«У нас очень много денег», а у вас?.
За несколько дней до завершения 2015-го Анатолий Чубайс для четырёх сотен «ключевых» сотрудников госкорпорации «Роснано» подвёл итоги уходящего года в специально по этому случаю арендованном московском клубе Duran Bar. Видео выступления Анатолия Борисовича буквально за несколько суток успело взлететь на первые строчки топ-листа Рунета и отнюдь не потому, что глава «Роснано» на вечеринке продемонстрировал некую «космическую» по своей новизне наноразработку, которая, что называется, совершит технологическую революцию. Число просмотров выступления главного «наночиновника» России прирастало тысячами в час из-за тех слов, которые Чубайс, стоящий в полумраке перед залом, произнёс:
«У нас очень много денег (восторг в зале)! Их просто совсем много…».
В принципе, даже если бы Чубайс сказал только эти слова, то и их было бы достаточно, чтобы на фоне усугубляющегося экономического кризиса в стране у миллионов людей начали вновь чесаться кулаки. Но Чубайс продолжил:
«Именно поэтому у нас появилась возможность не просто ворочать большими деньгами, но ещё и вложить их в нашу долгосрочную стратегию, которая, как вы знаете, не просто принята, но и к тому же полностью решила нам все проблемы, в том числе проблему финансового провала 17 года. Нет, мы не провалимся в 17-м году, у нас всё в порядке. В 2015 году мы с вами точно сможем произвести продукции на те самые 300 млрд., которые были нашим главным показателем. (…) Совет директоров утвердил нам возможность из полученной нами сверхплана премии по итогам 2015 года направить её значительную часть на выплату премии из фонда экономии заработной платы. Соответственно, у нас есть вторая премия помимо первой (бурные овации в зале). Это будет не мгновенно, но постараемся за базар отвечать».
Итак, руководитель государственной компании – компании, получающей львиную долю финансирования из госбюджета, заявляет, что у компании столько денег, что буквально девать эти деньги некуда. Что ж, за сотрудников «Роснано», казалось бы, нужно порадоваться – две итоговых премии, плюс новогодний корпоратив в одном из пафосных клубов столицы, плюс заявления о том, что миллиарды в казну компании будут течь рекой как минимум до 2020 года (официально за этот период «Роснано» в формате одних только госсубсидий получит порядка 50 миллиардов рублей). Но так уж получилось, что у россиян, которые посмотрели ролик, бурной радости за «нанокомпанию» с мегатратами не обнаружилось. Самое приличное и мягкое слово в комментариях к этому пиршеству – «ОБНАГЛЕЛИ!» Самое-самое мягкое…
Возможно, реакция на заявления Чубайса о «постараемся за базар отвечать» и «у нас очень много денег, их просто совсем много» была бы несколько мягче, если бы подобные заявления могли себе позволить иные компании с их сотрудниками, а также представители малого и среднего бизнеса, которые сегодня вынуждены крутиться ужами на сковородке, чтобы хотя бы сохранить собственное дело и костяк трудового коллектива. Возможно, не было междометий на букву «х» или «б», если бы всего несколько дней назад от руководителей государства страна не услышала, что индексации социальных выплат по уровню инфляции ждать не приходится, пенсионный возраст, «хош-не хош», придётся повышать, а пенсии работающим пенсионерам – замораживать. То есть у государства, получается, нет средств на содержание людей, которые отдали ему свою трудовую жизнь, жертвуя своим здоровьем, зато есть средства на то, чтобы у «Роснано», в котором с жертвенностью во имя России явные проблемы, таких средств было с избытком. Это ли не шаг к расслоению общества, которое, казалось бы, только недавно стало обретать точки для консолидации? Или в этом-то и заключается главный посыл г-на Чубайса, решившего, что уж чего-чего, а общественной консолидации России точно нельзя себе позволять...
На эту тему можно размышлять долго, плеваться часто, ещё чаще хмурить брови, но факт остаётся фактом – сказано г-ном Чубайсом сие было явно в расчёте на то, что этот «сам себе режиссёр» обязательно появится в Сети и тем самым получит, по крайней мере, всероссийскую огласку. Глава «Роснано» всем своим видом даёт понять, что ему, как принято говорить, до лампочки общественное мнение и те «озабоченности», которые высказываются нами – челядью, ибо челядь со временем проглотит, и ни один антикоррупционный фонд или комитет (коих у нас, как уже сообщалось в одной из статей, десятки) не проведёт детальное расследование того, на что же именно «Роснано» потратил упомянутые Чубайсом 300 миллиардов рублей, и на что потратит новые тонны купюр в ближайшие годы?
Главный креатор нанотехнологий России при этом ещё и даёт понять, что средства, которыми те же пенсионеры и сотрудники бюджетной сферы проспонсируют «Роснано», — уже решённый вопрос. При этом на сайте «Роснано» подавляющее большинство инвестиционных проектов госкорпорации не снабжено хоть какой-то информацией о том, сколь эффективно расходовались выделенные из бюджета средства. В лучшем случае «Роснано» сообщает, какую сумму средств компания в тот или иной проект вложила. В ряде случаев «Роснано» говорит об участии в инвестпроекте и потраченных на него средствах, но тут же дополняет, что госкомпания из проекта уже… вышла. Причём нет никакой информации ни о том, почему вышла, ни о том, кем же в итоге были освоены выделенные деньги. Из материала «Роснано»:
«ООО «ТМК-ИНОКС». Создание производства высокоточных труб из нержавеющих сталей и сплавов. Доля «Роснано» — 1,3 млрд. рублей. Выход из проекта».
Должно быть, в ходе московского корпоратива, стоимость которого составила более 2,2 млн. рублей (деньги, как сообщает пресс-служба «Роснано», оказывается, выделены членами правления фонда инфраструктурных и образовательных программ) сотрудники чубайсовской компании долго смеялись над нами – челядью, которая «хавает» такого рода «отчётность», а также соображает, что же это за «высокоточные трубы» такие?..
Ещё один занимательный материальчик от «Роснано» от 23 декабря:
"Российская частная космическая компания «Даурия Аэроспейс» — портфельная компания фонда I2BF-RNC Resources Fund, инвестором которого выступает РОСНАНО — успешно завершила сделку по продаже своих спутников, находящихся на околоземной орбите. Покупателем выступила американская компания Aquila Space, создающая собственную группировку спутников. Были приобретены как сами космические аппараты, так и необходимые лицензии на использование технологий «Даурия Аэроспейс».
Получается, что эта самая частная лавочка «Даурия Аэроспейс», в которую «Роснано» инвестирует с 2013 года неизвестно, сколько бюджетных средств, на средства российских налогоплательщиков наваривает для себя барыши на реализации уже запущенных на орбиту спутников американским «партнёрам». Интересная стратегия вложения государственных средств, не правда ли… Интересная, особенно если учесть, что на стратегических для российской экономики предприятиях, включая предприятия оборонные, рабочие вынуждены трудиться в цехах при температуре +3 по Цельсию – да и то только те, которых не успели «оптимизировать по полной» с целью удовлетворения потребностей Анатолия Борисовича и его феноменально преуспевающей конторы «Рога и копыта».
Остаётся только подсчитать, какое это по счёту заявление ЧАБ (начиная с заявлений о двух «Волгах» за один ваучер), после которого народ чувствует себя «деревянными буратино», а непотопляемость великого комбинатора становится всё более очевидной…
«Военное обозрение»