Вы находитесь здесь: // Национальный вопрос // СНГ изжило себя, ему требуется замена

СНГ изжило себя, ему требуется замена

 

  8 декабря 1991 года в Беловежской пуще Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, тем самым фактически поставив точку в истории Советского Союза. Новое межгосударственное образование оказалось достаточно эффективным средством «мирного развода», позволившим избежать многих крупных конфликтов. Однако сегодня СНГ всё больше становится препятствием на пути к интеграции постсоветского пространства.

Делёж без ссор

Беловежские соглашения констатировали прекращение существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности. Однако историческая общность народов и наличие ряда структур общесоюзного уровня не позволяли осуществить это разделение моментально. Также не последнюю роль сыграло наличие ядерного оружия, сосредоточенного в четырёх республиках — в России, Белоруссии, Казахстане и на Украине. Поэтому, требовался своего рода орган, регулирующий этот «развод» — им и стало вновь образованное Содружество Независимых Государств...

Уже спустя пять дней на ашхабадской встрече президентов Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана было принято решение о вхождении этих республик в СНГ при условии признания их в качестве учредителей. Итогом такой работы стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы Содружества, в которое вошли все бывшие союзные республики, кроме Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии. Последняя, впрочем, присоединилась к СНГ после поражения в грузино-абхазской войне 1992-93 годов, и её членство в организации продолжалось пятнадцать лет.

Формирование организации было непростым. 10 декабря соглашение о создании СНГ было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, спустя два дня аналогичное решение принял российский парламент. Однако, в последнем случае оказалась нарушена статья 104 конституции РСФСР, требовавшая для такой процедуры созыва Съезда народных депутатов РСФСР. Съезд народных депутатов упорно отказывался ставить на голосование этот вопрос. Поэтому документ был окончательно ратифицирован только после силового разгона Верховного Совета, в июле 1994 года, вновь учреждённой Государственной думой.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят Устав Содружества Независимых Государств, основополагающий документ организации. В настоящее время он подписан девятью странами из одиннадцати, особый статус в этом отношении имеют Туркменистан, изначально заявивший о своём ассоциированном членстве и Украина, являющаяся только государством-основателем и участником.

Кроме того, намерения о вхождении в состав СНГ в разное время высказывались руководствами Афганистана и Союзной Республики Югославия, к Содружеству хотели присоединиться непризнанные или частично признанные государства Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Чеченская Республика Ичкерия и Сербская Краина в Хорватии, а также такие регионы России и Украины, как Татарстан и Крым. Однако, всем им по тем или иным причинам было отказано.

В настоящее время действует около девяноста рабочих органов СНГ, регулирующих различные сферы жизни, среди которых — политика, экономика, военное дело, правоохранительная деятельность, образование, здравоохранение и культура. Высшим руководящим органом является Совет глав государств СНГ, проводящий свои заседания не реже одного раза в полугодие, и решающий принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Сотрудничество органов исполнительной власти координируется Советом глав правительств СНГ, собирающимся каждые три месяца. Все решения принимаются ими на основе консенсуса: каждое государство имеет один голос, а очерёдность руководства в них определяется списком стран-участниц, в порядке русского алфавита. На сегодняшний день председательские полномочия принадлежат Туркменистану, в новом 2013 году они перейдут к Белоруссии.

Пятое колесо в телеге

Роль СНГ в истории постсоветсткого пространства нельзя оценивать однозначно: можно отметить немало как положительных, так и отрицательных моментов. Важнейший плюс Содружества заключается в том, что раздел территории между республиками бывшего СССР проходил достаточно мирно, за исключением Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном и ряда более мелких по своим масштабам инцидентов в Средней Азии. Ценность того, что удалось избежать силового противостояния ещё и в том, что, как говорилось выше, на момент распада СССР четыре республики — Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан обладали ядерным оружием, поэтому несомненным успехом стало сохранение объединённого командования военно-стратегическими силами до момента вывода столь грозных боеприпасов на российскую территорию.

Следующий по значимости момент — это сохранение достаточно открытого внутреннего гуманитарного пространства. Известно, что большинство стран-участниц СНГ ввело безвизовые режимы для граждан других членов Содружества, а россияне, украинцы и белорусы могут ездить друг к другу по внутренним паспортам. Важность этого момента переоценить трудно из-за наличия огромного количества родственных связей у жителей постсоветских республик. Кроме того, данный фактор в целом ряде случаев снимает множество социальных проблем: так, мелкая приграничная торговля очень часто остаётся единственным источником средств к существованию у проживающих на сопредельных территориях, этому же способствует и трудовая миграция. Немалая роль принадлежит и культурным контактам: например, большим спросом на медиарынке СНГ пользуются российский кинематограф и украинская эстрада.

Удалось сохранить, хотя и не в полном объёме, сотрудничество в области науки и высоких технологий. Прежде всего это касается космонавтики между Россией, Украиной и Казахстаном, где каждая из сторон обладает уникальным технологическим сегментом, реализация которого без остальных участников невозможна. Стоит вспомнить также недавние российско-украинские договорённости о кооперации в ядерной отрасли и начало строительства Белорусской АЭС. Имеются определённые успехи и в сфере транспортного машиностроения: так, самолёты киевского АНТК имени Антонова собираются в Воронеже, кроме того, страны СНГ являются основным рынком сбыта для выпускаемых на постсоветском пространстве автомобилей и железнодорожной техники...

Из недостатков стоит выделить низкую эффективность Содружества. Фактически, все принимаемые организацией решения носят рекомендательный, а часто — и декларативный характер: механизмы, стимулирующие их выполнение развиты крайне слабо. В сфере безопасности СНГ так и не смогло добиться ни прекращения Карабахского конфликта, ни урегулирования приднестровской проблемы, ни предотвращения Пятидневной войны в Южной Осетии. Не удалось создать и общее для всех экономическое пространство, зато перенос политических амбиций на хозяйственные вопросы стал печальной реальностью.

Особенно ярко это проявилось во время российско-украинских «газовых войн», показавших всю несостоятельность концепции «низкая цена на энергоносители в обмен на политическую лояльность», а также в эмбарго на поставки спиртных напитков в Россию из Грузии и Молдавии. До сих пор не выработана единая миграционная политика, более того, каждый участник СНГ имеет к этому вопросу свой собственный подход. Туркменистан реализует некоторое подобие северокорейской модели закрытости от всего остального мира, Узбекистан крайне неохотно пропускает жителей соседнего Таджикистана через свою территорию, находящиеся в состоянии войны Армения и Азербайджан взаимно запрещают въезд не только гражданам и проживающим в диаспоре представителям титульного этноса противоборствующей стороны, но даже их гостям другой национальности.

«Мавр сделал своё дело...»

СНГ, изначально создававшееся как инструмент преодоления последствий распада СССР и становления новых суверенных государств, на третьем десятке лет своего существования уже не отвечает ни своему предназначению, ни вызовам времени. Во-первых, бывшие советские республики политически уже состоялись как государственные образования. Во-вторых, в современном мире всё больший оборот набирают интеграционные процессы: становится понятным, что отдельно взятая страна неспособна решить свои проблемы в одиночку, к этому подталкивают и глобализация, и формирование многополярной системы мирового порядка.

Скажем даже больше — сегодня СНГ превратилось в арену борьбы за передел сфер влияния сразу нескольких цивилизаций: западной, восточнославянской, мусульманской и китайской. В Средней Азии, помимо традиционных игроков в лице России и исламского мира, уже несколько лет активно продвигает свои интересы Китай. Причина проста: Джунгарские ворота, находящиеся на границе с Казахстаном, представляют собой ключ к кратчайшему сухопутному транспортному коридору между Атлантикой и Тихим океаном. Свидетельством тому стало создание Шанхайской организации сотрудничества, в которой Россия и КНР делят своё лидерство. Этому пытается помешать Запад, заинтересованный в нагнетании нестабильности в этом регионе планеты: в качестве примера можно привести далеко не бархатные революции в Киргизии, последовательно приведшие к свержению Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.

В Европейской части и на Кавказе основное противостояние разворачивается по линии Россия — НАТО. В октябре 1997 года Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, явно в противовес СНГ, даже предприняли попытку создать прозападную организацию ГУАМ, название которой представляет собой аббревиатуру списка её участников. А ещё члены ГУАМ, кроме Азербайджана, вместе со странами Прибалтики, Румынией, Словенией и Македонией входят в Содружество демократического выбора (СДВ), созданное в 2005 году по формальной инициативе Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили, но на самом деле — Государственного Департамента США. Впрочем, оба образования по своей сущности достаточно искусственные, и ничем, кроме декларативных заявлений, не отличились: даже во время событий августа 2008 года вся официальная поддержка Грузии странами ГУАМ и СДВ ограничилась мало что значащими формальностями...

Свои интеграционные проекты проводит и Россия. К их числу можно отнести Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС), Союзное государство России и Белоруссии (СРБГ) и Единое экономическое пространство (ЕЭП), в которые так или иначе вовлечены все члены СНГ, кроме Азербайджана, Узбекистана, Украины и Молдавии. Впрочем, последние две страны имеют статус наблюдателей при ЕврАзЭС.

Благодаря ОДКБ, координирующей и объединяющей усилия в борьбе с международным терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии. Главный успех СРБГ в том, что российские и белорусские граждане пользуются на территории обоих стран равными миграционными и трудовыми правами. Из договорённости о создании Единого экономического пространства вырос российско-белорусско-казахстанский таможенный союз: сегодня производители этих стран вернули себе традиционные рынки сбыта своей продукции.

Но наибольшие перспективы и возможности обещает формирование Евразийского Союза — нового объединения бывших советских республик. Трудно сказать, как пойдёт этот процесс, но о реалистичности проекта говорит следующий факт. В России, Белоруссии, Казахстане и на Юго-Востоке Украины наибольшее чувство ностальгии по СССР испытывают те, кому сегодня от двадцати до двадцати пяти лет — то есть, люди, которые вообще не знают советскую действительность. Причём, все они далеко не бедные в плане материального достатка!

Думается, что причина такого рода ностальгии очень проста: эти люди хотят жить в сильном и стабильном государстве, и им не нужны мешающие общению барьеры в виде государственных границ. Поэтому политики бывших советских республик должны осознавать, что сближение постсоветских стран уже стало настоятельной необходимостью: СНГ изживает себя, и сегодня разрушение обязательно должно уступить место созиданию.

 

Александр Дмитриевский, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика