Венгрия как непримиримый враг украинского национализма
«Провинившийся язык отрубают вместе с головой» (арабская пословица)
Венгрия на сегодня является основной внешнеполитической проблемой Украины и одновременно — её внутри-идеологической проблемой.
Внешнеполитической — потому что она основное препятствие «близости» Украины и НАТО — и вызвано это тем, что Венгрия заблокировала сотрудничество (сближение) Украины и Северо-Атлантического блока. Венгрия сделала это только после того как Украина пошла на серьёзное ущемление прав венгерского национального меньшинства (равно как и других национальных меньшинств), приняв в сентябре 2017 года «Закон об образовании» статья 7-я которого лишила права миллионов граждан Украины, принадлежащих к национальным и языковым меньшинствам, обучаться на родном языке.
Принятием этого закона и Верховная рада Украины, и президент этот закон подписавший нарушили сразу четыре(!) статьи Конституции Украины. Кроме того закон противоречит ч. 4 ст. IV Декларации о государственном суверенитете Украины от 16.07.1990, которой Украина гарантировала равенство перед законом всех своих граждан независимо от национальной принадлежности и языка, ч. 1 ст. 3 Декларации прав национальностей Украины от 01.11.1991, которая гарантировала всем народам и национальным группам «право свободного пользования родными языками во всех сферах общественной жизни, включая образование».
Положения «языковой» 7-ой стати Закона противоречат международным обязательствам Украины по Рамочной конвенции Совета Европы по защите прав национальных меньшинств и Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств, а также ряду двусторонних договоров, в том числе и базового договора о дружбе и сотрудничестве с Венгрией от 1991 года.
Примерно 8 месяцев до его принятия Министерство образования и науки Украины проводило консультации с представителями национальных меньшинств, на которых обсуждался законопроект «Об образовании». К консультациям были привлечены представители венгерской, румынской, польской, болгарской, молдавской и других национальных меньшинств (представители русских к этим консультациям не привлекались). Основная часть предложений в законопроект исходила от венгров и румын. Однако, по словам представителей венгерского и румынского национальных меньшинств, ни одно из их предложений не вошло в текст законопроекта, внесённого в парламент. Мотив украинской власти понятен — не дать возможность ознакомиться с истинным текстом законопроекта и исключить обсуждение текста законопроекта до его внесения в парламент как на внутри украинском, так и международном уровне.
Таким образом, можно констатировать, что имел место банальный обман как национальных меньшинств Украины, так и стран-родины для этих национальных меньшинств!
Венгрия пыталась убедить Украину не принимать ксенофобский закон, а доработать и исправить, сразу после его принятия в парламенте и до его подписания президентом Украины. С этой целью Венгрией был предпринят ряд шагов, как на официальном, так и на неофициальном уровне. Есть ряд свидетельств, что подобные шаги, но значительно меньшей «настойчивости и интенсивности» предпринимали также Румыния и Польша.
Необходимо также отметить, что только с сентября 2017 по апрель 2018 года украинскими властями были обнародованы: Концепция этнополитики, законопроект «О среднем образовании» и ряд подзаконных актов в области СМИ, в которых «обосновывается» и в дальнейшем будет юридически закреплена стратегическая линия на ассимиляцию национальных меньшинств Украины через создание украинской политической нации...
Венгрия всегда была последовательна и непримирима в отстаивании прав своих зарубежных соотечественников. А венгерские власти уже почти с момента распада социалистического лагеря осуществляет политику «сборки» венгров за рубежом. Кстати в своё время и союз Венгрии с Третьим рейхом мыслился в Будапеште именно как проект сборки всех венгерских земель в рамках единого государства. Правда потом Венгрии пришлось уже воевать на стороне Германии и не за свои интересы…
Можно конечно оспорить утверждение о том, что Закарпатье, которое сегодня входит день в состав Украины, было исконно Венгерской территорией. Однако никто не может оспорить, что Карпаты, Прикарпатье и Закарпатье это была зона смешение этносов и народов и столкновения государств. Также сложно оспаривать тот факт, что образование на родном языке в венгронаселённых городах и сёлах на территории современной Закарпатской области уходит своим началом во времена Реформации, т.е. более 400 лет назад, и с того времени преподавание в этих школах непрерывно шло на венгерском языке.
Сегодняшняя этническая структура Закарпатья это отражение и следствие той конфигурации, которая сложилась в результате Великой Отечественной и Второй мировой войны. Часть территории, где проживали и проживают венгры отошла Советскому Союзу и потом вошла в состав УССР.
Венгрия – как внутри-идеологическая проблема Украины. До тех пор, пока на Украине существовали хоть в каком-то виде законы защищающие интересы национального венгерского меньшинства проживающего на её территории, до тех пор «венгерская» проблема не обострилась до противостояния Венгрии и Украины. Однако сегодня ситуация резко изменилась.
Создание украинской политической нации идёт с большим скрипом. На востоке Украины этот проект получил практически вооружённый отпор. На Западном направлении попытки ассимилировать, иными словами включить украинскую политическую нацию венгров, румын молдаван и болгар также наталкивается на серьёзное сопротивление.
Было бы наивным полагать что в такой ситуации будет сидеть сложа руки посольство США в Киеве без ведома которого «и муха не пролетит над Украиной». И вот 23-го апреля на Закарпатье в высаживается американский десант в лице посла США на Украине Мари Йованович. Во время своего пребывания она посетила Ужгород, Мукачево и Берегово.
Официально: «Относительно своего визита могу сказать: я уже провела ряд встреч с руководством края и представителями венгерской общины…».
А неофициально цель её визита была приструнить венгров, чтобы они дали зелёный свет Украине в НАТО и не «выпендривались». Её приезд в Закарпатье совпал с поездкой депутата Верховной рады Украины Брензовича в США.
Но представители венгерской общины «разочаровали» посла США:
«…Мы подчеркнули проблемы, связанные с закарпатскими венграми в области образования. Мы заявили наши возражения, что Украина, несмотря на конкретные указания и мнения Венецианской комиссии по-прежнему не выполняет предложения Комиссии. Мы также говорили о том, что были многочисленные антивенгерские и протименьшинские проявления — подготовленную брошюру об этом вручили послу...», «странно, что она пыталась утверждать, что мы венгры, виноваты, потому что венгры были закрыты, отгородились и отказались вести переговоры с министерством образования Украины…», «…мы попросили передать наши проблемы киевским руководителям и сказать, что мы готовы вести переговоры, и мы ожидаем, что предложения Венецианской Комиссии будут реализованы на Украине, и мы надеемся, что международные договоры, подписанные Украиной, и сохранят конституционное право граждан в будущем,…. прежде всего, право на обучение на родном языке на всех уровнях и право пользоваться родным языком во всех сферах общественной жизни ».
В деле защиты своих прав венгерское меньшинство (которое, несмотря на свою малую численность 155-162 тысячи человек, проживает компактно) пользуется всемирной поддержкой со стороны венгерского правительства и венгерской диаспоры в других странах!
Так, для разъяснения ситуации на Украине с правами венгерского меньшинства с 23-го по 28 апреля 2018 года в Вашингтоне, округ Колумбия, по приглашению Венгерской американской коалиции находился Василь (Ласло) Брензович единственный депутат от венгров в украинском парламенте. Он встречался с официальными лицами из Государственного департамента и Конгресса США в ходе которых из первых рук была представлена информация «о бедственном положении венгерского национального меньшинства на Украине».
Помимо встречи с должностными лицами США, Брензович выступил на круглом столе, организованном Центром трансатлантических отношений Школы передовых международных исследований им. Джона Хопкинса: «Это не только проблема Венгрии, — … и другие страны, такие как Румыния или Болгария, также имеют меньшинства на Украине»… ««Этот вопрос стоит на повестке дня в Европе, и должны быть такие нормы, которым будут соответствовать все страны».
А Посольство Венгрии в США дало приём в его честь, где он встретился с лидерами венгерско-американского сообщества, где он заявил: «Экономический кризис и украинско-российский конфликт питают социальную напряжённость, а украинские политики и СМИ используют эту напряжённость для стигматизации венгерского меньшинства», «Их цель в скором времени ограничить права меньшинств на использование их родного языка и в конечном итоге ассимилировать их».
25 апреля 2018 Ласло Брензович также принял участие в ежегодном гала-ужине коалиции, в котором принял участие Курт Волкер...
Украинская сторона утверждает, что Венгрия выдала более 100 тыс. венгерских паспортов украинским гражданам венгерской национальности, и сейчас Киевом рассматривается возможность лишения украинского гражданства граждан (людей) имеющих второе гражданство. Иными словами на территориях исконного проживания, а венгры живут в Закарпатье уже более 1000 лет, возникнут поселения агломерации людей проживающих на территории Украины с паспортами иного государства. Такова безрассудная политика украинского государства объясняется достаточно просто: «моя страна мои правила! И никто мне не указ!»...
… Такая вот недальновидная политика в конечном итоге и привела Украину к столкновению с Венгрией — государством, которое входит в ЕС и НАТО.
В сложившейся ситуации, в основном благодаря её же действиям, украинская власть не может позволить себе казаться слабой в глазах собственного электората, который за четыре последних года особенно привык к абсолютно майданным методам решения всех вопросов — будь то внутренние или внешние.
И когда Венгрия выполняя свои обязательства перед венгерской диаспорой начала блокировать присутствие Украины в любых сессия и контактах с НАТО на высшем уровне, то и в украинском руководстве, и в политически мотивируемом сегменте украинского социума (политологи, аналитики, волонтёры майдана и прочая) это воспринято крайне негативно. От «да как они посмели! Они что совсем нюх потеряли!??» — до «мадьяры Гоу Хоум», «чемодан — вокзал –Будапешт»…
В Киеве Венгрию считают страной, которая стоит по уровню своей значимости — и для НАТО, и для США — как минимум на порядок ниже, чем Украина. И это Киевом взято не с потолка, вот слова главы венгерского МИДа Сийярто: «…Венгрия ожидает большего проявления солидарности со стороны НАТО. … альянс практически «делает украинцам поблажку» из-за их геополитической позиции...». Имеется ввиду что Альянс закрыл глаза на нарушение Украиной прав венгерского меньшинства на Украине. И правда — негоже военно-политическому блоку НАТО заниматься вопросами языка, главное что НАТО рассматривает Украину как плацдарм «общения» с Россией.
Как это не парадоксально Украина, в общении с Венгрией всё время педалирует тему, что именно она, Украина, настоящая победительница фашизма, в том числе и Венгрии, во Второй мировой войне.
Исходя из такой логики восприятия Венгрии как страны побеждённой её поведение в глазах украинских политиков предосудительно: «Венгрия с упорством, достойным лучшего применения, продолжает блокировать проведение заседания Комиссии Украина – НАТО, ультимативно требуя от официального Киева пересмотреть закон «Об образовании»….».
А венгерский подход в отношения с Украиной прост: «измените «Закон об образовании» перестаньте нарушать права венгерского национального меньшинства и мы не будем препятствовать участию Украины в работе структур НАТО».
Ситуация приняла настолько серьёзный оборот что Венгрия подверглась не шуточному давлению со стороны натовских структур на предмет отказа в Венгрии от своих требований по отношению к Украине. Впрочем, пока не видно чтобы Венгрия этому шантажу и давлению со стороны НАТО и США поддалась.
Однако есть информация, что украинская власть намерена продолжить поиски организаций или лиц в среде венгерского национального меньшинства, готовых пойти на сотрудничество украинской властью, предав, таким образом, интересы венгров на Украине.
До сегодняшнего дня попытки найти в среде венгров коллаборантов успехом не увенчались.
Учитывая то что украинская власть действует грубыми и зачастую незаконными методами она таких попыток не оставит и будет продолжать действовать исключительно силовыми методами, нисколько не считаясь с реалиями и законными интересами и требованиями граждан Украины не украинской национальности...
Сергей Иванов, г. Киев, специально для «Посольского приказа»