Россия опять может открыть во Вьетнаме военную базу
Вчера министр обороны Сергей Шойгу завершил официальный визит во Вьетнам. Конкретных документов подписано не было. Однако сам визит военной делегации РФ в один из важнейших регионов Юго-Восточной Азии говорит о том, что Москва намерена возобновить активные военные отношения с Ханоем. Встречаясь с министром национальной обороны Вьетнама генералом армии Фунг Куанг Тханем, Шойгу заявил, что Россия рассматривает Вьетнам «в качестве стратегического партнёра, давнего и верного друга». Источники в военном ведомстве РФ отмечают, что во Вьетнаме российская делегация обсуждала вопросы активизации военного и военно-технического сотрудничества, а также возможности использования военно-морской базы (ВМБ) «Камрань» в российских интересах.
Именно с посещения бухты Камрань, расположенной в провинции Кханьхоа, начал визит во Вьетнам Сергей Шойгу. По мнению экспертов, не исключено, что Москва за закрытыми дверями обсуждала возможность воссоздания в Камрани своей военной базы. Возможно, это будет не только военно-морской (пункт материально-технического обеспечения – ПМТО), но и военно-воздушный объект, где на близлежащем аэродроме разместятся тыловые и боевые подразделения стратегической авиации ВВС РФ. Предваряя визит Шойгу в страны Юго-Восточной Азии (Мьянму и Вьетнам), анонимный источник Интерфакса в Главном штабе ВМФ сообщил, что «вопрос о создании военно-морской базы в Камрани не стоит. В этом нет необходимости».
Генерал-полковник Леонид Ивашов, который долгое время возглавлял в Минобороны Главное управление международного военного сотрудничества, считает, что «необходимость воссоздания российской военной базы в Камрани есть». По его мнению, «заявления анонимного источника» могут быть «уткой». «Камрань – важный и очень выгодный в военно-стратегическом отношении объект, который упрочит реализацию Россией своих геополитических интересов в Юго-Восточной Азии», – говорит эксперт. В 1996–2000 годах, кстати, Ивашов был одним из участников переговоров с вьетнамской стороной о продлении срока пребывания ПМТО ВМФ России в Камрани. Вьетнамцы тогда были согласны на совместную эксплуатацию не только ВМБ, но и расположенного вблизи бухты аэродрома. Что было крайне выгодно Ханою с экономической точки зрения. Но с подачи тогдашнего начальника Генштаба Анатолия Квашнина Россия из Камрани ушла.
Надо заметить, что вьетнамцы считают, что в свое время они победили США. Однако они ощущают давление Китая – речь идет о проблемах со спорными островами, сухопутными территориями. Китай в глазах Ханоя выглядит едва ли не основной военной угрозой. Вполне естественно, что вьетнамцы хотят иметь сдерживающий фактор. Таким могло бы быть военное присутствие России в Камрани.
В некоторой степени это подтверждается заявлением президента Вьетнама Чыонг Тан Шанга, который, посещая в прошлом году Россию, заявил, что его страну с Россией связывают давнее сотрудничество и стратегическое партнерство: «Поэтому мы предоставим России преимущества в Камрани, в том числе в целях развития военного сотрудничества».
Летом минувшего года главком ВМФ вице-адмирал Виктор Чирков утверждал, что его штаб продолжает работу по обеспечению базирования сил флота за пределами РФ. «В рамках этой работы, – сказал главком, – на международном уровне прорабатываются вопросы создания пунктов материально-технического обеспечения на территории Кубы, Сейшельских островов и Вьетнама». В декабре прошлого года во Вьетнаме побывал с визитом главнокомандующий ВВС Виктор Бондарев. То есть, по сути, имеются реальные предпосылки возобновления не только российского военно-морского, но и авиационного присутствия в Юго-Восточной Азии.
«России необходимо возвращаться в Индийский океан и Азиатско-Тихоокеанский регион и становиться полноправной морской державой, как было когда-то. И, конечно, возможное воссоздание российской военной базы в Камрани – важный шаг в данном направлении, – такое мнение высказал «НГ» глава думского комитета по обороне адмирал Владимир Комоедов. – Но для этого потребуются значительные вложения. Надо будет восстанавливать и развивать то, что мы оставили, поспешно покидая Вьетнам в 2002 году».
«Независимая газета»