Обвинив Израиль в предательстве, Россия сама забыла героев
Запланированная на 23 августа встреча Владимира Путина и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху омрачена скандалом, связанным с позицией Израиля по вопросу реконструкции музея концлагеря «Собибор» в Польше. Он был создан в годы Второй мировой войны для убийства евреев, а единственный массовый побег оттуда организовал красноармеец Александр Печерский.
Напомним, Россию исключили из оргкомитета по подготовке экспозиции музейного комплекса в Люблинском воеводстве. Как рассказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, Москве сначала было предложено стать членом комиссии по подготовке экспозиции, а затем это предложение было «забыто и дезавуировано».
«Хотя мы многократно подтверждали готовность внести свой вклад, в том числе серьезный финансовый, в строительство мемориала для увековечения памяти узников этой гитлеровской „фабрики смерти“, прекратившей свое существование именно благодаря подвигу красноармейца», — заявила Захарова.
При этом Тель-Авив согласился с другими странами-участницами проекта — Нидерландами, Словакией и Польшей и не стал возражать против отстранения России. Эту позицию ближневосточного государства в российском МИД считают «абсолютно неприемлемой» и граничащей «с историческим предательством».
По словам министра культуры России Владимира Мединского, теперь будет музей обо всем, кроме Александра Печерского и роли советских военнопленных. «Как будто восстание произошло само по себе, и русских там не было… Вот такая историческая амнезия поразила, к сожалению, сейчас тех, кто занимается в Польше исторической политикой», — разочарован чиновник.
Однако, не все жители Израиля забыли о том, кому они обязаны спасением соотечественников. «Для нас правда о роли и месте Красной армии в разгроме фашизма и освобождении лагерей смерти является законом», — заявил председатель Союза ветеранов Второй мировой войны Абрам-Михаэль Гринзайд, напомнив, что 9 мая недавно сделали в Израиле праздничным днем.
В поддержку участия России высказался и МИД ближневосточной страны. Правда, с оговоркой, что Израиль представлен в оргкомитете музея иерусалимским центром изучения Холокоста «Яд Вашем». То есть на данный момент против Москвы выступают те, кто профессионально занимается темой Холокоста. Каким будет следующий их шаг?
Внук узника Собибора Алексея Вайцена Александр потрясен происходящим. «Бардак в мире творится. Не знаю, почему все окрысились против России. Наверное, потому что она сильная, принимаются такие неумные шаги. Объяснить я это никак не могу — безумие. У меня нет слов», — признался он РЕН-ТВ.
Политические игры в ситуации вокруг Собибора не допустимы, заявила выступая в Кнессете депутат Ксения Светлова. «Те, кто сейчас отказываются допустить Россию до участия в проекте, это — Польша, где сейчас очень распространено отрицание причастности поляков к уничтожению евреев во время Холокоста. Но есть исторические свидетельства, и все факты известны», — сказала она.
Полоновед Станислав Кувалдин предлагает не придавать большого значения неучастию России в проекте музея в Собиборе.
— Надо понимать, что каждая страна имеет право приглашать к участию в своих проектах тех партнеров, кого она хочет. Наверное, было правильным делать совместный музей, проводить какую-то общую политику памяти. Это был бы дружественный шаг. Но, вероятно, ни в Польше, ни в России такого в повестке дня нет. По разным причинам.
Некоторые указывают на то, что поляки не очень довольны строительством вблизи Катыни музея, посвященного пленным красноармейцам, который тоже делается Россией самостоятельно и без приглашения Варшавы. Поэтому не факт, что нужно устраивать такую истерику из-за невключения Москвы в проект в Собиборе.
К тому же, польская сторона заявляла, что она продолжает сотрудничество с российскими научными организациями — запрашивает информацию, и с российскими волонтерами, которые хотят принять участие в этом проекте. Так что вряд ли там будет что-то антироссийское.
Еще одна возможная причина. Министр Мединский однажды приезжал в Собибор, правда, без приглашения, и его тогда никто даже не встретил. Только местный староста. Именно после этого стали активно заявлять, что Россия обязательно должна в этом участвовать. Может это личное?
Но поскольку тема получила мощную поддержку нашего МИД, а позиция Израиля была названа «предательством», наверное, это связано не только с Мединским.
Однако президент Фонда «Холокост» Алла Гербер видит проблему именно со стороны Польши.
— Я могу сказать только одно — все, что написано в книге о восстании в Собиборе, которую издал наш фонд, там каждое слово — правда. Каждое! И я даже не могу понять, что хотят поляки, что с ними происходит. Придираться к Собибору, подвергать сомнению восстание — это просто кощунство какое-то. Это антибожеская акция.
Это надо же дойти до того, чтобы подвергать сомнению факты, доказанные, убедительные, из архивов, из свидетельских показаний. Этим занимались люди годами, чтобы дать подробную картину того, что было на самом деле в Собиборе.
«СП»: — Может это связано с тем, что там сейчас у власти националисты?
— Ну, естественно! Везде, где они приходят к власти, первые, на кого будут кидаться — это евреи. Это их любимое занятие. Можно что угодно говорить про Владимира Владимировича, но он — не антисемит. И это нас спасает. Потому что как царь-батюшка скажет, так оно и будет.
В свою очередь сопредседатель центра «Холокост» Илья Альтман обращает внимание на то, что требуя от Польши безукоризненного соблюдения этических норм в отношении исторической памяти, России стоит самой уделить больше внимания своим героям.
— Несколько лет назад наш сотрудник выезжал в музей Собибора, установили контакты. Потому что наш центр издавал все книги, связанные с Александром Печерским. Первое издание о Собиборе появилось в 1993 году. Но никто с российской стороны к нам по этому поводу никогда не обращался. Возникает вопрос, если мы действительно заинтересованы в научной полноте, то, наверное, надо работать и с российскими специалистами.
Кроме того, если вдруг по каким-то причинам не получится принять участие в проекте в Польше, у нас есть Ростов-на-Дону, откуда родом Печерский. Почему бы нам в России не сделать такой Собибор? Или в Рязани, откуда родом последний из живших участников восстания Вайцен? Там же наших десантников готовят. Почему бы не ввести в их образовательную программу пример этого успешного восстания?
«СП»: — Пока Россия пытается добиться должной реакции на международной арене…
— МИД России правильно сделал, что обратился к МИД Израиля. К сожалению центру изучения Холокоста «Яд Вашем» не пришло в голову обратиться к своим научным партнерам в России, то есть к нам. Что касается позиции Польши, то ее позиция вызывает сожаление. И это при том, что в последние два года российские и польские ученые наладили регулярные контакты на тему изучения истории Холокоста и сопротивления.
То есть «наш ответ Чемберлену» должен быть простым, как наши ответные санкции. Например, сделать экспозицию в мемориале на Поклонной горе. Кстати, восстание в Собиборе, пусть и завуалировано, было упомянуто даже в советском учебнике истории КПСС, но с тех пор ни в одном вузовском учебнике упоминания о нем нет. То есть, в первую очередь нужно самим популяризировать эти вещи.
Сергей Аксенов, Свободная пресса