Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Экономика Дональда Трампа — как она аукнется миру

Экономика Дональда Трампа — как она аукнется миру

14790924131inПервые шаги Дональда Трампа на президентском посту одни американцы встретили с ликованием, другие — со священным ужасом, поскольку он попрал основы основ американской политики последнего десятилетия.

Не менее противоречивой была реакция и в России: с одной стороны, пронеслась добрая весть о возможном снятии санкций, с другой стороны, энергетическая политика Трампа грозит разрушить и без того шаткое равновесие на жизненно важном для нас нефтяном рынке. Так каковы же будут реальные последствия экономической политики нового американского президента?

Открыл Америку

Чтобы понять, какую линию будет гнуть Дональд Трамп, необходимо вспомнить, что именно привело его в Белый дом. Его победу на выборах без преувеличения можно назвать феноменальной: и не только потому, что её не сумели предсказать ни соцопросы, ни высоколобые аналитики, но и потому, что, успешному миллиардеру удалось стать главным выразителем надежд и чаяний обычного пролетариата.

Несмотря на то, что формально США сохранили за собой статус экономики №1 в мире, фактически рядовым американцам проку от этого мало. В 2007—2008 годах страна пережила тяжелейший финансовый кризис, вызванный обвалом на ипотечном рынке. Заступившему в 2009 году на президентский пост Бараку Обаме можно было только посочувствовать: США находились в полном экономическом раздрае, дефицит бюджета достигал почти половины расходов, росла безработица, сокращались производства, экономисты ставили неутешительный диагноз «рецессия»...

Однако восстановление американской экономики пошло быстрее, чем ожидалось. ВВП ежегодно прибавлял 2-3%, дефицит бюджета сократился до 12,5%, а безработица достигла минимального уровня за последние 9 лет — 4,7%. Началась долгожданная реформа здравоохранения, призванная сократить расходы простых граждан на медицинские страховки. Но несмотря на все эти позитивные показатели, правительство Обамы теряло популярность. Поскольку у всех этих достижений была обратная сторона.

Так, согласно исследованиям учёных из парижской школы экономики и университета Беркли (Калифорния), с 1980 года по 2013 средние доходы американцев выросли на 60%. Однако выросли они далеко не у всех — 50% бедного населения так и не преодолели планку доходов в 16 тысяч долларов в год. Хотя с учётом инфляции за эти годы эта сумма должна была вырасти почти в три раза. Таким образом, уровень жизни у половины американцев фактически упал. А вот пропасть между богатейшими и беднейшими американцами выросла втрое! По этому показателю США находятся на первом месте в мире! Естественно, среди большинства людей крепло убеждение, что немногочисленные представители элиты узурпировали страну и «жируют» за счёт других.

Не сильно повлияло на благосостояние американцев и заявленное увеличение рабочих мест. Во-первых, реальный прирост составил всего 1% в год, что для выходящей из кризиса страны ничтожно мало. Во-вторых, даже этот рост в основном был достигнут не за счёт новых мест на производстве, где традиционно формировался американский средний класс, а за счёт низкооплачиваемых должностей в сфере обслуживания, на которые рвутся в основном мигранты.

Почти провалилась реформа здравоохранения имени Барака Обамы — так называемая Obamacare. Она предполагала сделать медицинское страхование обязательным для всех жителей США, но при этом компенсировать часть расходов малоимущим (до этого страховка для многих была неприподъёмной, поэтому люди обходились без неё). Ожидалось, что расходы граждан на медицинское страхование в среднем снизятся на 2500 долларов в год. В реальности же послабление ощутили только малоимущие — многие из них вообще впервые получили страховку и, соответственно, гарантию медобслуживания. А вот добросовестные работяги со средним доходом, которые не могут претендовать на помощь от государства, наоборот стали платить больше на 30-50%. И это при том, что качество медобслуживания, давно вызывавшее нарекания, осталось на прежнем уровне!

На фоне этих промахов недовольство американцев достигло критической массы, что и позволило Дональду Трампу с триумфом прорваться в Белый дом. Теперь и сторонники, и противники нового президента США ждут от него только одного — перемен. Вопрос только в том, какими они будут.

Последнее китайское предупреждение

Свою экономическую программу Дональд Трамп на инаугурации уложил в два простых тезиса: «покупай американское и нанимай на работу американцев». На практике это означает две вещи — борьбу с импортными товарами и борьбу с притоком мигрантов.

В частности, в первые же дни своего президентства Трамп объявил о возможной заморозке проекта о Транстихоокеанском партнерстве. Это международное объединение — детище Барака Обамы, предусматривающее особые условия торговли для входящих в него стран. Главная цель союза — «дружить против Китая». Помимо США туда решили войти ещё 11 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили, Япония.

Однако, как и любое объединение, оно сулит свои выгоды и свои ограничения. С одной стороны, Трнанстихоокеанское партнерство открывало новые рынки перед американской продукцией. С другой — США взамен должны открыть границы для товаров партнёров, что, по мнению экспертов, стало бы губительным для многих отраслей. Например, американские фермеры точно не выдержали бы конкуренции с поставщиками качественной и дешёвой сельхозпродукции из Новой Зеландии. А тягаться с японским автопромом — вообще неблагодарное занятие.

Между тем, возрождение американских автозаводов — один из главных предвыборных лозунгов Дональда Трампа. В частности, он обещал вдохнуть вторую жизнь в столицу американского автомобилестроения, ныне город-призрак Детройт (штат Мичиган). Первые успехи на этом поприще уже достигнуты. Так, концерн Fiat Chrysler объявил о планах инвестировать 1 млрд долларов в заводы в Мичигане и Огайо — вместо строительства заводов за рубежом. Это создаст как минимум две тысячи рабочих мест.

Патриотические настроения поддержал и Ford, который который пообещал расширить производство в Мичигане и США и отказался от планов построить завод в Мексике за миллиард долларов. Хотя, по большому счёту, выбор у автопроизводителей был не велик: Трамп пообещал ввести огромные пошлины на автомобили, произведённые за границей...

Собственно, именно таким способом новый президент США собирается бороться и с китайской товарной оккупацией на американских рынках. По наблюдениям экономистов, за последние десятилетия была подорвана экономика именно тех районов США, где находились производства продукции, аналогичной китайской. Люди столкнулись с закрытием заводов, ростом безработицы, сокращением зарплат, разрушением инфраструктуры, ростом смертности. С 1999 по 2011 год количество занятых в промышленности американцев сократилось с 17, 2 млн до 11,4 млн человек.

Чтобы изменить ситуацию, Дональд Трамп предлагает ввести 45-процентные пошлины на импорт из Китая, а заодно 35-процентные пошлины на импорт из Мексики. Эта мера ударит не только по мексиканским товарам, но и по европейским заводам, которые размещены по соседству с США.

В целом, заявленный новым президентом курс очень напоминает российскую программу импортозамещения, так что некоторые политологи даже шутят, что «Трамп списывает у Путина».

Помимо развития отечественной промышленности, можно обнаружить и другие сходства: в частности, Трамп предполагает увеличить занятость американцев через развитие инфраструктуры — строительство дорог, шоссе, мостов, аэропортов, тоннелей. Ровно тоже самое мы наблюдаем сейчас в России.

Для улучшения экономики США Дональд Трамп также пообещал навести порядок в налоговой сфере. Но это уже чисто американская проблема: налоговая система в США — одна из самых запутанных в мире. Американцы платят подоходный налог по прогрессивной шкале: чем богаче, тем больше процент. Всего в этой шкале 7 категорий, Трамп предлагает сократить их число до 3, а тех, кто зарабатывает меньше 25 тысяч долларов в год, вообще освободить от налогов.

Ещё более вольготные условия обещаны бизнесу: если сейчас крупные корпорации должны платить в казну около 35% от своих доходов, то в будущем эта цифра сократится до 15%. Всё это, по мнению Трампа, должно вернуть на родину капиталы и производства крупного бизнеса. Речь может идти о 1,6 трлн долларов США, которые сейчас запрятаны в офшорах.

Чтобы избежать возможных потерь от сокращения налогов, Дональд Трамп предлагает сократить расходы по другим статьям. В первую очередь, это расходы на военный блок НАТО. Американцы несут на себе 70% от этих трат, плюс предоставляют свою электронику и баллистические ракеты. При этом приобретения США, как главного спонсора этого блока, довольно спорны...

Для Трампа, как для бизнесмена, на первом месте будут стоять не идеологические аргументы, а финансовые. А потому США вряд ли теперь будут швыряться деньгами на поддержание имиджа «вселенского Бэтмена».

Большинство экспертов в этих стройных планах видят только одно слабое место: как Трамп будет сводить концы с концами, если налоги сократятся, а его ставка на возвращение капиталов в США не сработает? В этом случае план президента может привести к росту дефицита бюджета и госдолга США, который сейчас составляет внушительную сумму в 19 трлн долларов.

Но по большому счёту, это будут внутренние проблемы самой Америки. Россию же в хозяйственных планах Дональда Трампа напрямую касается одно — это его энергетическая программа.

Прилив энергии

С первых же дней Дональд Трамп взял курс на энергетическую независимость США. Сделать это он предполагает двумя способами — возрождая угольную промышленность и развивая сланцевую добычу. Ради этого Трамп уже пообещал снять экономические и экологические ограничения, введённые при Обаме — в частности, «План действий по защите климата» и «Правила водопользования в США».

Первый «попортил» немало крови угледобывающим компаниям, на которых в последние годы навалили массу обязанностей по охране окружающей среды: в частности, они должны были создавать специальные буферные зоны вокруг шахт, следить за качеством воды и воздуха, устанавливать специализированное оборудование, очищающее дымовые выбросы от серы. С точки зрения экологии, всё это, возможно, не лишние меры, однако в итоге получилось, что шахты проще закрыть, чем следовать всем этим многочисленным вводным.

Экологические ограничения серьезно тормозили и развитие газо- и нефтедобычи, поскольку бурение сланцев изначально считается не самым «чистым» методом. Но теперь у этих компаний наступит «белая полоса». Трамп обещает облегчить сланцевым компаниям получение в свое пользование новых участков, а также построить новые трубопроводы (отдельно оговаривалось, что они будут из американских труб), установить пошлины на импортируемую нефть. Результатом этих мер должно стать практически полное самообеспечение США энергетическими ресурсами.

Это, в свою очередь, подстегнёт развитие промышленности, обеспечит появление новых хорошо оплачиваемых рабочих мест, а также позволит обычным гражданам сэкономить на электричестве: поскольку большая часть американских электростанций работает на угле, рост его добычи может принести экономию порядка 5 тысячи долларов в год для каждой семьи...

Вот только для мирового рынка это сулит очередные неприятности. Из-за сланцевой революции цены на нефть итак уже несколько лет находятся в состоянии глубокого пике. Лишь последние месяцы стоимость барреля кое-как закрепилась выше отметки 50 долларов благодаря тому, что страны ОПЕК наконец-то договорились о сокращении добычи. При новом сланцевом буме в США эффект от этих договорённостей может сойти на нет.

Впрочем, низкая стоимость нефти в первую очередь не выгодна самим американцам. Сланцевая революция — дело очень дорогостоящее. Себестоимость барреля большинством экспертов оценивается сейчас примерно в 40-50 долларов (хотя называются и более низкие цифры). Крушение нефтяного рынка нанесло серьёзный удар по сланцевому бизнесу: количество буровых в последние два года вышек сокращалось сотнями, начались массовые банкротства компаний.

Теперь же сланцевую революцию ждёт ренессанс. Компании готовятся не только разморозить старые месторождения, но и осваивать новые — таковых, по примерным подсчетам, около 1000. Помимо этого, американцы постоянно работают над удешевлением технологий, так что стоимость сланцевого барреля год от года снижается. В 2016 году, несмотря на низкие цены, США даже удалось нарастить добычу нефти.

Этого же курса Штаты будут придерживаться и дальше. Не случайно одного известия об избрании Трампа оказалось достаточно для того, чтобы цены на нефть снова отскочили вниз. Теперь его правительству придется искать непростой баланс, чтобы сланцевые компании наращивали добычу, но не торговали себе в убыток. Это во многом определит конъюнктуру всего международного рынка, а соответственно и экономическую ситуацию в России...

... Насколько в целом успешным окажется бизнес-план Дональда Трампа под названием «США» — покажет время. В любом случае, это будет начала нового интересного этапа не только для Америки, но и для всего мира.

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика