России и Украине друг от друга никуда не деться
Этого человека я знаю лично не один год. Он был и до сих пор остаётся сторонником нормальных и тесных отношений Украины и России – даже не смотря на бандеровский майдан 2014 года. Этот человек продолжает жить в Киеве, хотя с его убеждениями там сегодня жить не совсем безопасно.
Поэтому, когда я попросил его рассказать о том, как вообще мог произойти разрыв между нашими странами, он согласился высказать свою точку зрения, но при условии не называть его имени. К этой просьбе я отнёсся с пониманием...
– Скажите, что же всё-таки произошла на Украине в 2014 году? Очевидно, что это был государственный переворот. Но какой – проамериканский, пробандеровский? Или это была просто разборка в высших эшелонах власти?
– Я выскажу лишь свою точку зрения. На мой взгляд, это был чисто олигархический переворот против президента Януковича, получивший благословение со стороны западных государств и их структур. В канун переворота по стране ходил такой анекдот, который в принципе характеризовал суть происходящего: Украина попала в Книгу рекордов Гинесса, так как 50 тысяч средних предпринимателей добровольно переписали всё своё имущество в фонд семьи Януковича.
Думаю понятно, о чём идёт речь. То есть мотивация для свержения президента была и была очень сильной, особенно в бизнес-среде. И украинский бизнес во главе с недовольными олигархами своего добился – Януковича свергли.
Другой разговор – насколько легитимен был этот переворот. Если вообще переворот можно назвать легитимным! После бегства Януковича на Украине появился врио президента – Турчинов. А ведь такая должность по Конституции вообще не предусмотрена! Но Турчинов мало того, что «шлёпал» от своего имени разного рода «государственные» документы, так он ещё и провёл выборы, на которых победил Порошенко. Так что можно смело утверждать, что и нынешняя власть незаконна. Но победившим олигархам на это плевать – они у власти.
А их нахождение во власти и при власти обосновывает революционная целесообразность, направленная на то, чтобы сохранить и приумножить то, что нажито ими «непосильным трудом».
Вот это и было истинной подоплёкой случившегося.
– Но ведь майдан активно поддержал народ...
– Тут речь идёт не обо всей Украине, а лишь о Киеве. И то присутствовали там вовсе не миллионные народные массы, как это подавалось в СМИ, а в лучшем случае десятки тысяч. Ну, а вывести их на улицы было делом политических технологий. А связующим их с олигархами звеном стала кровь на майдане, пролитая до сих пор не известно кем.
– Когда в переворот вмешались американцы?
– Американцы вмешивались в украинскую общественно-политическую жизнь буквально сразу после провозглашения её независимости в 1991 году. Причём они сразу строили свою политику на длительную перспективу. Они всё это время – четверть века – занимались и занимаются так называемым кастингом украинской элиты сразу на нескольких уровнях. Приведу очень характерный пример, который мало кто помнит – именно американцы приняли самое непосредственное участие в написании украинской Конституции, одним из «соавторов» которой был судья из США украинского происхождения Богдан Футей...
А с середины 90-х годов они всерьёз принялись за взращивание будущих украинских политиков и управленцев через программу интернов, когда шёл отбор целых категорий перспективных выпускников ВУЗов. При этом неважно было, кто эти выпускники – гуманитарии или технари. Главное, чтобы кандидат был лоялен тому политическому курсу, который нужен был кураторам. Эта программа, по которой в том числе пропагандировалась и русофобия, каждый год собирала не менее сотни человек. И за 25 лет через неё прошли очень многие нынешние украинские чиновники и политики.
Все эти люди в итоге оказались плотно интегрированы в среднее и высшее управленческое звено Украины. И как бы сегодня Россия не хотела получить своё влияние на украинское руководство, ничего у неё не выйдет – в украинской политике не осталось ни одного пророссийского лица. Головы всех украинских политиков без исключения повёрнуты только на Запад и никуда больше. И началось это, повторю, задолго до майдана – к его началу практически вся законодательная и исполнительная власть в стране была скроена по образцу и подобию западных кураторов. Поэтому олигархический переворот просто не мог не принять тот проамериканский облик, каковым он и по сути и стал.
Так что сама мысль о том, что у нас собираются отобрать «самое святое» – наш путь в Европу – нашла в 2013 году самое горячее и искреннее возмущение. И не только в среде политиков, но и у так называемого украинского офисного планктона, ставшего той питательной средой и ударной силой, которую потом мировые СМИ называли «волеизъявлением народа», выступившего против «кровавого режима» Януковича.
Какой же режим на самом деле более кровавый, время уже показало...
– Я слышал, что большую роль в отрыве Украины от России сыграли влиятельные зарубежные украинские националистические организации, особенно из США и Канады...
– Да, это так. Эти структуры действовали в строгой координации с теми западными институтами, о которых я упоминал выше. Когда в начале 90-х они пришли на Украину, то первым делом стали «подминать» под себя местные Советы, начав с избрания «своих» депутатов в местные законодательные органы – естественно, началось это с Западной Украины. Одновременно провели в высший законодательный орган УССР Верховную Раду (Верховный Совет) группу своих депутатов. Это дало им возможность как формировать политику на местах, так и влиять на формирование политики на государственном уровне.
Здесь необходимо сказать ещё и о той роли местных советов на которую мало кто обращал внимание – именно через них шло финансирование молодёжных организаций националистического толка, которые через разного рода летние лагеря, семинары и тренинги где происходил «вышкол» будущего политического актива Украины.
Думается, что их можно было остановить в 90-е годы. Коммунисты тогда были ещё влиятельной политической силой. В первом составе Верховной Рады у них было 239 депутатов, то есть коммунисты обладали тем большинством, которое легко могло заблокировать любую инициативу националистов. Но, к сожалению, наша КПУ оказалась ничем не лучше вашей КПРФ – также вступила в соглашение с властью и начала сдавать одну позицию за другой. В итоге компартия не только не защитила страну от националистов, но и практически полностью лишилась своего избирателя. В 2014 году коммунистов в Верховной Раде осталось лишь 29 человек. Да и тех выкинули из политики после майдана. Они даже не сопротивлялись...
– Знаете, меня более всего потрясает другой факт. Сегодня против народных республик Донбасса в своём большинстве воюют даже не коренные украинцы, а русские люди, фактически составляющие костяк Вооружённых сил Украины. Как такое могло получиться?
– Точными данными на сей счёт я не обладаю. Но вот по словам верховного командующего Петра Порошенко не менее 62% личного состава ВСУ в зоне АТО действительно являются русскими людьми, гражданами Украины...
Как такое могло получиться? Знаете, я тут всегда вспоминаю известную фразу Уинстона Черчилля, который как-то сказал о том, что он – даже будучи премьер-министром Британии – не имеет и десятой доли той власти над молодым поколением, каковой обладает британский школьный учитель. Потому что этот учитель может сформировать из своего ученика любую личность, какую ему заблагорассудится. Украина тому яркий пример.
Ещё много лет назад в интервью одному центральному российскому изданию я говорил, что скоро Россия столкнётся с совершенно новым поколением украинцев, которое будет относиться к ней как к враждебной стране. Что, собственно, сегодня и произошло. События в Донбассе показали, что главной силой на начальном самом важном этапе тамошней Русской весны стали люди в возрасте от 35 до 60 лет. То есть те, кто хорошо помнил наше общее советское прошлое. А вот им противостояла молодёжь от 17 до 30 лет, которая ненавидит Россию, причём неважно какую – коммунистическую, монархическую, демократическую... Этот разрыв поколений образовался по результату активной русофобской пропаганды, которая в течение 25 лет шла буквально везде, и в первую очередь в украинской системе образования.
А началось всё банально – с ликвидации русских школ и издания «правильных учебников». Если в 1991 году из 18 тысяч школ, каковые были на Украине, только пять тысяч были украинскими, то уже через несколько лет ситуация поменялась ровно на противоположную. При этом детям стали преподавать «правильную историю», согласно которой, например, в 1812 году это вовсе не Россия победила Наполеона, а украинцы, и вообще Россия веками «угнетала» украинский народ. Что украинская история самая древняя в мире и насчитывает чуть ли не 140 тысяч лет. Что Украина является одним из победителей во Второй мировой войне – мол, были Украинские фронты, значит это воевали самостоятельные украинские вооружённые силы. Что националист Степан Бандера самостоятельно освобождал от немцев города и сёла Украины... Ну и так далее.
И какой мог получиться итог после такой промывки мозгов, даже у детей из русских семей? Только тот, какой мы видим сегодня.
Надо сказать, что и сама Россия этому во многом поспособствовала. Так, за время пребывание на должности посла России на Украине Виктора Степановича Черномырдина количество школ с преподаванием русского языка в стране уменьшилось в 2,5 раза. Но Виктор Степанович не только не стал заступаться за русский язык, но даже заявил одному украинскому печатному изданию: какой ещё русский язык? Мы здесь должны защищать не русский, а украинский язык!
И это говорил Чрезвычайный и Полномочный Посол России!
Надо также вспомнить и Константина Иосифовича Косачёва, который, в бытность председателя комитета Государственной Думы России по иностранным делам, отвечал в российском высшем руководстве за поддержку связей с российскими соотечественниками. Так вот он в 2011 году он сказал в интервью изданию «Профиль», что введение на Украине русского в качестве второго государственного языка якобы «подорвёт суверенитет Украины», а это, мол, не в интересах самой России... Примеров такого рода можно привести ещё много…
То есть Россия устами и действиями своих чиновников не только не поддерживала своих же русских людей, но и сама всячески способствовала внедрения в массовое сознание граждан Украины националистических идей и русофобских смыслов!
– Каковы настроения людей сегодня? Они по-прежнему во всех своих бедах винят Россию?
– Парадоксально, но из всех украинских министерств самым эффектным считается министерство пропаганды, а если официально – министерство информации, прозванное в народе МинСтець: по фамилии министра Юрия Стеця. Это человек Порошенко, который давно работал с олигархом в различных информационных проектах. Именно Стець сегодня определяет работу ведущих СМИ Украины, где сегодня царит самая оголтелая русофобия.
При этом неважно – государственное эти СМИ или частное. Они буквально соревнуются между собой, кто из них больнее лягнёт Россию. На рядовых граждан Украины это пока действует. И даже не в силу какой-то искренней ненависти к России, а в силу отсутствия критического восприятия информации, нежелания думать самостоятельно. Право делать выводы люди пассивно отдают СМИ, а неправильные выводы потом ведут к таким же неправильным и даже трагическим действиям...
– Может, это страх перед бандеровской властью?
– Это тоже есть. Сегодня здесь действительно витает страх что-то не так сказать про власть или про политику, которую проводит президент. Ведь многие уже реально поплатились жизнями за свою смелость – тот же писатель Бузина, тот же депутат Калашников и ряд других менее известных людей, чьих убийц власти так и не нашли. Потому что их и не искали – ибо эти смерти были выгодны самой власти. Ещё ряд лояльно настроенных к России граждан сегодня находятся под арестом в СБУ. Многим, очень многим пришлось бежать с Украины …
Всё это конечно же не может не внушать страх рядовым украинским гражданам.
– Насколько сильны и опасны националисты? Могут ли они стать на Украине самостоятельной политической силой, которая, как утверждает уже наша пропаганда, вот-вот прорвётся в высшую власть?
– Националисты, в народе их называют – нацики – прежде всего опасны не государству, а человеческой личности, которая думает и мыслит по другому, чем они. Потому что от произвола этих «деятелей» защиты сегодня нет никакой – националисты безнаказанно вас могут избить, унизить и даже убить, и ничего им за это не будет. Они очень плохо относятся к людям левых убеждений, к православным, к любому, кто говорит о поддержке Русского мира – это вообще запретная на Украине тема! Как говорят сами нацики – за Русский мир можно и в «табло» получить.
В прошлом году прямо в центре Киева они зверски избили стариков-коммунистов, которые вышли на пикет в честь годовщины мартовского референдума 1991 года, когда советский народ, в том числе и на Украине, голосовал за сохранение Советского Союза. Избили стариков не просто зверски, а показательно, прямо на камеры телевизионщиков!
Но при этом надо помнить, что никакой самостоятельной силой националисты не являются. Они хоть и весьма активны, но малочисленны, чтобы играть хоть какую-то независимую роль. Поэтому, когда российские СМИ их сравнивают с немецкими нацистами, то думаю это сравнение несколько не корректно.
Ведь что такое германский нацизм образца 30-х годов? Это была мощная самостоятельная политическая сила, хорошо сплочённая и многочисленная. И она пришла к власти в результате тяжелейшей борьбы со своим противниками – прежде всего социал-демократами и коммунистами.
А что мы видим на Украине? Левые политические силы уничтожены властью, нет самостоятельных профсоюзов, которые могли бы противостоять националистическому произволу. То есть, всерьёз на политическом поле украинским нацикам никто не противостоит. Да и не пользуются они в народе популярностью – хотя бы потому что многие их идеи проповедует сама власть.
Поэтому националисты более всего похожи на банды, которые находятся на содержании либо самой власти, либо отдельных олигархических группировок. Они, по сути, лишь инструмент для политических разборок. Их выпускают на арену только тогда, когда надо либо в очередной раз нагадить России, либо для устрашения политических противников, либо для решения каких-то внутриэлитых разборок.
– Вы говорите, что они не опасны власти. Но ведь многие нацики воевали в зоне АТО, у них на руках много оружия, которое вполне могут применить при попытке государственного переворота...
– В их пребывании в зоне АТО больше пропаганды и пиара, чем реального участия в боевых действиях. Мало кто из них служил на войне, да и воевать им не очень хочется. Ведь одно дело безнаказанно избивать стариков, чем выступать против настоящего и сильного противника. Как гласит одна мудрая русская поговорка: против овца молодца, а против молодца – сам овца. В общем, если националисты сталкиваются с серьёзным сопротивлением, то обычно тут же пасуют и бегут восвояси. И не только в зоне АТО, но даже при обычных уличных столкновениях...
Впрочем, я соглашусь с вами в одном – у части представителей власти, особенно на низовом уровне, действительно есть определённый страх перед группировками нациков. Потому что по привычке эти чиновники смотрят на нацистов как на часть стихии майдана, силу которого они сами, можно сказать, изнутри видели в 2014 году. Поэтому с их стороны и идёт некоторое заигрывание с националистами. Однако ключевые фигуры во власти прекрасно знают им цену – с ними особо не считаются, а порой и вовсе не церемонятся.
– Из ваших рассуждений выходит, что России на Украине сегодня делать просто нечего и там всё для нас потеряно...
– Я бы не был таким пессимистом. Во-первых, Украина это ближайшая соседка России и до сих пор братская страна, хотя и со строптивыми родственниками. И с этими родственниками, как ни крути, надо будет налаживать отношения.
Кроме того, у этих родственников имеется не только важная для самой России промышленность, но и опасные с точки зрения безопасности объекты атомной и химической инфраструктуры, чрезвычайная ситуация на которых грозит немалыми бедами обеим странам. В этой связи не может не тревожить недавняя информация бывшего министра обороны Украины Марчука, который заявил, что вот эти объекты вполне могут стать целью террористических атак или предметом блокады со стороны неадекватных националистов. Если это случится, то это явно будет проблемой не только одной Украины.
Во-вторых, бедность на Украине растёт просто катастрофическими темпами. Пока сложно сказать, как она отражается на политических настроениях людей – серьёзных социологических исследований на эту тему не проводится. Но вот что интересно. Не смотря на всю русофобскую пропаганду, не смотря на все националистические уловки и ложь СМИ даже по официальным опросам не менее четверти украинских граждан сегодня стоят на твёрдых позициях тесного сотрудничества с Россией. И это, я вам скажу, очень тревожит нынешнюю власть, которая с такими настроениями ничего не может поделать. Особенно в условиях экономического кризиса и всеобщей украинской разрухи.
В-третьих, мир сегодня меняется очень быстро и порой непредсказуемо. Ну кто бы, например, мог ещё 10 лет назад подумать, что знаменитая речь Путина 2007 года в Мюнхене действительно положит начало глобальным изменениям во всё мире, и Россия начнёт подниматься с колен? Или приход вашей страны в Сирию, который так резко изменил всю мировую систему безопасности? Ситуация может резко измениться и на Украине, где власть очень неустойчива и где против нынешнего главы государства явно зреет новый олигархический заговор.
России надо только уяснить одно. Политика в отношении Украины должна быть весьма продуманной и рассчитанной на годы вперёд. Да, возможно процесс будет непростым и даже в чём-то мучительным, но при соответствующей воле Кремля – точно не бесполезным. Главное, упорно работать и отстранить в России от украинской проблемы тех, кто виновен в уходе Украины из орбиты Русского мира. К сожалению, эти политические проходимцы до сих пор пытаются убедить российскую власть в своей нужности и полезности. Их возврата в большую политику допустить никак нельзя!
Беседовал Вадим Андрюхин, главный редактор