Балтия хочет от России $ 1 трлн за «оккупацию»
Реанимированы требования стран Балтии к России компенсировать ущерб, якобы нанесенный в годы жизни в СССР, которые здесь именуются не иначе как «советская оккупация».
Казалось, эти требования стихли, но нет: балтийская элита, видно, ждала удобного случая, и вот он наступил. В четверг министры юстиции стран Балтии подписали в Риге меморандум о сотрудничестве, предполагающий совместные действия в этом направлении.
Хотя мало знающий о советском периоде 40-летний министр юстиции Эстонии, лидер местных националистов и бывший министр обороны Урмас Рейнсалу уверяет, будто ни одна из стран Балтии не отказывалась в одностороннем порядке от требования, это не совсем так. Официально — да, не отказывалась, но, например, латвийская комиссия по подсчету ущерба в 2009 году, когда республика находилась в преддверии дефолта, была закрыта, а в 2013-м возобновила работу. Впрочем, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, который сейчас критикует Россию за все на свете, тогда отступил под натиском экономических проблем и подверг сомнению возможность компенсации ущерба от «советской оккупации». Он сказал, что общая история Латвии и России очень тяжелая, поэтому все это надо обсуждать. Обращался он и к Национальному объединению, до сих пор входящему в правящую коалицию Сейма, с призывом не строить свою политику на теме компенсаций ущерба от «советской оккупации». За это националисты его обвинили… в русофилии.
Похожая ситуация была и в Литве. Инициаторами претензий стали местные правые во главе с профессором Витаутасом Ландсбергисом. Можно сказать, Литва оказалась первопроходцем: еще 3 июня 2000 года с его подачи — профессор был тогда спикером Сейма — приняли закон «О возмещении причиненного оккупацией СССР ущерба». Это на долгие годы испортило отношения с Россией. В 2011—2012 году литовские консерваторы попытались придать своему требованию международной статус — так, чтобы от имени республики сам Евросоюз стал требовать от России возмещения ущерба. Однако после парламентских выборов 2012 года консерваторы потеряли власть, а правящие социал-демократы отложили эти требования в долгий ящик.
Отменить их не могли, так как формально это являлось волей народа, выраженной на референдуме: 14 июня 1992 года в Литве прошел плебисцит, во время которого голосовали за вывод бывших советских, российских войск с территории республики и за возмещение ущерба от «советской оккупации». Это и послужило основанием для принятия закона в 2000 году. Но позиция литовских социал-демократов колебалась вместе с линией Запада. В предвыборной программе в 2012 году они выступали за перегрузку отношений с Россией. После победы это слово исчезло, стали просто говорить о стремлении улучшить эти отношения. В итоге дозрели до позиции консерваторов.
Но тут важно отметить вот что. К самой России эти законодательные инициативы не имеют прямого отношения. Закон обязывает правительство приступить к переговорам с Россией о компенсации ущерба от «советской оккупации». А Россия вести их, понятно, не собирается. Заставить ее невозможно, но, естественно, хочется. Еще бы. Цифры фигурируют колоссальные.
В Литве аппетиты росли как на дрожжах. Сначала говорили о «считанных» миллиардах". Потом речь зашла о 20. Президент Валдас Адамкус, кстати, американский литовец, вернувшийся на родину ради политической карьеры, поднял планку — в выступлении 7 января 2008 года на расширенном заседании коллегии МИД она назвал сумму ущерба в 28 миллиардов долларов США. Ну а консерваторы в 2012 году озвучили в Сейме требование в 834 миллиарда долларов. Причем, что замечательно, — сюда должны были входить расходы на консервацию Игналинской АЭС, остановленной по требованию Еврокомиссии на стыке 2009−2010 г. г., а введенной в эксплуатацию в 1983-м, то есть доставшейся от ненавистного СССР и производившей самую дешевую электроэнергию в Европе. Короче — вредной.
Эта коллизия, кстати, напоминает нынешние предложения некоторых литовских экспертов заставить «Газпром» участвовать… в содержании терминала сжиженного газа в Клайпеде, построенного для того, чтобы получить независимость от российского газа; на терминал его поставляет Норвегия, и он получается дороже газпромовского в том числе по причине аренды огромного судна-хранилища, из-за чего и возникают финансовые издержки эксплуатации.
Ну, это так, о логике экспертов. И вот когда возникло требование в 834 миллиарда долларов, консерваторы как раз верстали бюджет на 2013 год, принятый, правда, через несколько месяцев после ухода в оппозицию, и все доходы национального бюджета вместе с помощью ЕС были запланированы в размере 28,9 миллиарда литов, то есть примерно в 8 миллиардов евро. Это же сколько лет Литва могла бы безбедно существовать не работая, а просто отдыхая?! Пожалуй, радость была бы похлеще, чем от гигантского бриллианта из «Шырли-мырли».
У латышей тоже губа оказалась не дура. Пока официальная комиссия путалась в «показаниях» и не могла толком сосчитать, общественная организация «Латвийское общество исследования оккупации» решила, что Россия должна республике примерно 290 миллиардов евро.
Относительно скромной оказалась лишь Эстония. Местная парламентская комиссия пришла к выводу, что Россия должна республике 100 миллиардов евро за экономический ущерб, 4 миллиарда за вред, нанесенный природе военными базами. Непонятно как посчитали и компенсацию за сталинские репрессии — 12 миллиардов.
И вот все эти требования лежали в том долгом ящике, но сейчас по известным причинам их достали. Напомнили, что Россия является правопреемницей, а значит должна отвечать за СССР. А министр юстиции Литвы, социал-демократ Юозас Бернатонис и не скрывал цели — той, которая была у консерваторов до потери власти: он сказал, что целью декларации является рассмотрение вопроса «в международном масштабе, в рамках международного права». То есть все-таки попытаются перейти от требования к своим правительствам начать переговоры с РФ к требованию к самой России через суды.
Неясность только относительно подсчета компенсации. То ли мало показалось, то ли смутили уже известные числа. Договорились для начала разработать единую методику оценки ущерба.
Интересно, а будет ли методика подсчета вклада СССР? Но, в общем, не в этом суть. Очень похоже на очередную пиар-акцию против России, рассчитанную отчасти на внутреннее потребление — для своего электората, но большей частью — на европейское общественное мнение. Чтобы жители «непросвещенной» Европы увидели, как страдала национальная советская партийная номенклатура в своих кабинетах в годы советской власти.
«Свободная пресса»