Да пусть поживут самостийно…
Если в одной человеческой голове появляются две взаимоисключающие мысли, то в этом случае психиатры могут диагностировать шизофрению. Когда киевские власти, открыто ненавидя Россию, одновременно пытаются «поиметь» от нее выгоду, то тут диагноз без вариантов – политическая шизофрения. Для Украины, собственно, такое состояние привычно, и примеров тому несть числа.
В канун Дня смеха Кабмин Украины постановил «прекратить действие программы экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 2011—2020 годы, заключенной 7 июня 2011 года в Москве». Программа, напомним, предусматривала углубление режима свободной торговли и взаимной защиты инвестиций. И, несмотря на то, что механизм прекращения действия программы или разрыва по инициативе одной из сторон не был прописан, то есть нужны были хотя бы совместные консультации, Украина решила поступить совершенно «самостийно», и, как говорят в таких случаях в «незалежной», «нехай будет гречка»...
Что ж, «нехай» так и будет, причем, не в последнюю очередь, в отношении тех 3,5–4 млн украинских граждан, которые постоянно находятся на заработках в России, а расторгнутая программа как раз и предусматривала обеспечение свободного передвижения граждан обеих стран.
Это решение властей прекрасно вписывается в ту повестку дня, которая нынче на слуху у киевского «истэблишмента». Политики и эксперты обсуждают возможность разрыва договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. Многие из них считают, что следовало денонсировать этот договор еще в 2014 г. после, согласно их терминологии, «незаконной аннексии» Крыма (а законная аннексия бывает?) и развязанной Москвой войны в Донбассе, которую, напомним укропатриотам, начал и.о. (?) президента Украины А. Турчинов и почти четыре года ведет законный (!) президент П. Порошенко. Ведет, используя национальные вооруженные силы против своих мирных граждан.
«Нужно ли продлевать этот договор до ноября 2018 года, до октября даже? Мое мнение — нельзя продлевать этот договор, поскольку Россия брутально его нарушила. Особенно, что касается последних выборов в Крыму, выборов президента РФ», — сказала замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль и призвала власти не продлевать договор с Россией о дружбе. (Причина – наши выборы, оказывается!) В то же время она (и молчаливое большинство) считает, что Киев и Москва должны подписать новый документ. Но в ее симпатичной головке даже не шевельнутся простые как охапка дров мысли: а России это нужно? А если все-таки нужно, то кому больше – России или Украине? И что думает по этому поводу Кремль?
Предположим, обе стороны в равной мере заинтересованы в договоре.
Правда, член Совета Федерации России Алексей Пушков убежден в том, что новый договор, который готовит Киев, окажется провокацией, о чем написал в Twitter.
Он уличил также украинские власти в занятии упражнениями в зоне «вражды и абсурда», добавив, что они ни на что большее не способны. Согласимся с сенатором в его выводах и оценках.
Вновь и вновь с удивлением читаем поток сообщений из Киева, свидетельствующих об очередном приступе русофрении у власти. Высланных из США российских дипломатов не пустят на Украину, гласит самый свежий киевский посыл в адрес Москвы, не совсем, мягко говоря, вписываясь в тематику пролонгации (заключения нового) украинско-российского договора о дружбе. Запрет касается 48 сотрудников посольства России и 12 из ООН в Нью-Йорке, высланных из США. Ранее СБУ закрыла въезд 23 гражданам России, которых выслали из Великобритании.
Перед тем Киев выдворил из страны 13 российских дипломатов. Только потому, что так решили те западные страны, которые солидаризировались с Британией в надуманном обвинении Москвы в отравлении российских граждан на британской территории. Так и хочется спросить украинцев: а вас-то эта история каким боком касается? Вас здесь, что называется, «не стояло»!
Но еще больше вопросов вызывает совершенно неадекватная реакция украинской власти на зеркальный ответ Кремля, согласно которому из России тоже высылаются 13 украинских дипломатов. Видение проблемы выразил украинский внешнеполитический рупор — министр иностранных дел Павел Климкин, когда написал в Twitter: «Это нонсенс. Мы же не пытались кого-то отравить в Солсбери. Это сделала Россия и получила отпор всего цивилизованного мира».
Впечатление такое, что в Киеве живут в полном соответствии с анекдотом про тех «хитрых» украинцев, которые собрались всем скопом «москалей» бить. А когда один из этого скопа вдруг засомневался в успехе «акции» и заявил, что ведь и нас могут побить, то прозвучало дружное: «А нас-то за шо?»
Действительно, за «шо»?
«Украина не денонсирует этот договор по одной простой причине: она считает выгодным для себя его существование», – говорил в интервью газете «Взгляд» депутат Госдумы Константин Затулин. Он, безусловно, прав, и мы опять видим раздвоение украинского сознания: с одной стороны, Киев объявляет Россию «страной-агрессором» и «оккупантом», а с другой, принимая угрожающие позы, выступает за сохранение договора о дружбе. Только в новой, комфортной для себя версии, как ранее и бывало во всех двусторонних соглашениях.
Украина всегда искала в отношениях с Россией материальной выгоды, а «спонсорская» помощь Кремля воспринималась Киевом как само собой разумеющаяся и, естественно, не заслуживающая даже малейшей благодарности. Характерен пример президента Л. Кучмы, который за традиционной чаркой с Б. Ельциным добивался любых политико-экономических преференций.
Но в 2004 г. Кучма решительно отмежевался от всего «пророссийского», изложив свою позицию в книге с говорящим названием «Украина – не Россия». Но, подчеркнем, ельцинские времена давно закончились, чего Украина как-то умудрилась не заметить, а Россия никогда не претендовала на то, чтобы быть Украиной...
Кстати, самый большой товарооборот у Киева тоже с Москвой, а не наоборот. И так – по длинному ряду экономических показателей. Потому насчет нового российско-украинского договора скажу так: он нужен – страна все-таки соседняя, хотя и с разрушенной экономикой, зато с избытком рабочей силы и большим рынком товаров и услуг. Но условия договора должны быть выгодны, прежде всего, нам. Как и любые другие международные соглашения.
К тому же годы противоречивой «незалэжности» убедительно показали, что Россия без Украины может обойтись вполне себе безболезненно. Даже под западными санкциями. К антироссийским мерам евроатлантистов, напомним, охотно присоединилась и киевская власть. Она уничтожила под корень все интеграционные связи с Москвой, доставшиеся в наследство от СССР, включая набившую оскомину газовую «трубу», значение которой для себя и «цивилизованного мира» определила как геополитическое оружие в «вековой борьбе» за независимость от России. Но сможет ли Украина обойтись без России?
Судя по всему, украинцы даже мыслью такой никогда не задавались. Да это им и ни к чему было, так как мы постоянно лезем к ним со своей «братской любовью».
В надежде на сердобольную Россию наши соседи еще и не пробовали жить 100-процентно «самостийно». Надо бы, видимо, предоставить им такую возможность. Полную, наконец.
Может, поголодают, померзнут да и одумаются?.. Не власти, конечно. Те – безнадежны. Народ.
Валерий Панов, «Столетие»