Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Режим «Открытые нервы» — об обвинениях Турции и реакции Москвы

Режим «Открытые нервы» — об обвинениях Турции и реакции Москвы

Отношения Москвы и Анкары обострились до предела: ВВС Турции переведены в состояние повышенной боеготовности после сообщения о якобы имевшем место нарушении воздушного пространства страны российским самолетом Су-34.

Министерство обороны РФ называет обвинения пропагандой, но Анкара настроена решительно. Президент Реджеп Тайип Эрдоган потребовал встречи с Владимиром Путиным, пригрозив, что Россия «столкнется с последствиями, если продолжит нарушать границы Турции».

В свою очередь, генсек НАТО Йенс Столтенберг призвал Москву «принять все меры для недопущения таких случаев» и поддержал «территориальную целостность Турции».

Безоговорочно встали на сторону Анкары и в Пентагоне. Новый инцидент в воздушном пространстве Турции на фоне войны нервов повышает риск прямого столкновения Москвы и Анкары, грозя региону конфликтом с непредсказуемыми последствиями. Так, Москва уже перебросила в Сирию новейшие истребители Су-35С.

Российско-турецкая волна

МИД Турции выступил с официальным заявлением о нарушении воздушного пространства страны российским фронтовым бомбардировщиком Су-34, якобы происшедшем в минувшую пятницу в 11:46 по местному времени.

По версии Анкары, вторгшийся на территорию Турции Су-34 проигнорировал многократные предупреждения на русском и на английском, направлявшиеся турецкими радиолокационными станциями, и находился над территорией приграничной с Сирией провинции Газиантеп в течение 20–25 секунд.

В пятницу вечером в МИД Турции был вызван посол РФ в Анкаре Андрей Карлов, которому «были высказаны протест и осуждение».

Официальная российская реакция была незамедлительной и предсказуемо жесткой. Как сообщил представитель Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков, заявления Турции о нарушении воздушного пространства страны самолетом Су-34 — «голословная пропаганда».

«Радиолокационные станции, осуществляющие контроль воздушного пространства, могут фиксировать лишь высоту, курс и скорость объекта в воздухе.

Ни один из подобных радаров не способен установить тип и государственную принадлежность воздушного объекта — России или возглавляемой США так называемой коалиции. Это возможно только с помощью прямого визуального контакта с другого самолета, которого не было».

По словам Конашенкова, ни российские средства ПВО в Сирии, ни сирийские РЛС нарушений сирийско-турецкой границы не зафиксировали.

Высокопоставленный источник в Генштабе РФ добавил, что все контакты с турецкой армией были прерваны после уничтожения российского Су-24 в конце ноября прошлого года «и с тех пор не восстанавливались».

«О каких предупреждениях они говорят, мы не понимаем», — отметил он.

Собеседник также обратил внимание на то, что Турция была «крайне раздражена» мерами, принятыми Россией после инцидента с Су-24, в частности размещением на авиабазе Хмеймим зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф», которые прикрыли всю Сирию, де-факто лишив турецкие ВВС доступа к ее воздушному пространству.

А поздно вечером 31 января глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, находящийся с визитом в Саудовской Аравии, заявил, что данные о нарушении воздушного пространства уже переданы России.

Официальная Анкара настаивает на своей правоте и пытается развернуть генеральное дипломатическое наступление на Россию и переломить ситуацию в свою пользу.

Так, 30 января президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщив о том, что после истории с Су-34 он потребовал от турецкого МИДа организовать ему личную встречу с Владимиром Путиным, дал понять, что ждет реакции от Москвы.

«Такие безответственные шаги не приносят пользу ни России, ни отношениям России и НАТО, ни региональному и глобальному миру», — заявил Эрдоган.

Он предупредил, что Москва «столкнется с последствиями, если продолжит нарушать границы Турции» (о каких шагах Анкары идет речь, президент не уточнил).

30 января турецкие СМИ сообщили, что после истории с Су-34 командование ВВС страны перевело свои подразделения на «оранжевый» уровень угрозы. Этот вариант несения боевого дежурства означает, что «столкновение может произойти в любой момент и что подразделения ВВС должны быть готовыми к обороне и нападению».

Последний раз «оранжевый» уровень угрозы Анкара вводила в середине декабря 2015 года, когда турецкие ВВС готовились к масштабной операции против Рабочей партии Курдистана.

В один и тот же воздух нельзя войти дважды

Инцидент с Су-34 напоминает историю со сбитым в конце ноября 2015 года Су-24, но между ними есть и принципиальные различия.

Во-первых, Анкара не пошла на прямую военную конфронтацию с Москвой, не рискнув атаковать реальный или воображаемый Су-34. Во-вторых, риторика турецкого руководства свидетельствует о стремлении максимально интернационализировать конфликт с Москвой, выведя его за рамки двусторонних отношений.

В заявлении президента Эрдогана сделана попытка сместить акцент на региональные и глобальные последствия, в том числе для отношений России и НАТО.

В-третьих, первая международная реакция на историю с Су-34 свидетельствует о более недвусмысленной, чем в ноябре 2015 года, поддержке Турции со стороны евроатлантических союзников. Два месяца назад руководство НАТО призывало обе стороны к диалогу и деэскалации, а теперь в Брюсселе безоговорочно поддержали Анкару.

«Россия должна принять все необходимые меры, чтобы подобные нарушения больше не происходили. НАТО выражает солидарность с Турцией и поддерживает территориальную целостность нашего союзника», — заявил генсек НАТО Йенс Столтенберг.

Наряду с призывом к «спокойствию и деэскалации» он потребовал от Москвы «уважать воздушное пространство альянса».

Турецкую версию случившегося поддержали и в военном ведомстве США.

«Мы можем подтвердить, что еще один российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции и НАТО», — заявил в субботу неназванный представитель Пентагона.

Угроза прямого столкновения

Опрошенные эксперты считают, что по сравнению с ноябрем 2015 года ситуация для России сегодня выглядит более непростой.

«В последние два месяца президент Эрдоган последовательно работал над тем, чтобы обеспечить себе поддержку со стороны евроатлантических союзников.

Более решительный тон заявлений, звучащих в Брюсселе и Вашингтоне по поводу инцидента с Су-34, свидетельствует, что отчасти ему это удалось. Европа и Запад в целом сегодня крайне заинтересованы в поддержке Турции по вопросу о беженцах.

Президент Эрдоган пытается на этом сыграть и выбить из Запада новые преференции, включая поддержу в конфликте с Москвой. Историей с Су-34 он посылает России четкий сигнал: давайте договариваться, иначе может произойти новый конфликт, в котором за спиной у Анкары будут стоять НАТО и Евросоюз», — пояснил директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

По его мнению, Россия оказалась перед трудным выбором:

«С одной стороны, Москва не может позволить себе снизить активность своей операции против радикальных группировок в приграничных с Турцией районах Сирии, чего добивается Анкара. Такие действия перечеркнули бы достижения военной кампании последних месяцев и были бы восприняты как отступление, если не поражение.

С другой стороны, скрытая угроза со стороны Эрдогана свидетельствует о том, что риск нового столкновения становится более реальным».

В свою очередь, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов сомневается, что Су-34 нарушил воздушное пространство Турции.

«Су-34 — это самый современный самолет из используемых военно-космическими силами в Сирии, он оснащен всем необходимым оборудованием, чтобы не допускать подобных инцидентов. Тем более что после гибели Су-24 Москва сделала необходимые выводы и действует крайне осторожно», — отмечает господин Пухов.

По мнению эксперта, повышая градус риторики, президент Эрдоган пытается вынудить Владимира Путина возобновить прямой диалог с турецким руководством, которого российский лидер избегает после уничтожения Су-24. Однако подобная тактика может привести к обратным результатам.

«История с Су-34 и ее интерпретация — это события, которые приближают нас к прямому военному столкновению с Турцией»,— предостерегает Руслан Пухов.

Между тем Москва демонстрирует готовность к любому повороту событий, наращивая свое военное присутствие в Сирии. По словам источника в органах оперативного военного управления, руководство Генштаба приняло решение впервые испытать в боевых условиях в Сирии новейшие истребители Су-35С.

По неофициальной информации, речь идет о четырех самолетах, в октябре—ноябре прошлого года переданных ВКС России авиационным заводом в Комсомольске-на-Амуре.

Эти самолеты изначально вошли в состав 23-го истребительного авиационного полка 303-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 11-й армии ВВС и ПВО Восточного военного округа (аэродром Дземги), а затем были переброшены в Астрахань (аэродром Приволжский).

Однако несколько дней назад Су-35C вылетели из Астрахани и через Каспийское море, а также воздушное пространство Ирана и Ирака добрались до сирийской Латакии. По словам офицера Генштаба, теперь состав смешанной авиагруппы ВКС России на авиабазе Хмеймим превышает 70 самолетов и вертолетов.

«Русская весна»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика