Почему Украина еще долго не увидит безвизового режима с ЕС
2 марта Киев получил чувствительный удар от Брюсселя: Евросоюз предсказуемо приостановил введение безвизового режима с Украиной. Киевские политики обвиняют в произошедшем Нидерланды, сетуют на проблемы с беженцами, стараясь умалчивать то обстоятельство, что сами они не спешат выполнять своих обязательств. «Лента.ру» проанализировала, почему терпение ЕС закончилось и что будет с «евроинтеграцией» Украины дальше.
Украину отцепили
18 декабря 2015 года Европейская комиссия одобрила положительный отчет относительно выполнения Украиной плана действий по либерализации визового режима с Евросоюзом. Это формальное решение, с ходу объявленное Киевом «большой перемогой» («победой» — прим. «Ленты.ру»), — лишь первый этап в непростом деле внедрения безвизовых отношений. Далее свое слово должны были сказать Европейский совет и Европейский парламент. При этом вопрос введения безвизового режима с ЕС в Брюсселе долго рассматривали для связки «Украина — Грузия». Более того, в Киеве подчеркивали, насколько важно в этом равняться на Тбилиси, который уже давно выполнил все требования ЕС. В середине февраля, когда Верховная Рада Украины пыталась принять «безвизовые» законы, глава комитета по вопросам европейской интеграции Ирина Геращенко мотивировала их так: «Сейчас решается судьба, будет ли Украина идти вместе с Грузией или нас отсоединят со всеми соответствующими последствиями».
Дело в том, что Украина уже имеет опыт такого рода и вполне понимает последствия: в 2013 году в ЕС планировали одновременно отменить визы для Кишинева и Киева, а потом из-за невыполнения Киевом своих обязательств этот пакет «разделили». В итоге Молдавия успешно получила свой безвизовый режим с ЕС, и с 2014 года ставится Украине в пример, что несколько ущемляет самолюбие украинских политиков. Сейчас уже стало ясно: и на этот раз вместе не получилось, Украину отсоединили. То есть Еврокомиссия предоставляет Совету ЕС законодательную инициативу по отмене виз для Грузии, а подача такой инициативы в отношении Украины откладывается на неопределенное время.
О том, что ЕС в любой момент может заблокировать получение Украиной безвизового режима, если она не выполнит взятые на себя обязательства, Киев предупреждали с первого дня решения Еврокомиссии. Однако киевские власти не обращали на это особого внимания и бурно радовались «успеху». Президент Порошенко торжественно пообещал, что свободные безвизовые поездки в страны Евросоюза станут реальностью уже в 2016 году, глава МИД Павел Климкин еще сильнее «ускорил» процесс, отметив перед Новым годом, что безвизовый режим у украинцев будет уже в мае-июле 2016-го. Более того, Порошенко прямо заявил, что именно безвизовый режим с ЕС будет одним из ключевых инструментов возвращения под контроль Киева Донбасса и Крыма: «Это дополнительный стимул и для возвращения власти в Донбасс, и один из первых элементов стратегии возвращения Крыма, это создание мотивации для крымчан».
Камни преткновения
Украинские политики поспешили объяснить произошедшее кознями со стороны Нидерландов, где 6 апреля пройдет референдум по отношению жителей страны к соглашению об ассоциации Украины и ЕС. С такой информацией выступили председатель постоянной делегации Украины в ПАСЕ, депутат от фракции «Блока Петра Порошенко» (БПП) Владимир Арьев и другие украинские депутаты. Они категорично утверждают, что об отказе в безвизовом режиме речи не идет и решаются исключительно технические моменты. А вот глава фракции БПП Юрий Луценко рассказал, что европейские чиновники обратили его внимание на серьезные проблемы с беженцами, «которые несколько усложняют разговор об отмене виз для Украины». При этом политик не уточнил, почему эти соображения не мешают продвижению Грузии.
В Киеве, впрочем, никто не спешит вспоминать, что Украина так и не выполнила ряд важнейших обязательств. Например, трагикомическая ситуация сложилась вокруг неохотно создаваемого по требованию Запада Национального агентства по предупреждению коррупции — очередного «антикоррупционного» органа, который должен заниматься проверкой деклараций о доходах госслужащих и мониторингом их образа жизни в целом.
Соответствующий закон приняли еще летом 2015 года, но с тех пор никак не могут выбрать пятерых представителей нового органа. Сначала результаты конкурса аннулировали по требованию неких «общественных организаций», потом со скрипом все же избрали трех делегатов из пяти необходимых. Однако пока размышляли, как избрать оставшихся, один из тройки — депутат Верховной Рады Виктор Чумак — вдруг передумал уходить в агентство и решил остаться в парламенте, что влечет за собой объявление очередного конкурса.
Следующий камень преткновения — электронное декларирование доходов государственных служащих, введения которого требует ЕС. В конце прошлого года, когда уже было известно решение Еврокомиссии по безвизовому режиму, Верховная Рада дружно провела в закон о госбюджете-2016 поправку, согласно которой это самое декларирование по сути становится формальным. Например, депутаты отменили уголовную ответственность за ложное декларирование и внедрили множество разных способов скрывать имущество.
Брюссель же требовал, чтобы уже с апреля нынешнего года украинские чиновники вносили свои декларации о доходах в детальную форму на специально разработанном для этого сайте — без возможности что-либо спрятать. Президент Порошенко подписал закон со скандальной поправкой, сославшись на то, что это бюджет и от него зависит «укрепление обороноспособности государства, выплата зарплат, пенсий и других социальных расходов гражданам Украины, а также выполнение обязательств перед МВФ».
Посол ЕС в Киеве отреагировал незамедлительно: принятый закон «вызывает разочарование и не соответствует обязательствам по борьбе с коррупцией, которые взяты руководством Украины». Сейчас украинцам объясняют, что по данному вопросу «продолжаются консультации с Европейской комиссией с целью наработки возможных изменений, которые должны отвечать лучшим европейским практикам». Однако «евроориентированные» депутаты Рады ситуацию с электронным декларированием характеризуют так: это даже не «зрада», а целое «зрадище» («предательство» — прим. «Ленты.ру»).
Отягчающие обстоятельства
По иронии судьбы, печальное, хотя и вполне ожидаемое для Киева негативное решение о безвизовом режиме совпало с проведением в Европарламенте проекта «Украинская неделя». «Уникальное» (по версии киевских политиков) мероприятие проходило с 29 февраля по 2 марта, а главной его целью были обозначены реформа украинского парламента и изменение системы принятия решений в рамках законотворчества.
Однако на практике представители Рады услышали целый шквал критики от европейских партнеров. Теперь парламенту Украины предложено понизить планку принятия ряда законов («мы были удивлены, насколько высока ваша планка, вам нужна половина от 450 депутатов плюс один, то есть 226 голосов»); понизить законотворческую активность («мы начали называть это «законодательным цунами», потому что это захлестывает всех своей волной»); сделать полностью закрытыми заседания согласительных советов Рады («если вы поставите ряд камер перед политиками, они решат, что это Голливуд и им нужно выиграть «Оскар»»), а также существенно урезать число парламентских комитетов.
В последнем случае работу украинских депутатов вообще назвали «позором» и «фикцией»: когда инспекция из ЕС решила посетить заседания комитетов, оказалось, что они работают только на бумаге. В дополнение ко всем неприятностям, на фотовыставке в Европарламенте представили снимки украинского экстремиста из «Правого сектора» (деятельность организации запрещена на территории России) с татуировками, изображающими свастику. Все это вкупе с очевидным игнорированием Киева своих обязательств по безвизовому режиму дает повод говорить об определенной усталости Брюсселя. Пока что еврочиновники тактично отрицают наличие таковой, но надо отметить, что в 2014—2015 годах эта тема не поднималась в принципе, так что регресс налицо.
Безвизовое будущее
После «исключения» Украины из безвизового процесса новые «маяки» задал посол Польши Генрик Литвин, который предположил, что в 2016 году Киев получит окончательное формальное положительное решение, «а вот сколько будет практически происходить введение решения в жизнь, сказать трудно». При этом дипломат в очередной раз не преминул напомнить, что отмена — если она вообще состоится — коснется только краткосрочных туристических виз, а все остальные визы, связанные с разрешением на работу, с культурным или деловым обменом, остаются в силе.
Столь обтекаемый и неконкретный комментарий польского дипломата свидетельствует о том, что в Брюсселе пока не определен план действий по Украине. Если 6 апреля референдум в Нидерландах по соглашению об ассоциации Украина — ЕС даст резко негативный результат (а предпосылки к этому имеются), вопрос дальнейшего лоббирования либерализации виз останется открытым. С другой стороны, украинская власть мыслит категориями электорального успеха и явно не собирается отдавать столь мощный козырь как безвизовый режим. И тут даже в интересах президента страны Порошенко придержать процесс, чтобы с триумфом завершить ближе к следующей президентской гонке, а депутатам Рады и правительству в это время надо придумать, как обойти столь любимые Западом «антикоррупционные ловушки». Так что безвизового режима с ЕС украинцам в ближайшее время лучше не ждать.
Лента ру