Трамп или Клинтон: кто больше нравится Китаю
Как Китай, то есть его руководство и публика, воспринимает происходящее в США побоище между Дональдом Трампом и Хиллари Клинтон? Никаких секретов: они об этом пишут буквально каждый день. И картина получается загадочная.
С одной стороны, у китайцев мнение такое же, как у россиян, с другой — они со вздохом делают вывод: нет, пусть уж будет Клинтон, ее нам бояться нечего.
Они — как мы, но не совсем
Официозные пекинские СМИ, конечно, не выражают по этому поводу больших эмоций и не говорят лишнего слова. Однако есть South China Morning Post, которая выходит в Гонконге (то есть в Китае), но ведь она была и остается очень английской, как во времена, когда британцы управляли Гонконгом (до 1997 года). И вот в среду — очередной материал из серии «какой из кандидатов больше нравится Китаю».
С одной стороны, напоминает газета, есть общественное мнение — то есть громадная масса людей, откликающихся на события в интернете. И эти люди, когда Хиллари Клинтон в прошлом году объявила о желании стать президентом, обозвали ее «старой ведьмой». Тогда же китайское издание Global Times отметило очевидное: речь о самом ненавидимом американском политике «среди пользователей интернета». По сути, за всю китайскую историю.
С другой стороны, вот итоги опубликованного на прошлой неделе опроса уважаемой американской социологической службы Pew Research. К Клинтон хорошо относятся только 37% опрошенных китайцев, но к Трампу — и подавно 22%. Плохо к ней относятся 35%, но 40% не любят Трампа.
Китайский источник, настоятельно просивший об анонимности, расшифровывает эту ситуацию так: мы, китайцы, не любим Клинтон, но мы ее не боимся. Нет в США политика, разве что кроме фактически ушедшего в историю Джорджа Буша-старшего, с которым разные китайские лидеры общались бы столько раз по какому угодно поводу: 20 лет опыта. Общение исключительно неприятное, политика Клинтон в отношении Китая даже более провокационная, чем против России (на самом деле одинаковая). Но — и что с того? Мы привыкли, мы абсолютно ее не боимся, мы спокойно делаем то, что хотим, и «клинтоновские» США нам не помеха.
А вот Трамп — это просто непонятно что. И лучше та ведьма, которую мы давно знаем. Дело вовсе не в том, что Трамп успел наговорить в ходе предвыборной кампании массу гадостей в отношении Китая, проблема в том, что непонятно, что он реально будет делать и как с ним строить отношения.
Конечно, можно вспомнить, что и Пекин, и Москва, если о чем-то договаривались с США, то при республиканцах. К демократам же мы относимся как к змее — общаться можно, но от инстинктивной брезгливой дрожи не избавиться. Но ведь Трамп не такой уж республиканец, наоборот, он по сути ускорил давний кризис и развал этой партии.
Их хваленая демократия
Есть еще одна, весьма предсказуемая, сторона дела, которую активно обсуждает уже и официозная китайская печать. Это насчет того, хотят ли китайцы демократии, наблюдая за происходящим сейчас в США.
«Долгое время США хвастались, что их оживленные выборы — признак превосходства их системы. Однако главная цель выборов ведь в том, чтобы придать силу развитию. Главная задача номинантов на пост президента не в том, чтобы выиграть выборы, а в том, чтобы управлять потом страной», — замечает «Жэньминь жибао».
И добавляет бесспорных фактов: что, согласно американским опросам, люди в США сейчас видят в правительстве и Конгрессе США самую серьезную проблему для общества США, даже более важную, чем экономика, занятость и иммиграция.
И ведь проблема с демократией никуда не денется после выборов, замечает газета, цитируя при этом британского экономиста из Financial Times Мартина Вулфа. Он сказал недавно, что растущее неравенство и замедляющаяся эффективность производства сделали демократию нетерпимой, а капитализм нелегитимным.
На самом деле это китайцы беспокоятся о чем-то очень своем. У них на повестке дня стоят политические реформы, но пока им самим — в том числе в высших политических кругах — не очень ясно, о каких реформах речь.
С одной стороны, на фоне кризиса глобалистов в США (и, кстати, в Великобритании, Германии, Франции) в Китае все хорошо. Та же газета с удовольствием замечает, как знаменитый профессор из США Дэвид Шэмбо (автор термина «мягкая сила») путается в показаниях. Шэмбо — один из тех, кто предсказывал в 2015 году кризис и крах Китая как системы, потому что ему очень хотелось, чтобы это произошло. А нынешней осенью он уже заявляет, что не считает, что Китай обрушится, это «журналисты перепутали».
Но — вот чрезвычайно загадочная и путаная статья в Global Times по поводу, представьте, «тысячи дней» с момента провозглашения нынешним лидером Си Цзиньпином программы его реформ, включая политическую. Автор напоминает, что в Китае, ставшем второй (или первой. — Д.К.) экономикой мира, появились новые проблемы — «огромный разрыв в доходах, коррупция, социальная нестабильность и недоверие к правительству», и из всех реформ, намеченных 1000 дней назад, политическая — самая важная и самая трудная.
Статья намекает, что этой осенью будет новая волна именно политических реформ.
Но в любом случае то, что сейчас происходит с Америкой (и несколькими крупнейшими странами Запада), не оставляет шансов для того, чтобы Китай или кто-либо еще взяли за образец именно эту модель демократии. Что угодно, только не это — видимо, будут и дальше создавать что-то специфически китайское.
Русская весна