриев. Потому что именно США, ЕС и Япония прописали, что члены ВТО могут поддерживать собственных сельхозпроизводителей пропорционально их доле на мировых рынках продуктов питания.
США, ЕС и Япония в том же 1995 году, когда и создавалась сама ВТО, занимали вместе более 40% мирового рынка продуктов питания, напоминает Дмитрий Лукашов из IFC Markets. Именно эти три страны и получили основные права по поддержке своих аграриев, и они до сих пор пользуются этим правом по максимуму, тогда как все остальные страны – участники ВТО обязаны ограничивать объем субсидий в соответствии с их местом в мировой торговле.
Сама Украина оправдывает требование МВФ тем, что от действующего спецрежима НДС для аграриев выгоду получает в первую очередь крупный бизнес. Официально более 3% предприятий обрабатывает почти половину сельхозугодий в стране. Однако есть другая половина земель, на которых трудятся мелкие фермеры, которым во всех развитых странах еще и доплачивают сверху по несколько сот евро, только чтобы они жили хорошо и кормили остальных.
Однако, чтобы исправить ситуацию с крупными аграрными холдингами, которые действительно вполне могут платить полную ставку НДС, не обязательно убивать мелкие хозяйства. Можно оставить льготную ставку НДС для малых и средних аграриев, обязав по полной платить налоги только крупных игроков. Однако об этом никто не говорит.
«Потеряв статус высокотехнологичного государства, окончательно угробив промышленность, власть пытается переориентировать Украину в аграрно-сырьевой придаток. Все чиновники неустанно твердят, что Украина накормит мир и выйдет из кризиса именно за счет развития агропромышленного комплекса страны. В реальности аграриям попросту перекрывают кислород. Создаются такие условия, что многие попросту уходят из агарной отрасли», – возмущается экономист Александр Колтунович из «Украинского выбора».
Все идет к тому, что небольших аграриев на Украине скоро не останется. Наиболее устойчивые малые фермы выкупят крупные холдинги (скорее всего, за копейки), другие просто обанкротятся. А когда власти разрешат еще и иностранцам скупать земли и активы в сельском хозяйстве (планируют в 2016 году), главное достояние страны перейдет в руки американцев и европейцев. Они, безусловно, превратят все украинские земли и хозяйства в сырьевой придаток собственных стран.
«Взгляд ру»