Обама проткнул потолок
Обама подписал план бюджета на два года. Среди прочего, документ увеличивает потолок госдолга США, который сейчас превышает 18 триллионов долларов. Одним росчерком пера президент отодвинул возможный дефолт страны по крайней мере на полтора года. В марте 2017-го американские власти снова вернутся к этой проблеме.
Закредитованное правительство
30 октября американский сенат одобрил повышение потолка национального долга. По последним данным Казначейства США, госдолг достиг 18,15 триллиона долларов. Это больше ВВП страны — 18,04 триллиона долларов (информация бюро экономического анализа Минторга США). 2 ноября президент Барак Обама подписал необходимые для увеличения кредитного лимита документы.
По словам бывшего спикера палаты представителей США Джона Бейнера, достигнутое между исполнительной и законодательной властью соглашение о повышении потолка госдолга спасло страну от дефолта. В последние годы этот вопрос традиционно сопровождается длительными и горячими спорами. Республиканцы, у которых в Конгрессе большинство, сталкиваются в борьбе с президентом-демократом.
Теперь Соединенные Штаты могут продолжить спокойно жить в долг. Во всяком случае, до марта 2017-го. В ближайшие полтора года граница допустимого будет автоматически подниматься по мере необходимости. По мнению Бейнера, к очередному «часу икс» объем обязательств США раздуется до 19,6 триллиона долларов. За последние полвека Конгресс уже около 80 раз одобрял расширение кредитных возможностей правительства.
Призрак Ципраса
Еще в июле республиканец Рон Пол, трижды баллотировавшийся на пост президента США, припугнул Белый дом тенью греческого долгового кризиса. По его мнению, Соединенным Штатам необходимо решить проблему госдолга и сбалансированности бюджета, иначе коллапса не избежать. Рон Пол призывал сократить военные и социальные расходы, а также урезать корпоративные льготы.
О том, что большой госдолг США является проблемой для всей мировой экономики, говорил и президент России Владимир Путин.
«Долговая нагрузка США высока: в антирейтинге стран по отношению госдолга к размеру ВВП они занимают 13-ю строчку. Из крупных экономик впереди лишь Япония (232 процента ВВП), а также периферийные страны еврозоны — Италия (133 процента), Португалия (129 процентов), Ирландия (123 процента) и Кипр (112 процентов)», — рассказал «Ленте.ру» старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов. Он считает, что у Вашингтона невысокий потенциал для наращивания долга. Его размер может увеличиться до 125-130 процентов ВВП — этого будет достаточно, чтобы финансировать дефицит бюджета размером 2,5 процента ВВП.
Сам по себе размер обязательств не такая уж проблема. Не имеет значения, сколько вы должны, если кредиты погашаются аккуратно. За всю историю US Treasuries — казначейских облигаций США, пользующихся спросом у иностранных государств — по ним ни разу не было дефолта. Это одна из самых надежных ценных бумаг в мире, с ее помощью многие государства формируют свои резервы.
На поверку оказывается, что глобальная финансовая система за многие годы привыкла к такому поведению американских властей: те снова и снова поднимают планку, а мир продолжает их кредитовать. Проблемы возникают крайне редко.
Бесконечный долг
Один из кризисов случился в 2013 году. Затянувшиеся переговоры между Белым домом и Конгрессом привели к тому, что страна фактически осталась без правительства на 16 дней. Спор разгорелся вокруг реформы здравоохранения. На ее проведение, разумеется, требовались деньги. Чтобы их получить, необходимы кредиты. Иными словами — следовало повысить потолок госдолга. Быстро договориться не удалось: республиканцы были готовы проголосовать за возможность получения новых кредитов только в обмен на отсрочку проведения реформы. Среди прочего не были согласованы и другие финансовые вопросы, например, выделение средств на работу федеральных органов власти.
1 октября более 800 тысяч госслужащих отправились в неоплачиваемый отпуск. Перерыв в бюджетном процессе на время оставил без работы большую часть сотрудников НАСА, Минторга, Минэнерго, МВД и Белого дома. Половина гражданского персонала министерства обороны также получила возможность отдохнуть за свой счет. За сутки до возможного дефолта — 16 октября — республиканцы сдались и отдали голоса за повышение порога долга на 1,1 триллиона долларов.
В 2011 году решение об увеличении лимита привело к тому, что агентство Standard & Poor’s (S&P) впервые в истории понизило рейтинг США с безупречных AAA до AA+. Тогда американский госдолг был равен 14,3 триллиона долларов. S&P предупреждало, что продолжит снижение рейтинга, если государство не сократит расходы. В июне 2015 года агентство оставило оценку AA+ при долге в 18,11 триллиона (данные Казначейства на 1 июня).
«У США по факту нет внешнего долга. Критерий «внешности» — это валюта, в которой номинирован долг. Он в долларах, то есть целиком и полностью внутренний. Проблемой это не является — раз весь мир готов брать твои облигации. Это может стать проблемой, если долг начнут распродавать. Но пока это остается страшилками», — утверждает директор по региональным рейтингам агентства RusRating Антон Табах.
Да, дефолт США трудно себе вообразить. Особенно учитывая то, что доллар активно используется в международной торговле и для формирования резервов по всему миру. В гипотетической ситуации острого кризиса Вашингтон может включить печатный станок на полную мощность. И эти деньги пойдут на погашение долгов. Пока такие страны, как Китай, Япония, Великобритания или Швейцария выступают кредиторами США, доллар будет больше чем валютой.
По мнению Антона Табаха, дебаты о потолке госдолга — не более, чем «клоунада для внутриамериканского потребления». «Борцы за стабильность бюджета декоративно пободались с Минфином. В 2011 году все нервничали, даже рейтинг порезали. А сегодня все уже знали, как пойдет пьеса», — комментирует эксперт. Поэтому и не было никакой реакции на долговых рынках. Не заметил повышения кредитного потолка и валютный рынок. Факт соглашения между Конгрессом и Белым домом был воспринят как должное.
Тем не менее решение Обамы способно повлиять на глобальную экономику в будущем. Автоматическое повышение кредитного потолка вплоть до марта 2017 года, помимо всего прочего, — дополнительный аргумент в пользу увеличения базовой ставки (сейчас она находится на историческом для США минимуме в 0,25 процента). Следующее заседание ФРС состоится в середине декабря. Если совет управляющих решит поднять ставку, это приведет к тому, что казначейские облигации США станут более привлекательными — проценты по ним вырастут. Соответственно, на них поднимется спрос.
Поэтому не стоит удивляться тому, что многие страны выстроятся в очередь, чтобы дать в долг Вашингтону. Будет в этой очереди и Россия. Не забываем, что наша страна входит в двадцатку крупнейших кредиторов Соединенных Штатов — в американские облигации вложено 89,9 миллиарда долларов. Видимо, стоит ждать увеличения данной суммы.
Кроме того, рост ставки может укрепить доллар и оказать давление на нефтяные цены — плохие новости для рубля. Если предсказание Минфина России о сезонном ослаблении рубля в конце года сбудется, нас ждет очередной раунд девальвации.
Марат Селезнев, «Лента ру»