Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Театр «незалежного» абсурда

Театр «незалежного» абсурда

То, что происходит в последние годы с Украиной, очень театрально по форме и содержанию, поскольку комизм политических персонажей и их реплик накладывается на трагический фон. Получается классическая трагикомедия, впрочем, с богатыми вкраплениями театра абсурда, пишет украинский еженедельник «2000». То и дело возникают немые сцены, как в «Ревизоре», в ходе которых все долго смотрят на фото сына Порошенко в кофте с надписью «Россия».

Ну да, весь мир — театр, и всем людям положено быть актерами. Речь же о другой войне, которую ведут кирасиры и уланы украинской культуры (вместе с ее министерством) с культурой «российско-террористической». Здесь, как известно, успехи почти такие же весомые, как и во всем остальном.

Под руководством ли «генерала» Евгения Нищука, или даже «контрадмирала» Вячеслава Кириленко армия Минкульта держит строй, не сдается, не отступает, а лишь наносит врагу четкие, выверенные удары. Мимо не проскользнет ни фильм, ни оратория, воз с книгами рванет по флангу — огнеметы к бою! Стивен Сигал грузно навалился на забор — поднажмем всем Минкультом, но не пустим супостата.

Из последних сводок. Остановлена телега Бьянки, рвавшаяся в Полтавскую область. Пресечен заплыв Дельфина по Днепру. Найк Борзов, вероятно, прилетевший верхом на звезде, был пересажен на другой летательный аппарат, и пусть говорит свои три матерных слова, которыми словарный запас его, как известно, исчерпан.

Случаются, конечно, и обидные промахи. Недоглядело западное, казалось бы, самое надежное направление. Под прикрытием мусорных куч во Львов пробрался диверсант Митя Фомин и нагло заявил телеведущей Кате Осадчей, что «Крым — по факту российская территория».

Но это все же разовая осечка, а в целом нет никаких сомнений, что Минкульт — одно из самых высокопрофессиональных и старательных министерств Украины. Да и в мировом масштабе… Рядом можно было бы поставить разве что «министерство странных походок» из «Монти Пайтона».

Ну а что там, за тыном, через который ни Шуфутинский не пройдет, ни Нюша не перелезет? Например, этой весной в Москве завершился очередной театральный фестиваль «Золотая маска», о котором писали и «2000». Авторы материала упомянули, что в программе было немало всего украинского (а также одесского) — от постановки по Ефиму Зозуле до очередного спектакля Андрия Жолдака, работающего в питерском Александринском театре. Правда, не написали, что за победу в трех номинациях боролась и пьеса украинского автора Натальи Ворожбит, поставленная в московском театре им. Мейерхольда.

Пьеса «Саша, вынеси мусор», как говорится на сайте театра, — это «смешной спектакль о грустном». «Две женщины, однажды уже похоронившие своего мужа и отчима, уговаривают его проигнорировать шестую мобилизацию, призывающую даже мертвых. Разговоры с призраком полны бытовых деталей. Вполне конкретная ситуация на Украине превращается в универсальный военный конфликт, заставляющий размышлять о природе войны и мира. Запахи украинской кухни приглашают зрителей присоединиться к поминальному столу».

Наталья Ворожбит, говоря об этом спектакле, отмечала, что ее «позиция относительно последних событий однозначна». Это, безусловно, проукраинская позиция сторонницы «евромайдана», о котором у драматурга уже тоже есть пьеса «Дневники Майдана». «Но я понимаю, что если в пьесе я буду прямолинейна, то это ни на кого не подействует, скорее, оттолкнет. Может быть, в данном случае лучшая политика — делать вид, что ты над схваткой».

А вот по поводу «Дневников Майдана», несколько лет назад представленных в рамках проекта «Новая пьеса» того же фестиваля «Золотая маска» в Театре. doc: «Нас упрекали, что представлены только сторонники майдана. Это было сделано сознательно: мы говорили про себя, у нас не было задачи объективно рассказать об обеих сторонах конфликта». Собственно, Наталья честно называла главным недостатком проекта то, что его авторы «всей душой поддерживали майдан и были непосредственными участниками событий».

Наталью Ворожбит ставят многие российские театры — в Ярославле, Красноярске… Собственно, ее «однозначная позиция» в театральной среде РФ ей скорее в плюс, многие творческие люди как Украины, так и России любят рукопожатную однозначность, из которой вычеркивают все неудобные вопросы. Но дело не в этом, абстрагируясь от политики, наверняка пьесы Ворожбит (широкая аудитория может судить о ней по сценарию нашумевшего некогда сериала «Школа» Виктории Гай Германики) просто сами по себе представляют интерес для российских режиссеров. Им никто не мешает ставить украинские пьесы автора, уверенного в том, что именно с Россией ее Украина и воюет.

И так в России далеко не только в театре. К примеру, украинский фильм «Гнездо горлицы» в прошлом году усиленно зазывали на московский кинофестиваль — режиссер Тарас Ткаченко хотел было поехать, но передумал, очевидно, учтя позицию «общественности». По-прежнему тысячи туристов на Арбате каждый день видят посередине этой улицы украинский флаг, вне зависимости от ситуации с библиотекой. Вся Москва в заведениях с украинскими названиями, стилем и кухней. И в страшном сне никому пока не приходит в голову менять названия, имеющие отношение к Украине.

Россия как многонациональная страна (и федерация), безусловно, не может себе позволить негативное отношение к одному из своих этносов. Поэтому в Башкирии и других регионах с большим количеством украинцев дети учат украинский язык в школах, как они это и делали все годы после развала Союза. И к украинской культуре Россия — как государство — относится с большим пиететом. Тут есть свежий грузинский пример, когда государственные отношения — это одно, а народная дипломатия — другое. Раны затягиваются, а контакты соседей неизбежны.

Россияне вопреки опросам продолжают считать украинцев братьями. Самый свежий случай — бой россиянина Александра Поветкина и украинского боксера Андрея Руденко в Москве. На украинский гимн в зале большинство зрителей встали.

Вячеслав Кириленко и Евгений Нищук смотрят на этот факт как на явную слабость деморализованного и готового к поражению противника. Продолжая слушать кассету «Легенды русского шансона» на предмет антиукраинской риторики.

Правильное меньшинство

У нас цензуры нет, рассказывает автор «Дневников Майдана» Наталья Ворожбит российским журналистам. И те, наверное, восхищенно кивают, и все это после спектакля в Москве. А теперь представьте постановку в Киеве пьесы с однозначной, но совсем иной позицией того же Захара Прилепина.

Конечно, у нас уважают критиков российской власти из числа актеров-музыкантов, хотя и их, пожалуй, «Миротворец» проверит по части Крыма и т. д. А со временем, безусловно, и до них доберутся активисты в поисках десятков тысяч долларов за разрешение сыграть концерт в клубе — ведь всем остальным просто закроют доступ.

Читаю на страницах «2000» интервью киевского актера Константина Данилюка. Он отмечает, что его взгляды «совпадают с мнением Бориса Гребенщикова, Андрея Макаревича, Лии Ахеджаковой, Михаила Ефремова» и что «многие российские актеры не разделяют позицию 86-процентного большинства, они приезжают к нам и видят, что бандеровцы, оказывается, нормальные доброжелательные люди».

Приезжают? Ну-ка поднажмем (реплика Минкульта). Хруст, треск. Теперь-то им тяжелее будет увидеть, какие хорошие в Киеве бандеровцы, тем более что их там нет.

Вот только интересно: восхищаясь позицией критиков власти в среде российских деятелей культуры, какого мнения этот актер будет об украинских коллегах, которым в той же мере не нравится политика современной Украины?

В России, как известно, Макаревич с Ахеджаковой очень страдают под натиском властей, у нас-то все не так. Например, в этом году потерял должность директора Русского драматического театра в Одессе Александр Копайгора (возглавлявший его 15 лет). «Патриоты» всячески противостояли, чтобы политически неблагонадежный человек руководил театром, поэтому конкурс решили провести вторично, и на него явились активисты «Автомайдана Одессы», заявив, что они встали «на стражу культурного порядка Одессы». В общем, директором стал другой человек.

Вы же слышали, было множество открытых писем и подписей от дружного театрального братства в защиту г-на Копайгоры. Нет, не встречалось такого? Странно.

Кстати, ранее Александра Копайгору пытались сместить, по слухам, чтобы отдать Русский театр еще одному исстрадавшемуся в Москве и эфирах российских каналов стороннику «евромайдана» Иосифу Райхельгаузу. И тем не менее возглавляющему в столице России театр «Школа современной пьесы».

Ненависть сближает

Но вернемся к культурной войне. Она имеет свои особенности, в ней — в отличие от некоторых театральных деятелей — не все однозначно. К примеру, какую активность развили специально обученные люди по борьбе с Россией в интернете! Эти киборги клавиатуры одержали победу в тысячах боев. А акулы пера в украинских СМИ? Они просто испепелили врага своими ковровыми бомбардировками.

В итоге можно зайти на определенный украинский сайт и с утра до вечера читать на нем новости о России. О регионах, о политической борьбе, обо всем. До «евромайдана» многие украинцы и близко не погружались так в российскую новостную повестку. Получается, чем больше злобы и ненависти, тем сильнее интеграция и сплетение украинско-российских новостей. Правда, пропагандистский белый шум многие читатели уже научились не замечать (будем надеяться), особенно если читать только заголовки, игнорируя все, кроме непосредственно информации.

Видимо, реагируя на это явление, некоторые особо веселые украинские сайты стали подавать новости из России под соусом «соцсети высмеяли». Так сказать, через обязательное кривое зеркало. Просто так мы, пожалуй, и не писали бы о том, как Путин заменил какого-нибудь губернатора, но уж после того, как украинские соцсети вдоволь высмеют сей факт, — тогда конечно.

Но все-таки система не очень хорошо работает. Российская культура мощна и разнообразна, довлеет и притягивает — хоть Наталью Ворожбит, хоть Михаила Порошенко (пусть и в виде трикотажа). Но не потому ли она так сильна, что не боялась и не боится влияния извне, всегда брала и становилась только богаче от творчества авторов самых разных национальностей?

Украинская же культура — в ее Нищук-Кириленко-трактовке — это классический пример комплекса «меншовартості», стремление запереть всех в спортзале сельской школы, закрыть двери, привязать к ногам гири, вывести на сцену Павла Зиброва и поднять ему веки.

Какое уж тут обогащение за счет культурного обмена (хотя, казалось бы, г-н Кириленко — интересующийся человек, например, содержанием чужих диссертаций). Да и не до культуры им вообще-то, тут война идет. Вон, кажется, Леонтьев с горочки спустился. Лента за лентою набои подавай…

Конечно, понятно это направление на огораживание, разделение и ненависть ко всему — от поп-музыканта до какого-нибудь писателя ХIХ века. Вопрос в том, что победит. Запретный плод сладок, и совсем не удивительно, что полный зал на фестивале Atlas Weekend в Киеве сам пел песни вместо так и не допущенного на концерт Дельфина. «Я знаю, ты сможешь меня найти, не оставайся одна», — пели киевляне.

Впрочем, если Минкульту хочется тратить силы и энергию на запрет российских музыкантов, повышая их популярность среди граждан Украины, то почему бы нет? Может, один известный гражданин РФ, виновный во всем, еще наградит этих своих агентов за продуктивную деятельность? Ведь, кажется, каждый такой зал у нас, поющий песни российского исполнителя без него, — это небольшой шаг навстречу. Шаг через идиотизм.

Константин Крылов, «Газета 2000»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика