Превращения украинской журналистики
Много чего повидала украинская журналистика на своём незалежном веку, за эти 26 лет…
После фиаско ГКЧП и гонений на коммунистов в 1991 году главная газета республики «Правда Украины» провела идеологический ребрендинг… Стоит напомнить, что гонения и запрет коммунисты устроили сами себе с крепкого перепугу. Коммунистов в Раде было большинство – 239 штыков, не считая 41 коммуниста «на демократической платформе». Руховцев всех мастей было не больше 150. При этом Верховную раду возглавлял хитрый краб Кравчук, переползший на эту должность бочком из кресла секретаря КПУ по идеологии. Его подпись и стоит под указом Президиума ВР о запрете КПУ 30 августа 1991 года.
Интересно, что через десять лет Конституционный суд Украины признал этот запрет незаконным. Незаконность и в 1991-м была очевидной, но верхушка КПУ бороться не посмела. Или не захотела. Судя по всему, ей было сделано предложение, от которого она не смогла отказаться.
Сейчас многие полагают, что до 1991 года в основном вся пресса в УССР была русскоязычной. Это заблуждение. В областных центрах «все три газеты» («взрослая», «комсомольская», «сельская») выходили на украинском языке. В 1991-м единственной всеукраинской газетой на русском была «Правда Украины». Её журналисты после запрета КПУ сформулировали предложение, от которого в свою очередь не смогли отказаться новые идеологи Рады. Предложение было с лукавством: «На переломном этапе истории страны нельзя закрывать русскоязычное издание, поскольку именно русскоязычную часть населения страны нужно наиболее активно убеждать в том, что Украина должна быть независимым государством».
Воевать за правду, однако, никто не собирался. В идею «свободной прессы» с самого начала была заложена ложь. В этом и состоял смысловой ребрендинг. Наступили мрачные времена, если судить по статистике суицидов, – их количество в те годы превышало потери в некоторых локальных войнах, вспыхнувших на руинах Союза. Показательно, что именно «Правда Украины», стараясь отличиться, оказалась первым изданием, допустившим возможность войны между РФ и Украиной. Дело давнее, но можно вспомнить, что украинское руководство, начавшее под давлением «национально-демократических сил» вести русофобскую политику в Крыму, столкнулось с сопротивлением. Летом 1993 года Верховный Совет РФ заявил, что город Севастополь переходит в федеральное управление РФ. Конфликт тогда заморозил Борис Ельцин, предав русских. Однако «Правда Украины» уже огласила идеи войны, не вникая в глубины крымской проблемы: «Мы сидим на пороховой бочке, а Севастополь – фитиль», «Назревающий региональный конфликт может затмить события в Югославии…», «…может привести к вооружённому столкновению». Именно тогда националисты, едва вылупившиеся из зародыша, изрекли: «Крым станет украинским или безлюдным». Никто не возмутился. А Крым запомнил.
Как ни тужилась «Правда Украины», но в свой час её прихлопнули. Правда, в нужный момент её бренд подхватили правильные люди, получив поддержку в США. Новый ребрендинг – и проект стал называться «Украинская правда». Кто-то вообразил, что это вариант советского издания, которое «за народ и для народа», но иллюзия не долго длилась. Зловещую раскрутку «Украинской правды» произвели таинственные заказчики убийства несчастного Гонгадзе, на тот момент малоизвестного журналиста. Вскоре его имя украсило название газеты как орден: «Основана Георгием Гонгадзе в 2000 году». После оранжевой революции «Украинская правда» здорово поднялась – и в финансах, и в рейтинге. Заметим, успех был повторён при взрыве в 2016-м знаковой фигуры в «Украинской правде» Павла Шеремета. Газета была изначально заточена для проведения акции «Украины без Кучмы» (с трафаретом отрезанной головы), следом – для оранжевой революции…
Канун первого майдана – время массового подкупа журналистов. Когда Ющенко, выдвиженец Запада и любимец замороченного пропагандой «простого украинца», приезжал в какой-нибудь областной центр для пропаганды себя, приглашались правильные журналисты, их возили по региону, поили-кормили и каждому отстёгивали деньги, заручаясь поддержкой, развращая. Многие редакторы и журналисты – даже самых ничтожных изданий – в те годы съездили по приглашению в США. Кто-то на стажировку, а кто-то «просто посмотреть». При этом некоторые журналисты до сих пор пребывают в уверенности, что «идеи майдана» — это их собственные идеи, никак не основанные на чьих-то манипуляциях. Аналогичным способом привлекались в лагерь будущего майдана и политологи, блогеры, ЛОМы («лидеры общественного мнения»), пропагандисты разного уровня дарований.
В телепространстве русофобский тон задавал «5 канал» Порошенко. Как камертон. Своих ведущих редакторов сам хозяин дрессировал чуть ли ни в прямом эфире.
Издания с прозападной, пронеоколониальной идеологией, возникшие в 1990-х – начале 2000-х, можно условно разделить на три типа. Первый – СМИ, подобные «Украинской правде», перелицованные издания, взятые на содержание по западным грантам. Второй тип – издания новые, прямо проросшие из зёрен Запада. Яркий пример – газета «Зеркало недели», издаваемая на американские деньги, многие годы презентовалась как «влиятельный еженедельник». Это национал-либеральное издание изначально было нацелено на перетаскивание Украины в стан мирового Содома, завлекая инсайдерской информацией «из самых верхов», «смелостью анализа». Когда и это издание в 2013/2014 гг. пробило дно, освещая майдан, а следом события в Крыму, в Донбассе, в России, интеллектуальная составляющая «ЗН» претерпела значительные деформации.
Третий тип СМИ – также из новых, но произросших на родимых навозах – детище лихих 90-х, рождённое в спайке госаппарата и криминалитета. Стоит указать на газету «День», которая после убийства известного донецкого депутата-бизнесмена попала под контроль Е.К. Марчуку, недавнему шефу СБУ. Под офис своей газеты Марчук отвёл небольшой небоскрёб и подарил его своей будущей жене, назначив её главным редактором. Разумеется, газета вскоре стала русофобской.
Украинские власти очень чувствительны к некоторым темам, к иным взглядам на события, к небанальным трактовкам событий. Вообще, после неправосудного двухгодичного тюремного задержания Руслана Коцабы говорить о том, что аресты журналистов – новинка сезона на Украине, не приходится. Вот и недавно в издании «Страна. UA» прошёл погромный обыск, сопровождавшийся арестом и препровождением в СИЗО главного редактора издания Игоря Гужвы. Вскоре прогудело сообщение об аресте в Житомире за «тенденциозные публикации» «прокремлёвского блогера-журналиста, который по указанию российских кураторов готовил и распространял антиукраинские материалы» Василия Муравицкого. Всё не в новинку. Помним мы об убийстве Олеся Бузины и Павла Шеремета.
Нет, запугивание и давление на журналистское сообщество не является на Украине новинкой сезона. Хотя есть в этой теме и нечто новое. На финише августа заговорили о «деле политологов», которое инспирируется спецслужбами Украины. Точно по пословице из репертуара театра абсурда: «Не было такого никогда, и вот опять». «Дело политологов» названо по аналогии с «делом врачей». Не исключено, шум о «деле политологов» поднят в сетях и СМИ с упреждением, не дожидаясь, когда вдруг на «5-м» появится, например, такое сообщение: «Известный прокремлёвский политолог Р.Б., являясь лидером общественного мнения, изобличён и задержан при получении денег за распространение манипуляционной точки зрения…» Ведь сейчас уже целая обойма политологов, не желая нести даже косвенную ответственность за деяния режима, предлагает трезвый взгляд на текущие события, всесторонний, часто глубокий. Режиму, который всё чаще вновь стал именоваться «хунтой», это очень не по нраву.
Нет, неспроста один из блогеров-политологов, широко известный в узких кругах, бросил на своей странице: «Вспомните, не подходили ли к вам в последнее время странные персонажи… с предложениями написать блог за деньги?» Под «странными персонажами» имеются в виду агенты СБУ, подкатывающие к блогерам (ЛОМам, «лидерам общественного мнения») с творческим предложением и провокационной задачкой. Оказалось, есть такое дело! «Страной. UA» обнародованы анонимные (в украинских реалиях анонимность разумна) подтверждения, что «в качестве «наживки» политологов якобы провоцируют за деньги озвучить комментарий в пользу примирения с Россией и возрождения с ней экономических связей, а также публично поддержать деятельность лидера «Украинского выбора» Виктора Медведчука». Такие провокации – новинка сезона. Сунуть деньги, записать на телефон условия сделки, скомпрометировать идеи, спасительные для Украины, обобщить – и прихлопнуть «неправильных политологов».
Теперь, после выхода «Дела политологов» в публичную плоскость, задумка спецслужб, видимо, провалилась. Провалилась – и ладно. Однако люди в СБУ творческие, обидчивые, они наверняка готовят новый проект, чтоб свобода слова на Украине никому мёдом не казалась.
Олег Миклашевский, Фонд стратегической культуры