Румыния передумала объединяться с Молдавией
Премьер-министр Молдавии Валериу Стрелец заявил в эфире Europa Libera, что в Румынии подсчитали, во что может обойтись Бухаресту объединение двух стран, и отложили проект. Поэтому, по словам молдавского премьера, в политической повестке дня Бухареста и Кишинева этот вопрос сегодня не стоит. Тем временем паузу в молдавско-румынской интеграционной программе местное население требует использовать для налаживания связей с Россией.
Тема объединения, которая муссируется национал-радикалами в Молдавии с 1989 года, а в 1992-м привела к вооруженному конфликту на Днестре, перестала активно эксплуатироваться в Румынии после прихода к власти президента Клауса Йоханниса.
Этнический немец Йоханнис подошел к проблеме по-немецки прагматично: Молдавия при его правлении остается братским государством и приоритетным партнером, но без эмоциональных лозунгов о возвращении Румынии статуса «Великой» за счет когда-то утраченных бессарабских территорий. На подобных призывах строил свою политическую карьеру предшественник Клауса Йоханниса – Траян Бэсеску. Он обещал после отставки получить молдавский паспорт, что прочитывалось молдавским обществом как обещание поучаствовать в молдавской политике. Однако этого не произошло – то ли из-за уголовного преследования Бэсеску на родине, то ли из-за понимания реалий нынешней Молдавии, большая половина граждан которой выступает за сохранение молдавской государственности и не хочет в Румынию. Традиционно объединение со страной-соседкой поддерживает молдавская интеллигенция. Сельское население, то есть большинство, категорически против такого исторического разворота.
Интересно, что правящий в Молдавии Альянс за евроинтеграцию ранее поддерживал идею Бэсеску – объединение в рамках Евросоюза. Интеграционный уровень отношений двух стран вписывается в план воссоединения «двух румынских государств». По соглашению сторон румынские военные могут свободно перемещаться по территории Молдавии – на танках или без, молдавские школы давно перешли на румынские программы обучения, Академия наук Молдавии не скрывает, что хотела бы стать румынским филиалом, совместные заседания правительств – уже традиция. Тем не менее процесс объединения тормозится, причем не по вине Кишинева.
«У наших запрутских братьев другие проблемы», – заявил молдавский премьер Валериу Стрелец, передает Europa Libera. «Ранее были проведены расчеты затрат на объединение. Не думаю, что существует много энтузиастов, которые согласились бы на понижение уровня жизни семьи в Бухаресте или Питештах в пользу объединения», – добавил он.
В связи с этим следует отметить, что Валериу Стрелец заявил 1 августа, спустя два дня после его назначения на должность премьера, что в настоящее время тема объединения Республики Молдова (РМ) с Румынией не входит в политическую повестку дня Кишинева и Бухареста. «Румыния является нашим главным покровителем, но на сегодняшний день ни власти Бухареста, ни власти Кишинева не ставят перед собой задачу возможного слияния в единое государство», – сказал новый премьер, цитируемый порталом independent.md.
Europa Libera напоминает в этом контексте, что в результате недавнего опроса, проведенного в Румынии, выяснилось, что почти 68% румын поддерживают идею объединения с Молдавией до 2018 года, когда исполнится 100 лет со дня Великого объединения в 1918 году.
Это второй отказ Бухареста молдавским властям: в начале 90-х годов прошлого века первый президент Молдавии Мирча Снегур обсуждал такую возможность с президентом Румынии Ионом Илиеску, но поддержки не получил.
Не все получается у Кишинева и в плане европейской интеграции. Надежды на скорое получение статуса члена ЕС трансформировались в ассоциативное участие в Европейском союзе. А планы диверсифицировать рынки сбыта с России и стран СНГ на ЕС пока не реализовались. «С введением РФ ответных санкций против ЕС у Молдовы появилась возможность вернуться на свои традиционные рынки сбыта, прежде всего российский», – рассказывает лидер Народно-социалистической партии Молдавии Виктор Степанюк. «Сегодня продукция из Молдовы пошла в РФ, это вино, фрукты, овощи. Однако запреты на ввоз в РФ сняты только для Гагаузской автономии. Между тем в стране большой урожай – персиков, винограда. Сбыть его в ЕС невозможно. Там вроде рынок для нас и открыли, но технические требования не дают возможности продавать туда основную часть урожая. Практически на рынок ЕС мало что идет. Население между тем надеется, что новое правительство сделает все, чтобы занять традиционную нишу на рынке РФ, которую освободили европейцы. Если у премьера Стрельца хватит политической воли и если ему не помешают европейские консультанты, то с Москвой можно будет договориться – это и в ее интересах. Но надо ехать в Москву и начинать переговоры. И вести более прагматичную политику: не отказываясь от ЕС, налаживать связи с Россией», – полагает Виктор Степанюк. Он также считает, что для этого есть реальные возможности: «В новом правительстве, кроме Либеральной партии, нет унионистов (сторонников объединения с Румынией. – «НГ»). Либеральные демократы, в числе которых есть и бывшие члены Народного фронта (прорумынское движение 90-х годов. – «НГ»), отказались от лозунгов объединения, а демократы придерживаются центристских взглядов. Недавнее заявление премьера о том, что вопрос воссоединения на повестке дня не стоит, связано не только с политикой, которую проводит президент Румынии Йоханнис, но и с настроениями молдавского населения. Стрелец фактически успокоил граждан Молдовы, пророссийские настроения которых продиктованы пониманием того, что продать то, что вырастили крестьяне, можно в Белоруссии, но в основном в России». Это, кстати, понимают и в других странах СНГ: на российском направлении стали активно работать Азербайджан и даже Грузия, у которой проблем с РФ больше, чем у Молдовы (Абхазия, Южная Осетия). Так что за право восстановления поставок на освободившийся российский рынок теперь будут бороться ее традиционные поставщики из стран бывшего СССР, отметил молдавский политик.
«Независимая газета»