Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Таможенный союз — планы, угрозы и перспективы

Таможенный союз — планы, угрозы и перспективы

   Таможенный союз – одно из самых молодых и самых неоднозначных международных объединений. Пока наши ближайшие соседи решают, вступать ли в него или не вступать, мировая общественность возмущается, что с помощью новой структуры Россия пытается укрепить не столько своё экономическое положение, сколько своё политическое влияние.

Последний скандал вокруг Таможенного союза вспыхнул в конце декабря, когда, как полагают многие эксперты, из-за разногласий по поводу вступления в ТС была сорвана встреча в верхах Владимира Путина с президентом Украины Виктором Януковичем. Накануне визита в Россию Януковичу позвонил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Барроуз, и тот резко передумал ехать в Москву, заявив, что ему требуются дополнительные консультации экспертов...

Так что же на самом деле стоит за Таможенным союзом? И почему его так боятся влиятельные силы Европы и Америки?

Можно к вам в таможню?

Таможенный союз (ТС) – это форма тесного торгово-экономического сотрудничества, или как говорят экономисты, интеграции, которая предполагает единую таможенную территорию, в пределах которой не взимаются таможенные пошлины, и нет многих других экономических ограничений. При этом страны, входящие в Таможенный союз, устанавливают общие тарифы и единые условия торговли с другими государствами. На сегодняшний день в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия и Казахстан. В процессе вступления находится Киргизия — до конца 2013 года там должны изучить всю документацию. Вариант присоединения к ТС рассматривают и некоторые другие наши товарищи по СНГ. В этом и заключается принципиальное значение и особенность Таможенного союза. Если после развала СССР наши соседи, упиваясь своим суверенитетом, старались убежать как можно дальше друг от друга, то Таможенный союз стал первой точкой, когда впервые все снова посмотрели в одном направлении...

Первая попытка создания подобного объединения была предпринята еще в 1995-ом году, когда соответствующее соглашение подписали Россия и Белоруссия. Через год к ним присоединились Киргизия и Казахстан, еще через два года – Таджикистан. Однако дело застопорилось. Все участники переговоров так боялись упустить свою выгоду или уступить её кому-нибудь другому, что за несколько лет так и не смогли согласовать единые таможенные тарифы и отмену ограничений свободной торговли. В итоге идея Таможенного союза почила в бозе.

Однако в 2006 году о нём заговорили вновь. Уже через год между Россией, Белоруссией и Казахстаном было подписано новое соглашение. Начавшийся мировой кризис подхлестнул процесс – всё-таки легче выживать сообща. В 2010 году на территории трех стран начал действовать Таможенный кодекс Таможенного союза, через год на границах России, Белоруссии и Казахстана был отменен таможенный контроль. Теперь любым импортным товарам достаточно пройти все таможенные процедуры в одной из стран-участниц союза, и они смогут спокойно перемещаться по всей зоне.

Что же выигрывают страны-участницы Таможенного союза от этого объединения? Хотя союз в полную силу действует всего около года, экономисты уже дали первые оценки. Во-первых, по территории Таможенного союза грузы стали передвигаться существенно быстрее. Если раньше товары могли проводить на границах практически половину от всего времени в пути, то теперь этот промежуток сократился в разы. Это особенно важно для продуктовых товаров, которых к нам завозят немало как из ближнего, так и из дальнего зарубежья.

Во-вторых, между Россией, Белоруссией и Казахстаном существенно вырос товарооборот. За один только год он подскочил сразу на 40 процентов!

В третьих, Таможенный союз в перспективе даст мощный толчок в развитии производств. Одни страны поставляют сырьё или комплектующие, другие занимаются их переработкой и сборкой. Благодаря этому возможности всех участников задействованы по максимуму, из-за отсутствия таможенных пошлин стоимость товаров падает, перевозки идут быстрее, да и внутри экономического объединения легче обеспечить рынки сбыта для готовой продукции. Чем-то это похоже на экономическую модель Советского Союза.

В итоге, общий размер прибыли, который может получить Россия от создания Таможенного союза, оценивается экспертами в 400 млрд долларов. Выгода Белоруссии и Казахстана оценивается скромнее – в 16 млрд долларов. В целом прирост ВВП всех трёх стран к тому же 2015 году может составить 15%. Потрясая этими впечатляющими цифрами, участники Таможенного союза активно зазывают в своё объединение ближайших соседей — Таджикистан, Украину, Азербайджан, Молдавию, Армению. Но они пока отвечают туманно. Таджикистан пообещал посмотреть на опыт Киргизии, которая должна присоединиться к союзу следующей. В остальных странах ещё идут бурные дебаты, стоит ли ввязываться в это предприятие. Официально они отвечают, что внимательно наблюдают за происходящими процессами. То есть «и не то что бы да, и не то бы нет». Но если Таможенный союз — такое выгодное дело, то что же тогда заставляет сомневаться его потенциальных участников?

Растаможенный союз

Причин тут несколько. Во-первых, есть чисто экономические опасения. Все обещанные таможенные послабления выгодны в первую очередь крупным игрокам — тем, кто торгует нефтью, газом, металлами, зерном. Они получают и открытые рыкни сбыта, и возможность торговать своим сырьём на более выгодных условиях. Совершенно очевидно, что ощутимую пользу это в первую очередь сулит России. На это и напирают противники объединения из разных стран.

Так, например, представители казахской оппозиции отмечают, что после принятия единых таможенных тарифов в стране ощутимо повысились цены на импортные автомобили, топливо и продукты питания. При этом приобретения Казахстана весьма спорны. Мелким компаниям Таможенный союз просто не нужен, а крупные еще не успели получить ощутимую выгоду.

Кроме того, таможенные послабления способствуют развитию контрабанды. Ведь, по сути дела, нашу границу теперь охраняют другие. Так, например, товары из Китая на пути в Россию сейчас с пристрастием досматривают только на казахской границе. Но многие приграничные районы там — это просто глухая степь, куда легко может проникнуть контрабандный товар. И если груз прибывает из Казахстана, то в России он теоретически уже вне подозрений. Таможенная документация внутри союза максимально упрощена, поэтому фуры с контрабандой в дальнейшем спокойно шествуют по России и Беларуси. Таким образом в прошлом году к нам провозили нелегальный товар из Китая и Европы, начиная от электроники и заканчивая обувью. По оценкам российской таможенной службы, примерно половина от общего товарооборота Таможенного союза проходит контрабандой.

Из-за упрощенной документации Таможенный союз стал и средством для увода капитала. Например, кто-то оплачивает импортные товары из Казахстана или Белоруссии. Однако на деле их может и не быть, просто таким образом деньги уводят из России. Такой механизм используется, чтобы уйти от налогов или отмыть деньги. Об этих махинациях не так давно рассказывали представители Государственного банка России и призывали все банки быть внимательными к платежам за казахский или белорусский импорт.

Наконец, Таможенный союз может подстегнуть и наркоторговлю. Так, ещё на заре создания объединения представители Госнаркоконтроля заявляли, что наркомафия спешно перебрасывает в Казахстан партии героина в надежде потом беспроблемно сбыть его в странах-участниках ТС...

Однако главные причины, тормозящие развитие Таможенного союза, всё же относятся не к сфере экономики или борьбы с кримналом, а к сфере политики. И как раз они и сыграют в судьбе союза решающую роль.

Призрак бродит по Европе…

Ещё когда прозвучали первые предположения по поводу возможного объединения, на Западе отреагировали весьма напряжённо. За Таможенным союзом многим сразу же привиделся призрак бывшего СССР. Это в равной степени отпугивает от него и потенциальных участников, и их возможных партнёров.

Во многих бывших советских республиках до сих пор любое взаимодействие с Россией воспринимают как покушение на свою независимость. Дескать, более сильный и влиятельный сосед непременно будет навязывать свои условия, сначала экономические, а потом и политические.

Так в Кыргызстане, который уже находится в процессе вступления в Таможенный союз, представители оппозиции напирают на то, что это вынужденная мера. Никакой особой необходимости в этом вступлении нет, но Киргизия сильно зависит от российских энергоносителей. В частности, от наших горюче-смазочных материалов и газа.

Точно также образ России — как энергетического шантажиста — муссируют и во многих других странах бывшего СНГ. Достаточно посмотреть на то, как это происходит с Украиной. Из-за своей близости к Европе эта страна в последнее время разрывается в своей внешней политике.

С одной стороны, её сильно тянет на Запад, поближе к Евросоюзу. А с другой стороны, Украина сохраняет свою зависимость от России, особенно по части энергоносителей. Бюджет страны истощён, внешний долго составляет уже 130 миллиардов долларов и всё время растет. В этих условиях Украина сильно заинтересована в том, чтобы цены на российский газ были как можно ниже. И потому вынуждена изучать условия вступления в Таможенный союз. При этом многие украинские СМИ пишут, что России пытается вернуть было имперское величие и самым беспардонным образом использует для этого Украину. За этим демоническим образом явно чувствуются следы работы американских идеологов, опасающихся укрепления нашей политической мощи.

Да, Россия на самом деле неоднократно использовала «газовые аргументы», чтобы добиться своего. Однако в целом Украине с Россией выгодней дружить, чем враждовать. И от любого компромисса она выигрывает не меньше, чем мы. В украинской экономике три основных «кита» – это металлургия, машиностроение и сельское хозяйство. Для первого нужен российский газ, для второго – российские комплектующие, для развития третьего – российские рынки сбыта. У нас много совместных проектов в энергетике, судо- и авиастроении. И Таможенный союз мог бы дать толчок в их развитии.

Однако Украина в сомнениях. Эти сомнения активно подогревают влиятельные геополитические игроки – США и Евросоюз. Америке по определению не нравится любое международное объединение, связанное с Россией. К тому же, США по сути контролируют работу ВТО. И появление другой организации, определяющей правила торговли, им просто не на руку. Евросоюз, погрязший в долговых проблемах, тоже напряжён из-за формирования под боком серьёзной экономической силы. К тому же, и те, и другие уверены, что одной экономикой дело не обойдётся.

Так, специально для формирования Таможенного союза десять лет назад была создана организация Евразийское экономическое сообщество (ЕвроАзЭС). Туда вошла Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Из них только последний пока не начал присоединение к Таможенному союзу. Кроме того, в качестве наблюдателей в ЕвроАзЭС числятся Армения, Молдавия, Украина. Все они в перспективе могут стать членами Таможенного союза. По мере его укрепления Евразийское экономическое сообщество должно перерасти в Евразийский экономический союз. Ожидается, что это может случиться уже в 2015. Обсуждается даже формирование единой валюты внутри союза. А это уже весьма серьёзный шаг.

Именно поэтому вокруг Таможенного союза сейчас складывается такая напряжённая атмосфера. Многие иностранные СМИ создают ему образ объединения стран с неразвитой экономикой, коррумпированными чиновниками и авторитарным руководством в лице Путина, Лукашенко и Назарбаева. Запад также же щедро раздаёт авансы другим возможным участникам союза. Так в Европейской комиссии заявили о намерении в 2013 году подписать соглашение об ассоциации с четырьмя странами постсоветского пространства — Украиной, Молдовой, Грузией и Арменией. Это явный вызов Евразийскому экономическому союзу. Впрочем, многие другие страны уже заявили о своей готовности сотрудничать с Таможенным союзом. Например, недавно об этом говорили официальные представители Индии и Израиля...

В общем, все эти интриги — и идеологическая атака против Таможенного союза, и поиски пути сотрудничества с ним — точно свидетельствуют об одном: в обозримом будущем ТС действительно может стать весьма влиятельным не только экономическим, но и политическим объединением.

 

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика