Вы находитесь здесь: // Свежие новости // «Неприязнь к русским выливается в мелкое стукачество»

«Неприязнь к русским выливается в мелкое стукачество»

«Для меня память о Победе – не пустой звук. Особенно на фоне заявлений многих наших политиков о том, что День Победы – это якобы не латышский праздник. Как будто около ста тысяч латышей не воевали в Красной армии», – подчеркнул в интервью газете ВЗГЛЯД латвийский общественный деятель Янис Кузинс, оштрафованный за попытку провести акцию «Бессмертный полк»...

В среду стало известно, что суд латвийского города Юрмала оштрафовал организатора памятной акции «Бессмертный полк» Яниса Кузинса и запретил ему организовывать любые публичные мероприятия в течение года.

По словам самого Кузинса, решение суда было принято 17 марта. Городские власти обвинили активиста в незаконной рекламе, придравшись к распространяемым в прошлом году участниками акции листовкам и буклетам на русском языке.

На этом фоне ежегодно в Латвии проходят шествия сторонников легионеров СС, которые глава российского МИДа Сергей Лавров назвал позором для ЕС и НАТО.

Газете ВЗГЛЯД удалось связаться с организатором «Бессмертного полка» в Юрмале, главой партии «За независимую Латвию» Янисом Кузинсом, поговорить о его судебных тяжбах с городскими властями Юрмалы, неонацизме в Латвии и положении русскоязычного населения.

ВЗГЛЯД: Янис, почему вы решили поддержать акцию «Бессмертный полк»? Чем эта акция не понравилась латышским властям?

Янис Кузинс: Уже на протяжении пятнадцати лет мы устраиваем праздничные акции 9 мая. Для меня это очень важно. Один мой дедушка, латыш, участвовал в Великой Отечественной войне, добровольцем ушел в Красную армию, другой сидел в концлагере в Саласпилсе.

Для меня память о Победе – не пустой звук. Особенно на фоне того, что многие наши политики говорят, что День Победы – это якобы не латышский праздник. Как будто бы около ста тысяч латышей не воевали в Красной армии, а другая, тоже существенная часть латышей не сидела в концентрационных лагерях вместе с русскими и евреями. В прошлом году в своем родном городе, где я ранее был депутатом местного самоуправления, я решил организовать акцию «Бессмертный полк».

Меня поддержало русское общество, прихожане православной церкви. Собралось очень много людей. Правда, пришлось собираться на отшибе города, там, где находится братское кладбище.

Юрмальская дума отреагировала очень жестко, придрались к тому, что участники акции сами печатали листовки и распространяли буклеты на русском языке. Якобы это незаконная реклама. Получается, люди сами, по собственной инициативе, распространяли буклеты и листовки, а виноват я.

Решение думы я оспорил в Юрмальском районном суде, суд отправил свое решение в думу, те отменять штраф не стали, наоборот, снова обратились в суд. Тот же судья вынес вердикт, что я все-таки виновен. Теперь меня, вдобавок к штрафу, лишили гражданского права организовывать мероприятия в течение года. А в случае, если я совершу какое-либо административное правонарушение, например, нарушу правила дорожного движения, меня, как рецидивиста, накажут жестче. Это решение я обжалую в окружном суде.

Но вообще ситуация, когда один и тот же судья выносит абсолютно разные решения, мне кажется маразмом.

ВЗГЛЯД: 16 марта в Латвии отмечается день памяти легионеров. Ваше отношение к этому? Сейчас это больше просто дань истории или политическое мероприятие?

Я.К.: Это однозначно политизированное мероприятие. Если бы это была просто дань истории, по улицам не ходили бы бывшие нацистские легионеры. Грустно, что в этом политизированном мероприятии участвует все больше и больше людей.

Мэр Риги Нил Ушаков говорит о том, что в этом году шествия в день легионера были менее массовыми, чем обычно, но я этого не заметил. Особенно много нацистов среди латвийской молодежи, многие не стесняясь носят атрибутику со свастиками. При этом власти говорят, что это национальный «праздник латышей». А что там тогда забыли бандеровцы, литовские, эстонские, польские нацисты?

День легионера в Латвии – это по факту праздник солидарности нацистских карателей и их неонацистов-внуков. Другое дело, что власти об этом открыто не говорят. Вместе с немецкими антифашистами мы протестовали возле посольства Германии, требуя у руководства Евросоюза и ФРГ ввести санкции против наших политиков, участвовавших в шествии легионеров.

ВЗГЛЯД: Получается, в Латвии растет популярность неонацизма среди молодых людей?

Я.К.: К сожалению, из-за пропаганды растет количество одурманенной СМИ молодежи. Я сам работаю на радио, пытаюсь донести до людей историческую правду, однако нашу радиостанцию ПИК 100 FM уже неоднократно закрывали.

Да и по масштабам нам не сравниться с той пропагандой неонацизма, которая идет как со стороны государственных СМИ, так и со стороны каналов, принадлежащих западным, в частности шведским и американским фондам.

ВЗГЛЯД: А в быту существует ли неприязнь между русскоязычными и латышами? Или это только на уровне политики?

Я.К. Государственные и городские власти говорят о том, что между русскими и латышами в Латвии установились хорошие отношения. Однако в реальной жизни все не так безоблачно.

Например, в случае появления на улице с российским флагом или георгиевской ленточкой на вас тут же настучат «куда надо» сердобольные соотечественники. Вспомнить хотя бы прошлогодний инцидент, когда депутат рижской думы Янис Фелдманис был недоволен георгиевской ленточкой на личном автомобиле сотрудника МВД.

Нашей организации «За независимую Латвию» запрещают раздавать гражданам георгиевские ленточки. Якобы они оскорбляют чувства латышей. До драк не доходит, но на уровне мелкого стукачества неприязнь части латышей к русскоязычным есть.

ВЗГЛЯД: Как-то ощущается увеличение контингента НАТО в стране?

Я.К.: Известны единичные случаи конфликтов между натовскими военными и местным населением. Помните резонансный случай в рижском «Макдоналдсе», раздутый в британских СМИ, потасовки в Венспилсе. Люди, живущие возле натовских баз, теперь с интересом наблюдают, как военнослужащие ездят за продуктами в супермаркет на танках.

ВЗГЛЯД: Собираетесь ли вы перейти от чисто общественной деятельности к политической?

Я.К.: Наше движение «За независимую Латвию» входит в группу Европейских левых партий, наряду с греческой СИРИЗА и немецкими Die Linke – «Левыми».

Мы выступаем за выход Латвии из НАТО, отказ от делающего нашу продукцию неконкурентоспособной евро. Кроме того, мы являемся сторонниками снятия невыгодных нашей стране антироссийских санкций. Также наша организация была одной из первых, выступавших против закрытия русских школ в Латвии.

Сейчас ситуация с правами русскоязычного меньшинства в Латвии далека от идеальной. Закрываются русские школы, о русскоязычных табличках с названиями улиц даже речи не идет.

Кроме того, несмотря на обещания властей, так и не переименовали улицу Джохара Дудаева в Риге, хотя даже чеченская диаспора не против переименования. Хотя, отмечу, что мэр Риги Нил Ушаков сам русский, но с его приходом положение русскоязычных в Риге не улучшилось. Я лично обращался в Конституционный суд Латвии с просьбой предоставить негражданам возможность голосовать на муниципальных выборах. Но там сказали, что пока не готовы рассмотреть этот вопрос.

Что касается перехода от общественной деятельности к политической, то на данный момент мы проводим масштабную перезагрузку нашей организации, преобразовали ее в партию и начинаем деятельность с нуля. Будем стараться идти во власть.

Никита Голобоков, «ВЗГЛЯД.РУ»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика