В Москве услышали просьбу «киевского патриарха» о прощении
Архиерейский собор РПЦ, проходящий в эти дни в Москве, оказался богат на то, что СМИ уже успели окрестить «политическими сенсациями». Во-первых, Украинской православной церкви была предоставлена «большая самостоятельность». Во-вторых, киевский раскольник Филарет попросил РПЦ о прощении, что вызвало шок в среде украинских националистов. Их в данном случае легко понять.
Архиерейский собор Русской православной церкви предоставил большую самостоятельность Украинской православной церкви Московского патриархата по просьбе митрополита Киевского Онуфрия. В пресс-службе патриарха Кирилла подчеркнули, что внесенные в связи с этим изменения в уставе РПЦ «технические», а УПЦ остается самоуправляемой частью Московского патриархата. Но эти «технические изменения» действительно важны.
Конфликт национального с вечным
Нельзя сказать, что независимость и самостоятельность в управлении была предоставлена Украинской православной церкви только сейчас – это произошло еще в 1990 году, когда Архиерейский собор РПЦ принял соответствующее определение.
Украинская православная церковь является полностью самостоятельной, самоуправляемой и автономной. Ее внутренняя жизнь никак не контролируется из Москвы. Принадлежность УПЦ к Московскому патриархату носит не административный или политический, а канонический характер. И здесь стоит уточнить, о чем именно идет речь.
Вселенская православная церковь состоит из пятнадцати поместных церквей, (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская и т.д.), возглавляемых своими патриархами. Единство между ними обозначается тем, что во время богослужений патриархи каждой из церквей поминают всех остальных.
Принадлежать к Вселенскому православию можно только принадлежа к одному из этих патриархатов. Между этими церквями существует то, что называется евхаристическим общением – прихожане разных церквей могут приступать в храмах друг друга к важнейшему христианскому таинству – Евхаристии, которое знаменует единство верующих с Христом и друг с другом.
Разумеется, в мире есть еще какое-то количество общин, отколовшихся от кого-нибудь из этих пятнадцати патриархатов – от довольно крупных, как так называемый Киевский патриархат, до совсем крошечных, состоящих из нескольких членов. Иногда причины раскола скорее религиозные: какая-то группа неумеренных ревнителей считает, что Церковь чем-то погрешила против истинного благочестия и только они остались хранителями истины. Иногда чисто и исключительно политические, как с тем же «Киевским патриархатом».
В любом случае для православного человека выпадение из Вселенского православия – это духовная катастрофа, которая весомо, грубо и зримо проявляется в том, что он уже не может приступить к причастию нигде в православном мире. Именно в таком положении находятся последователи так называемого Киевского патриархата, который никем в православном мире не признан.
Поэтому принадлежность УПЦ к Московскому патриархату есть знак принадлежности к Вселенскому православию, а не каких-либо политических отношений с государством со столицей в Москве. Но украинские националисты считают иначе, видя в Московском патриархате врага, а в какой-либо ассоциации с ним – предательство.
Для украинских националистов как людей совершенно равнодушных к каноническому праву (и богопочитанию вообще) любая ассоциация с Москвой, хотя бы и совершенно неполитическая, служит раздражающим фактором. Но есть еще один, более принципиальный конфликтный момент. Для националистической идеологии высшей ценностью является нация. Все другие ценности – в том числе религиозные – могут носить по отношению к нации только подчиненный характер.
Как писал теоретик украинского национализма, один из основателей ОУН* Микола Сциборский: «Украинский национализм воспринимает свою нацию как самую высокую, абсолютную, идейную и подлинную ценность, выдвигая лозунг: Нация превыше всего!». Нравственные ценности, по мнению этого идеолога, также должны быть подчинены нации:
«В выборе средств освобождения Украинской Нации национализм не ограничивает себя никакими «общечеловеческими» предписаниями «справедливости», милосердия и гуманизма, считая, что они возможны к осуществлению только в условиях взаимности... Все то хорошо, что хорошо для блага, силы и развития моей нации; все то плохо, что эту силу и развитие ослабляет – это основная заповедь идеологии украинского национализма».
Для верующего христианина высшей ценностью является Бог, а Его нравственные требования не могут быть отброшены ради нации или чего бы то ни было еще. Таким образом, христианство и национализм обречены на конфликт.
Какую-то форму церкви националисты могут принять, но только в том случае, если для нее имя Божие будет инструментом, безусловно подчиненным национальным целям. Но УПЦ на это не согласна, а значит, враждебность националистов ей обеспечена.
Она проявляется многообразно, в частности, в попытках ввести прямую юридическую дискриминацию церкви, как это предусматривает законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Верховной радой Украины государством-агрессором». Газета ВЗГЛЯД подробно о нем писала.
Именно поэтому митрополит Онуфрий попросил еще раз подчеркнуть самостоятельный статус УПЦ и, в частности, то, что ее управляющий центр находится в Киеве. Это, конечно, не отменит принципиальной враждебности националистов, но может ослабить их влияние на колеблющихся.
Покаяние Филарета
Второе важное событие прошедшего дня – это письмо украинского «патриарха» (в качестве патриарха он не признан никем в православном мире) Филарета, направленное Собору, в котором он, в частности, говорит:
«Желая прекратить разделения и распри между православными христианами, восстановить евхаристическое и молитвенное общение, как это положено Единой святой соборной и апостольской церкви, ради достижения Богом завещанного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами обращаюсь к вам с призывом принять соответствующие решения, благодаря которым будет положен конец существующему противостоянию... Я, как ваш собрат и сослужитель, прошу прощения во всем, чем согрешил – словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».
В церкви этот шаг Филарета воспринят с осторожным оптимизмом. Собор официально определил, что «с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью».
Мы не знаем, что побудило Филарета к такому шагу. Многие говорят, что, будучи уже очень пожилым человеком, Филарет задумывается о том, как дать добрый ответ на суде Божием.
В любом случае, уврачевание раскола потребует длительных усилий. После просьбы Филарета о прощении Архиерейский собор решил создать комиссию для переговоров с «раскольниками». А в документе, принятом там же, подчеркивается, что условием преодоления раскола на Украине является отказ никем не признанного «Киевского патриархата» от насилия над верующими и от захвата храмов.
Сергей Худиев, деловая газета ВЗГЛЯД
* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»