Вы находитесь здесь: // Оборонные рубежи // Кто расшатывает систему образования в воюющей республике?

Кто расшатывает систему образования в воюющей республике?

maly_j_gerb_dridpo_oblЧетыре года идёт война в Донбассе. Но мало кто знает, что недавно был открыт «второй фронт», уже внутри ДНР, и не где-нибудь, а в системе образования. Того самого, которое укронацистская власть ломала через колено в течение четверти века, изгоняя русский язык из всех сфер жизни, переписывая историю и внедряя исторические мифы в сознание подрастающего поколения.

«… реорганизация или ликвидация Института… приведет к разрушению системы образования Донецкой Народной Республики, традиции которой создавались в течение многих десятилетий», — этот крик о помощи, прозвучал недавно в письмах, которые направили сотрудники Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования (ДонРИДПО) во все властные инстанции, в т.ч. и главе ДНР Александру Захарченко.

Впрочем, всё по порядку.

С приходом Русской весны, пусть драматичной и окрашенной кровью защитников края, дончане вздохнули свободно. Теперь нацистским выродкам не удастся осквернять памятники защитникам Родины, героизировать фашистских прихвостней и петь осанну майдану. Теперь дети могут получить образование на родном языке, благодаря чему в соответствии с заявлениями родителей в ДНР открыты 97 % классов с русским языком обучения, в которых обучаются 125 тысяч детей, и 3% с украинским языком обучения.

С украинским языком Донбасс не распрощался, но свернул его присутствие до естественного состояния. Это состояние в течение многих лет исправно показывали социологические опросы, год от года подтверждающие, что подавляющее большинство жителей выступают за государственный статус русского языка. Вопреки этому киевская власть не просто продолжала гонения, но уже накануне войны юридически затолкала носителей «великого и могучего» в разряд национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому с приходом Русской весны в Донбасс обнаружился изрядный избыток учителей насаждавшегося волевым порядком украинского языка, которых в свое время переучивали в т.ч. и из русских филологов. С этим надо было что-то делать, не обижая людей только потому, что они читают украинский язык. Они остались в республике, поддержали её, вместе со всеми претерпевают все обстрелы и блокады. Поэтому решено было оставить их в системе образования, но предоставив им при этом возможность получить второе педагогическое образование. Это не только сняло социальное напряжение в обществе, но и на должном профессиональном уровне обеспечило удовлетворение социального заказа в повышении качества преподавания русского языка. В этой огромной работе решающую роль сыграли специалисты Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования (ДонРИДПО), где с 2016 года уже прошли переподготовку 520 учителей украинского языка и литературы и продолжают учиться 100 их коллег.

История РИДПО

Об институте стоит сказать особо, т.к. в обозначенном конфликте он стал камнем преткновения, а по оценкам некоторых пессимистов просто выбран жертвой.

Донецкий областной институт последипломного педагогического образования был создан более 80 лет назад в городе Сталино (так до 1961 года назывался Донецк). В разные годы он назывался по-разному, но направление деятельности было одно – повышение квалификации педагогических кадров. Недаром слоган на его сайте гласит: «Последипломное образование – основа профессиональной эффективности».

Такие учреждения есть практически в системе образования любой страны. Специалисты говорят, что только в Российской Федерации краевых институтов, по функциональному назначению подобных ДонРИДПО, более 60, есть ещё академии развития образования, институты развития образования и т.д., даже на Украине институты повышения квалификации сохранены и расширены их полномочия.

Круг их деятельности широк – от обучения и стажировки педагогических и научно-педагогических кадров, координации деятельности районных и городских методкабинетов, разработки и апробации программ и учебников — до проведения школьных предметных олимпиад.

Автор не понаслышке знаком с деятельностью института, поскольку в течение многих лет участвовала в совместных мероприятиях института и Русской общины по сохранению русского языка и русской культуры, а также развитию связей с Россией.

Институт на сегодняшний день отвечает практически всем стандартам образования. Здесь есть 18 аудиторий, оснащенных современной техникой, большой актовой зал с приличной аппаратурой, во всех кабинетах для сотрудников — персональные компьютеры.

Успешная деятельность этого учебного заведения признана на самом высоком уровне, о чём свидетельствуют многочисленные награды. В 2017 году, например, Международной академией наук педагогического образования (МАНПО) институт был награжден почётным знаком «Лидер образования», а его руководитель Алексей Чернышёв отмечен дипломом МАНПО за творческие успехи в научно-исследовательской работе.

Проблемы, поставленные Русской весной

Разрыв с Украиной и рождение республик поставили перед институтом ряд новых задач. Необходимо было изрядно обновлять систему образования, работать над введением российских стандартов и переходить на российские учебники, привозимые гуманитарными конвоями. А кроме этого, корректировать образовательные программы по географии и истории, изрядно извращённые киевскими «специалистами», разрабатывать новые курсы.

«Учитывая дефицит в Республике учителей естественных дисциплин и информатики, - сказано в письме, направленном коллективом института в верховные органы власти республики, — и с целью предотвращения преподавания естественно-математических дисциплин непрофильными специалистами, Институтом инициирована профессиональная переподготовка по программам «Физика», «Информатика и вычислительная техника», «География. Основы экономики», «Химия. Биология», согласованным с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики. Такую качественную многоплановую учебную работу позволяет реализовать высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав и современная материально-техническая база.

Сегодня все дошкольные, общеобразовательные, специальные организации Донецкой Народной Республики работают по примерным основным образовательным программам, разработанным сотрудниками Института и утвержденным приказами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики».

Какой ценой даётся сотрудникам полноценная работа института в годы войны можно только догадываться. Достаточно сказать, что в эти страшные дни институт сумел сохранить 80% сотрудников, которые не только не уехали из города, но и ни на один день не прекращали работу, даже под обстрелами. Когда грохотала тяжёлая артиллерия и казалось, что снаряд летит именно в твою стороны, преподаватели вместе со слушателями падали на пол. В самое горячее время перевели курсантов на дистанционное обучение. А параллельно с этим готовили материалы для детей по предметам, проводили конкурсы, олимпиады.
Хочу напомнить, что боевые действия укровояк продолжаются и сегодня. Невзирая на минские соглашения и разные перемирия, ни один день для Донбасса не обходится без обстрелов. По-прежнему гибнут и калечатся люди, разрушается инфраструктура.

Ликвидация

Ну, а теперь — к сути конфликта. В начале апреля в институт пришло письмо из Министерства образования и науки (МОН) о том, что работает комиссия по реорганизации и ликвидации государственных образовательных организаций, подведомственных МОН. Надо сказать, что это извещение повергло в шок ни сном, ни духом не ведавших об этом руководство и сотрудников института. Официальных пояснений не последовало. Нет их и сегодня. Профсоюзная организация института от имени коллектива разослала письма главе республики, в комитет Народного Совета по образованию и науки, в Реском профсоюза. На момент подготовки статьи отреагировал только комитет, который пригласил представителей института и министерства на свое заседание. Надо сказать, что картина получилась почти благостная.

По словам первого заместителя министра образования Михаила Кушакова на данный момент в Министерстве образования и науки не идет речь о реорганизации или ликвидации ДонРИДПО. «У нас есть определённые планы по созданию единого центра подготовки педагогических кадров… Но ещё раз отмечу, что он (институт) будет продолжать свою работу и дальше», — заверил он участников заседания.

Услышав такое, можно было бы удовлетворенно сказать словами поэта: «Как говорят, инцидент исперчен». Ан нет...

В институт зачастили проверки, похоже, говорят наблюдатели, с заранее заданным результатом.

Проверяющие ходят по аудиториям, не здороваясь, не представляясь; считают слушателей по головам, требуют от преподавателей планы «уроков» (это у доцентов-то и старших преподавателей!) не представляя, видимо, что это не школа и не уроки, а весь материал подается в виде презентаций и на видео.

Заявляют в открытую, что если институт не уйдёт из здания, то его просто уничтожат. В это же время в МОН без объяснения причин сняли с рассмотрения коллегии вопрос о лицензировании программ по новому курсу переподготовки учителей информатики, которых катастрофически не хватает в школах. Все сводится к одному, уверены сотрудники института и наблюдающие этот беспредел курсанты – «нужно наше здание, причём вместе с оборудованием».

На следующий день после официального окончания проверки, которая, в соответствии с приказом МОН, должна была закончиться 26 апреля, «ревизоры» пришли снова. Видимо, хотели «поймать на горячем». Не получилось – и преподаватель и все курсанты были на месте.

А, поскольку занятия проводились на территории школы, то тут же последовала претензия: почему руководство школы пустило на свою территорию? А потому, отвечают «экспертам» МОН, что ещё в 2015 году их родное министерство прислало официальное письмо с определением базовых школ, и показывают договор с институтом.

«Удача» ожидала ретивых проверяющих в другой учебной аудитории, куда они явились за 20 минут до окончания занятий – там отсутствовало аж пять человек! Преподаватель попытался объяснить, что люди отпросились с последней пары, так как сегодня идёт страшный обстрел Докучаевска и прилегающих районов, и они просто позже не уедут домой — при этом эти люди защитили первыми курсовые работы, написали заявления с просьбой отпустить с занятий… Но о чём говорить, налицо «страшное финансовое нарушение» — группа не в полном составе на занятиях!

Вот такая, по сути, «партизанская война» с использованием приемов фактически рейдерского захвата многоэтажного здания идет в отдельно взятом образовательном учреждении. В то время, когда в блокированной укропами республике, каждый день льется кровь, чиновники от образования «укрепляют тыл». Курсанты взвинчены до предела, преподаватели и сотрудники института тоже. Чем обернётся для каждого из них «повышение квалификации по-министерски» в условиях войны, не хочется даже думать!

Где собака зарыта?

Ещё с советских времен областное управление образования на правах аренды квартировало на территории ДонРИДПО. Вновь созданное при республике на базе управления министерство (которое сегодня, если называть вещи своими именами, по охвату учебных заведений может сравниться разве что с городским отделом народного образования крупного индустриального центра, поскольку две трети Донецкой области пятый год находятся под украинской оккупацией) сначала осталось там же (не оформляя своих отношений с институтом), а потом переехало в более просторное здание института «Донуглепроммаш». Теперь, надо полагать, решили вернуться.

Может быть, потому, что у Минобрнауки ДНР в связи с войной мало денег? Для решения этой проблемы, как нельзя лучше подходит ДонРИДПО, вернее его здание, особенно, если перейдет в собственность министерства. А как же, спросите вы, школы, детские сады, учебные программы, методическая литература, повышение квалификации учителей? Кто просчитал этот революционный шаг? Судя по всему, никто. Видимо, поэтому министерские чиновники напрямую опасаются говорить о ликвидации ДонРИДПО.

19 апреля, комментируя сложившуюся ситуацию в ходе телепередачи «Путь правды» Мирослав Руденко, под председательством которого проходило уже упоминавшееся заседание комитета НС ДНР по образованию, науки и культуре, сказал: «Сейчас от министерства образования мы получили информацию, что создана комиссия по оценке последствий подобного акта. Она ещё не заседала». Не заседала, значит, ущерб (кроме выгоды от получения в собственность здания института) от революционных преобразований по реорганизации или ликвидации института никто не считал. А институт и учителей, проходящих сейчас курсы последипломного образования, уже лихорадит!

«Ликвидация (реорганизация) системы дополнительного образования взрослых противоречит стратегии реформирования образования нашей Республики, — выражая мнение коллектива ДонРИДПО, говорит председатель профсоюзной организации института Галина Король. — Поскольку на сегодняшний день уже выстроена непрерывная система повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, которая не сводится к прохождению курсов один раз в пять лет, а обеспечивает возможности постоянного повышения уровня профессионального мастерства через разнообразные альтернативные формы: методические мастерские, школы-лаборатории, вебинары, дистанционное обучение, коучинг, тренинги и другое.

Можно, конечно, попробовать передать вопросы повышения квалификации учителей в ведение организаций высшего профессионального образования, однако, согласно Закону Донецкой Народной Республики «Об образовании» их задача – подготовка и переподготовка кадров высшей научной и научно-педагогической квалификации. К тому же, такая реорганизация потребует немало времени, дополнительных затрат на решение кадровых, материально-технических вопросов, что приведёт к серьёзным проблемам в системе аттестации педагогических кадров и вызовет волну негодования в педагогическом сообществе. На сегодня такой подход не является целесообразным и с финансовой точки зрения, поскольку, кроме вышеуказанных затрат, возрастут затраты на оплату труда преподавателей, осуществляющих обучение на курсах»...

… Когда молодая республика, отбиваясь от наседавших укронацистов, делала первые шаги в государственном строительстве, вышло распоряжение Главы Республики Александра Захарченко о том, что 2015 год был провозглашен Годом образования. Неужели сегодня, когда война в Донбассе уже превысила время ведения Великой Отечественной войны, а система образования ДНР смогла отряхнуть прах укронацистской пропаганды, мы позволим расшатать её?!

Людмила Гордеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика