Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Великобритания собирается покинуть Евросоюз

Великобритания собирается покинуть Евросоюз

  Это заявление британского премьер-министра стало сенсацией ещё задолго до того, как было им озвучено. Европейские СМИ перепечатывали отдельные куски заготовленной судьбоносной речи Дэвида Кэмерона и с тревогой ждали реакции мировой общественности. Речь шла ни много, ни мало – о выходе Великобритании из Европейского союза. Столь радикальная формулировка мгновенно сделало британский вопрос интригой номер один. Готово ли английское правительство перейти от слов к делу? И означает ли уход Великобритании конец всей объединённой Европы?

Английский пациент

Весь прошлый год прошёл в Евросоюзе под угрозой возможного краха. Неприятностей ждали от Греции, которая утонула в своих долгах и в любой момент могла вылететь из еврозоны, утащив на дно своих соседей. Но мало кто предполагал, что разрушительный удар будет нанесён с другой стороны, от одной из самых мощных держав объединённой Европы – Великобритании.

Конфликт между туманным Альбионом и Евросоюзом назревал давно. Великобритания присоединилась к ЕС в 1973 году, и все прошедшие 40 лет отношения с партнерами у неё складывались далеко не безоблачные. Прекрасно осознавая свою мощь, британцы вступили в Евросоюз на особых условиях, сохранив собственную валюту и собственный визовый режим. Она также отказалась присоединиться к банковскому сообществу. Для англичан было важно прорваться со своими товарами на европейские рынки, но при этом оставаться максимально независимой в экономических и политических вопросах. Эта позиция и порождала все конфликты.

В 80-ых годах прошлого века, когда британское правительство возглавляла Маргарет Тэтчер, противоречия внутри Евросоюза особенно обострились. «Железная леди» приложила немало усилий, чтобы создать свободный рынок внутри Европы. Однако при этом она надеялась избежать любых других обязательств по отношению к своим соседям по ЕС. Так, Маргарет Тэтчер пыталась блокировать социально-политические реформы, которые превращали Европу в «социалистический клуб». Это вылилось в жёсткие противоречия между Лондоном и Брюсселем в конце 80-ых годов.

С тех пор у Великобритании периодически возникали разногласия с остальной Европой по самым разным вопросам: какие реформы проводить, как тратить общие деньги, как поддерживать сельское хозяйство.

Последнее обострение отношений случилось совсем недавно, в ноябре 2012 года на саммите в Брюсселе, когда принимался бюджет Евросоюза на ближайшие семь лет. Великобритания требовала сократить его на 200 миллиардов евро. По подсчётам британской стороны, бюджет не должен превышать 900 млрд евро. Англичане требовали жёсткой экономии и сокращения расходов, в первую очередь за счёт помощи бедствующим странам. Однако и Германия, и Еврокомиссия настояли на том, чтобы бюджет Евросоюза был больше 1 трлн евро.

Недовольство Лондона по поводу слишком зримого вмешательства Брюсселя во внутренние дела стран ЕС также осталось без внимания. Великобритания, которая всегда держалась особняком, настаивает, что слишком тесное взаимодействие между странами только усугубляет экономические проблемы друг друга. Однако Евросоюз решительно настроен и дальше двигаться единым курсом. Сейчас уже стоит вопрос о формировании бюджетно-финансового союза, единого экономического правительства, что категорически не нравится британцам. Однако им ясно дали понять, что никаких исключений не будет.

После этого провального саммита многие эксперты заговорили о том, что дни Великобритании в Евросоюзе сочтены. И к выходу её могут сподвигнуть не только недопонимания внутри союза, но и собственные внутренние проблемы, которые она никак не может решить.

Остров невезения

Как и весь Евросоюз, Великобритания переживает сейчас не лучшие времена. В прошлом году здесь была зафиксирована сразу двойная рецессия. Проще говоря, экономика опустилась ниже нижнего: за одним спадом вместо подъёма сразу последовал второй. Последний раз столь печальное положение дел наблюдалось в 1970-ых годах годах. Уровень ВВП в стране всё ещё на 4,3% ниже докризисного. Среди стран большой семёрки хуже обстоят дела только в Японии и Италии.

Серьёзные неприятности переживает строительная отрасль, буксует промышленность. А элиту страны особенно тревожит то, что Лондон стремительно утрачивает свои позиции как финансовый центр мира. В конце прошлого года финансовая столица вместе со всеми денежными потоками фактически переместилась в Нью-Йорк, а ещё через пару лет на передовые позиции выйдут Гонконг и Сингапур. В банках, финансовых и страховых компаниях стремительно сокращаются рабочие места. Только за прошлый год 115 тысяч человек из финансового сектора остались без работы, а у многих других сократились зарплаты и бонусы.

Всё это сказывается и на уровне жизни англичан. В конце прошлого года Великобритания опустилась с четвёртого места на шестое по уровню потребления на душу населения. Тем самым она поменялась местами с Германией, которая наоборот, поднялась на две ступеньки вверх и оказалась на четвёртой позиции в этом рейтинге...

Англичане быстро нашли виновника всех своих бед – это Евросоюз. По данным социологов, британцы хуже всех в Европе относятся к ЕС. Брюссель ассоциируется у них с разросшейся бюрократией, пробуксовкой реформ и безработицей. По представлениям многих англичан, их деньги идут на спасения ерозоны, в которую они даже не входят. Им непонятно, почему ради далекой Греции или Португалии они должны затягивать пояса. Судя по последним опросам, больше половины британцев готовы поддержать выход страны из Европейского союза — хотя ещё недавно его сторонников было абсолютное большинство.

Так может ли при таком раскладе Великобритания на самом деле покинуть ЕС?

С одной стороны, Великобритания действительно может прожить без Евросоюза. Великобритания — островное государство и привыкла жить обособленно. Даже если она утратит возможность торговать на выгодных условиях внутри объединённой Европы, она может переключиться на рынки Азии, Северной и Южной Америки и Африки, которые сейчас считаются гораздо более перспективными...

С вещами на выход

Но на самом деле, несмотря на все приведенные аргументы, выход из Евросоюза будет для Великобритании очень непростым решением. Около 50% всего объёма её внешней торговли приходится именно на ЕС. И около половины капиталовложений на Туманный Альбион также приходит оттуда. Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт уже пригрозил, что в случае выхода из Евросоюза. Великобритания будет исключена из всех торговый соглашений ЕС, которые заключены с 46 странами мира.

Впрочем, много потеряет и сам Евросоюз.

Великобритания – один из крупнейших плательщиков в общий бюджет объединённой Европы. Сейчас бюджет ЕС состоит из доходов от внешней торговли (в виде таможенных пошлин) со странами, не входящими в Евросоюз, а также из отчислений, которые формируются в зависимости от ставки НДС и объёмов валового внутреннего продукта каждой конкретной страны. По всем этим показателям Великобритания по-прежнему занимает одно из ведущих мест. В прошлом году она перечислила в бюджет Евросоюза больше 9 миллиардов фунтов стерлингов (это больше 10,5 млрд евро). Эта сумма с каждым годом растёт и индексируется как минимум на уровень инфляции и к 2020 году может составить уже 13,6 млрд фунтов стерлингов. Больше Великобритании за последние годы перечисляли в бюджет ЕС только Германия, Франция и Италия.

К тому же, Великобритания составляла хоть какую-то альтернативу Германии в качестве сильного европейского лидера. В случае её выхода из ЕС, определённое политическое равновесия будет утрачено.

Поэтому многие европейские лидеры выразили столь горячую надежду, что Великобритания останется в Евросоюзе – всё-таки вместе легче тянуть лямку спасения утопающих...

Впрочем, большинство экспертов полагают, что до крайнего сценария дело всё же не дойдет. И заявление Кэмерона, по мнению многих политологов, больше относится не к внешней, а внутренней политике. Популярность партии консерваторов, которую он представляет, стремительно падает, а новые выборы уже не за горами. Поэтому британский премьер и решил сыграть на популярных среди избирателей настроениях, направленных против Европейского союза. Расчет оправдался: после этого заявления рейтинги консерваторов снова пошли в гору. В пользу этой версии указывает и тот факт, что референдум по поводу участия в Евросоюзе Кэмерон обещал провести только в 2015 году, то есть, в случае победы на выборах. Будь он настроен решительно, такой референдум состоялся бы уже сейчас.

Однако очевидно и то, что несмотря на все усилия европейских политиков, хрупкую и во многом искусственную конструкцию Евросоюза продолжают расшатывать внутренние противоречия. На их преодоление требуется недюжинная политическая воля и экономические ресурсы. В противном случае какое-нибудь из этих противоречий рано или поздно может сыграть для объединённой Европы роковую роль.

 

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика