Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Так в России начинался капитализм...

Так в России начинался капитализм...

ekran_resmi_2014-12-15_15.58.05 Январь для России месяц особый. Именно в январе 1992 года в стране были отпущены цены, и мы вступили в эпоху капитализма... Сегодня об этом повороте истории написано много — оценки такого исторического поворота разнятся кардинально, от сугубо положительных до сугубо отрицательных. Думаю, что споры на данную тему ещё далеко не окончены.

Мне кажется, что самыми любопытными здесь выглядят свидетельства людей, которые были непосредственно причастны к российской буржуазной революции. Одним из таких людей является первый официальный советский миллионер Артём Тарасов...

Его имя когда-то гремело по всей стране. Причиной такой славы стал его неординарный поступок в конце 80-х годов. Тогда он, хозяин нескольких преуспевающих кооперативов, вместе со своим другом, как дисциплинированные члены КПСС, заплатили партийные взносы в размере… 90 тысяч рублей (курс доллара тогда колебался от полутора до трёх рублей). Затем имя Тарасова мелькало ещё в ряде скандалов, в результате чего сегодня он большей частью живёт за пределами нашего Отечества.

Лет десять назад он выпустил книгу воспоминаний, в которой рассказал о некоторых тайнах нашего недавнего прошлого.

Если абстрагироваться от присутствующих там сугубо личных моментов, то эти мемуары, носящие амбициозное название «Миллионер», выглядят весьма любопытным произведением. Особенно, в части характеристик некоторых известных личностей, с коими Тарасову довелось немало пообщаться. Плюсом этих оценок служит то обстоятельство, что сам известный советский кооператор не был связан ни с одним из правящих за последнее десятилетие в России политических режимов. И потому его суждения могут претендовать на объективность.

Немцов стал виновником гибели человека?

Воспоминания Тарасова весьма насыщены описанием всевозможных афёр, экономических комбинаций и самых настоящих авантюр, посредством которых на рубеже 80-90-х годов зарабатывались первые в России состояния. Чтиво это настолько увлекательно, что напоминает приключенческий роман. Вот некоторые персонажи, которые, в конце концов, стали жертвами этих бурных процессов…

Илья Медков. Недоучившийся журналист, в возрасте 26 лет зарабатывавший деньги на всём, чем только можно – нефти, цветных металлах, банковских операциях. Как отмечает Тарасов, у него был просто нюх на выгоду, толкавший Медкова в самые жуткие авантюры. К примеру, в 1992 году подкупив нескольких руководителей агентства ИТАР-ТАСС, он запустил информацию о том, что в Ленинградской области произошла утечка ядерного топлива:

«Разумеется, это сообщение тут же повторили все информационные агентства. Мир, напуганный Чернобылем, буквально закипел… Несмотря на опровержения, скандал продолжался в течение почти двух недель. Нанятые Илюшей брокеры скупали акции ведущих скандинавских компаний, которые чудовищно упали в цене».

Только одна эта махинация принесла Медкову прибыль в 18 миллионов долларов, которые прохиндей тратил, что называется, от души: он покупал шикарные квартиры и безумно дорогущие автомобили во Франции, Англии, в США. Медков стал самым первым нашим бизнесменом, кто приобрёл себе частный самолёт…

Герман Стерлигов. Тарасов вспоминает, как этот парень сделал свой первый капитал. 22-летний Стерлигов основал с друзьями в 1990 году частное сыскное агентство. Но клиентов не было. Тогда Стерлигов позвонил Тарасову и сообщил, что якобы на него готовится покушение. Напуганный кооператор встретился со Стерлиговым. И тот в качестве доказательства предъявил выписку из банковских счетов кооператора.

Это произвело на Тарасова неизгладимое впечатление, и он нанял агентство Стерлигова в качестве своей службы безопасности. И только потом он узнал, что история о покушении была выдумкой, а выписку из банковских счетов предприимчивый «частный сыщик» спокойно взял из банка, представившись сотрудником Тарасова: в советских банковских учреждениях на личные документы особого внимания не обращали.

А в 1991 году Стерлигов, заняв у Тарасова два миллиона рублей, занялся биржевой деятельностью:

«Герман получил два миллиона и тут же полностью истратил их на телевизионную рекламу. Как ни странно, он оказался первопроходцем: до него никто не соображал, что всё можно разрекламировать по телевидению, да так, что товар станет для граждан России просто необходимым… За два миллиона рублей все каналы с упоением показывали зевающую собаку Германа по кличке Алиса. И биржа „Алиса“ стала безумно популярной».

Только одно брокерское место в «Алисе» стоило до 600 тысяч рублей, и всё равно на него претендовало сразу не менее пяти-шести человек. Стерлигов таким образом стал ворочать миллионами долларов…

Абдулхамид Садеков, предприниматель из Нижегородской области. Тарасов вспоминает, что этот человек пришёл к нему с идеей производства упрощённого варианта швейной машинки. Благодаря своему личному обаянию Садеков сумел заинтересовать и Тарасова, и чиновников из министерства лёгкой промышленности. Так он заработал свои первые деньги. А затем Садеков увлёкся нефтяным бизнесом, став заместителем руководителя «Роснефтегаза» и владельцем целой сети бензоколонок в Москве и в Нижнем Новгороде. К середине 90-х годов его личное состояние насчитывало почти 78 миллионов долларов…

Увы, участь этих первопроходцев нашего капитализма была печальной. Стерлигов прозевал веяния времени, когда биржи в силу установившихся прочных межэкономических связей стали не нужными, и потому разорился. Но ему ещё повезло, поскольку Медков и Садеков погибли от пуль киллеров.

Тарасов осторожно намекает, что Медков ввязался в cкандально-опасную историю с банкротством советского «Внешэкономбанка». Банк сознательно в 1992 году обанкротил кто-то из высоких кремлёвских начальников, дабы нажиться на панике среди вкладчиков банка как у нас в стране, так и за рубежом: эти деньги возвращались, но за 30 процентов от стоимости вклада. Таким образом инициаторы банкротства положили в свои карманы не менее двух миллиардов долларов. Медков был одним из тех, кто перевозил полученную прибыль за границу и размещал её в тамошних банках. Сразу после завершения операции все эти курьеры вскоре были ликвидированы, включая и Илюшу...

Что же касается убийства Садекова, то Тарасов склонен видеть здесь интриги вокруг нижегородского телеканала «Сети-НН». Нижегородцы помнят, как в 1997 году развернулась схватка за акции канала между Садековым и тогдашним владельцем «Сетей» Вадимом Булавиновым, депутатом Государственной Думы. В разгар этой кампании Садекова расстреляли из автомата на элитном Рублёвском шоссе, буквально в ста метрах от дачи Ельцина.

Тарасов подчёркивает, что во всей этой истории предприниматель действовал, прежде всего, в интересах своего приятеля, вице-премьера российского правительства Бориса Немцова, желавшего завладеть каналом. Поэтому Немцов был сильно напуган гибелью друга и считал, что эта смерть была предупреждением для него лично…

Подводя итоги жизни первых российских капиталистов, Тарасов с грустью пишет:

«Не судите их строго. Эти люди жили в переломный момент истории России. Они обладали от природы предпринимательским талантом… Талант в России редко в почёте, тем более талант предпринимателя. Он может приносить как пользу, так и вред. Всё зависит от той среды, в которой он живёт и действует. Только от этого».

Счета Гайдара находятся в Париже

В мемуарах перед читателем проходит целая череда известных политиков. Вот мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Тарасов уверяет, что именно благодаря его «скромной персоне» Лужков собственно и стал тем, кем он сейчас является. Когда мэром в 1990 году стал Гавриил Попов, кооператор был приглашён на личную встречу с новым столичным градоначальником. Попов предложил ему пост первого зама. Но Тарасов, желавший вольной жизни бизнесмена, отказался. Зато рекомендовал на эту должность Юрия Лужкова, который в Моссовете занимался вопросами кооперативного движения.

Как пишет миллионер, к тому времени Лужков разругался с тогдашними московским властями и уже собирался уходить на работу в один из столичных НИИ. Поэтому предложение Тарасова он встретил с большим воодушевлением. Дружеские связи со своим благодетелем-кооператором Лужков потом поддерживал очень длительное время…

Совсем иные характеристики получили от Тарасова министры-реформаторы правительства Егора Гайдара, коих кооператор считает мелкими жуликами. Миллионер вспоминает, как в 1992 году к нему обратились представители ливийского режима полковника Каддафи. Они попросили организовать голосование России в ООН так, чтобы не прошла резолюция англо-американцев, предусматривающая санкции против Ливии, якобы приютившей у себя исламских террористов. За это Ливия обязалась погасить все свои долги перед Россией, и создать для нашего бизнеса самые благоприятные условия. Ну а сам Тарасов за свою посредническую деятельность мог рассчитывать на 20 миллионов долларов вознаграждения.

Эта информация была доведена до Гайдара. Премьер России дал «добро» за очень крупную мзду: сначала за 6 миллионов, а потом за 15 миллионов «баксов», которые следовало перевести на специальные счета в Париж. Сделка почти была оформлена, как вдруг голосование в ООН состоялось на день раньше намеченного. И Россия голосовала… за американскую резолюцию.

«Ай да Гайдар! Ай да сукин сын! Наши жизни спасло только то, что Каддафи не успели сообщить о результатах переговоров в Москве, и деньги не были отправлены в Париж. Иначе мы были бы немедленно уничтожены. Кто бы тогда поверил, что аферисты не мы, а представители российского правительства, которые решили взять „на лапу“, а обещания не выполнять?».

Буша в России послали на х…

Об алкоголизме первого президента России Бориса Ельцина написано сегодня много. Тем не менее постоянно всплывают всё новые и новые факты того, как Борис Николаевич своим пристрастием позорил Россию. Одну такую историю Тарасову поведал его друг по имени Веня, организовавший поездку Ельцина в США в 1992 году.

По словам Вени, пить президент начал, едва очутившись в самолёте. Он мгновенно уничтожил весь алкогольный запас авиалайнера: «Ельцин не сомкнул глаз во время самого полёта и, испытывая потребность общаться с окружающими, буквально заколебал всех своими рассуждениями и разговорами!».

В Вашингтоне президент свалился спать. Но в половине второго ночи он проснулся и опустошил мини-бар в своём гостиничном номере. Этого ему показалось мало, он принялся будить свою свиту и требовать водки. Попойка продолжалась до половины восьмого утра. Затем, кое-как справившись с официальными делами, российская делегация отправилась в Нью-Йорк, по дороге в который Ельцин вновь порядочно нагрузился.

«На небольшом частном аэродроме в Нью-Йорке у трапа самолёта Ельцина опять встречала толпа. Были там, конечно, и журналисты… Мой друг Веня спускался по трапу первым, а Ельцин шёл за ним. Вдруг Ельцин положил Вене руку на плечо и сообщил:

— Я очень хочу ссать.

Веня повернулся и говорит:

— Борис Николаевич, поднимитесь обратно – туалет в самолёте!

— Да хрен мне ещё подниматься! – возмутился Ельцин и вдруг одним махом перепрыгнул через трап в сторону. Обошёл самолёт и стал справлять нужду прямо на колесо… Веня спрыгнул следом, Коржаков прыгнул, ещё кто-то. Все стали вокруг Ельцина стеной и безуспешно попытались прикрыть его грудью от журналистов».

Скандал моментально стал достоянием прессы и разнёсся по всему миру…

Кстати, Тарасов считает себя отчасти виноватым в том, что бывший американский президент Джордж Буш-младший несколько недолюбливал Россию. Дело в том, что в начале 1991 года Буш, будучи ещё только обычным бизнесменом, имел неосторожность связаться с какими-то нашими жуликами. Буш прибыл в Москву, где у него тут же начались неприятности.

Во-первых, у него в аэропорту Шереметьево пропал багаж. Во-вторых, его «кинул» российский партнёр, сбежавший куда-то с деньгами американца. В-третьих, Буша поселили в гостиничном номере, где всю ночь жужжали комары, и вместо сна будущий президент был вынужден гоняться с полотенцем за этими насекомыми…

На следующее утро несчастный и невыспавшийся Джордж позвонил в Союз кооператоров СССР, чтобы попросить о помощи именно Артёма Тарасова, которого на Западе к тому времени хорошо знали. Но в этот момент Тарасов был во Франции, и трубку взял председатель Союза кооператоров Тихонов. Узнав, что звонит Джордж Буш, Тихонов рассердился, сочтя звонившего шутником (отец Буша-младшего правил тогда в США) и сказал будущему главе Америки примерно следующее:

«Ах ты Буш, мать твою?! Ну и уё…ай в свою Америку!».

Это «доброе» пожелание Буш наверняка запомнил и в соответствии с ним сегодня выстраивает российско-американские отношения во времена своего президентства…

Словом, мемуары Тарасова будут очень интересны всем, кто интересуется историей России начала 90-х годов.

Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика