Норвегия выступает против ядерных планов США
Не так давно в Осло состоялся очень интересный семинар, организованный Норвежским атлантическим комитетом совместно с общественной организацией «Нет ядерному оружию» на тему «ПРО: стоит ли оно того? Будет ли оно работать?». Все основные докладчики проявили редкостное единодушие, раскритиковав планы США по размещению элементов ПРО в Европе. К сожалению, это мероприятие, фактически играющее на руку России, осталось без внимания отечественной прессы, более того, наше упоминание о нём станет практически первым на просторах Рунета...
Что же заставило норвежцев поставить под сомнение проект, так упорно продвигаемый главным союзником Норвегии по альянсу? Здесь мы можем выделить целый ряд причин, основными из которых являются опасность оказаться в числе первых жертв конфликта, плюс низкая эффективность систем ПРО и перспектива быть втянутыми в огромные и малопродуктивные для экономики затраты.
Загребать жар чужими руками
Сегодня ни для кого не является секретом расположение основных районов базирования межконтинентальных баллистических ракет — как в России, так и в США. Не составляет большой тайны и то, по каким территориям стороны обменяются ядерными ударами в случае начала войны: эта информация содержится во многих открытых источниках, включая «Всемирную паутину».
При наличии самых элементарных познаний в фундаментальных законах навигации, обязательных для любого яхтсмена или пилота-любителя, можно без особого труда вычислить приблизительную траекторию полёта ядерной ракеты между двумя точками на земном шаре, а в Сети можно воспользоваться услугами специальных калькуляторов, которые выдадут этот маршрут. Не вдаваясь в подробности скучных тригонометрических формул отметим, что полёт ракеты, запущенной из Европейской части России по Восточному побережью США, будет проходить в небе над Норвегией, Исландией, Гренландией и Канадой.
Отсюда возникает другой интересный момент. Дело в том, что перехватывать ракету проще всего на активном участке полёта во время работы маршевого двигателя: огромный факел раскалённых газов — удобная цель для наведения, да и нанесённые повреждения поставят под вопрос как минимум полноценное выполнение боевой задачи. Разработчики ракет это знают, поэтому стараются максимально сократить временную протяжённость этой части полёта.
У современных российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) этот показатель составляет чуть более двух минут: чем меньше ракета демаскирует себя, тем ближе к месту старта нужно размещать перехватчик. Для борьбы со старыми моделями отечественных МБР это расстояние не может превышать восьмисот километров, новые же становятся неуязвимыми и на более близкой дистанции. Причём важную роль играет не только географическая удалённость, но и взаимное направление движения перехватчика и цели: в идеале оно должно быть встречным. Если посмотреть на глобус, то становится понятным, что из территорий стран-членов НАТО Прибалтика, Польша и Чехия в этом отношении неудобны так как находятся, хоть и близко, но в стороне, а Исландия и Гренландия — слишком удалены. Остаётся только Норвегия...
Сегодня на норвежской территории заполярном городе Вардё, чуть более, чем в полутора тысячах километров по прямой от Москвы с1998 года располагается радар Globus II (AN/FPS-129 «Have Stare»), основной объявленной задачей которого является отслеживание космического мусора на околоземных орбитах. Конечно, борьба с загрязнением околоземного пространства — дело нужное и полезное, однако не в высоких широтах: главная космическая «свалка» расположена намного южнее.
Вот почему дипломатический спор, разразившийся из-за радара между Москвой и Осло не заставил себя ждать: российская сторона считает, что основной задачей станции является отслеживание пусков баллистических ракет, и она вполне может быть использована в военных интересах США, что, в свою очередь, является прямым нарушением Договора по ПРО 1972 года.
Норвегия с её глубокими и изрезанными фьордами может стать не только базой, но и местом дежурства морских носителей ракеты-перехватчика SM-3, а в водах Северного моря США планируют разместить плавучую платформу с радаром X-диапазона. То есть, США фактически отводят Норвегии роль авангарда на случай начала ядерного конфликта, а какова участь тех, кто первыми вступает в бой — известно всем.
Поэтому норвежцы всё более обеспокоены тем, что заокеанские партнёры стремятся, образно говоря, загребать жар их руками. Кроме того, военная машина весьма инертна: всегда имеется некая временная вилка между принятием принципиального решения на открытие боевых действий и их началом. А так как современные военные доктрины предусматривают использование ядерного оружия не ранее конца второй недели после начала обычной войны, то вряд ли можно строить иллюзии насчёт того, что Норвегии удастся избежать уничтожения собственного военного и экономического потенциала. И случится это в первые же дни, если не часы, конфликта.
Впрочем, это далеко не все негативные аргументы в адрес систем ПРО, которые были высказаны на семинаре в Осло.
«Кот в мешке» и новая гонка вооружений
Эксперты поставили под сильное сомнение саму эффективность этих систем. Как мы уже говорили, самый эффективный способ борьбы с ракетой противника — это ликвидировать, или хотя бы повредить, её на активном участке полёта. Но он занимает всего две-три минуты, а это время часто уходит на анализ ситуации и принятие решения. Кроме того, у НАТО нет возможностей разместить перехватчики на необходимо близком расстоянии от мест старта большей части российских МБР, а там, где это реально сделать, противоракете придётся лететь вдогон цели, но никак не навстречу ей.
Если ракета не обезврежена на первом участке полёта, то бороться с тем, что выведено на суборбитальную траекторию, становится в разы сложнее: не стоит забывать, что помимо боеголовки, ракета несёт ещё и целый набор средств дезинформации противника. Прежде всего — это активные устройства подавления, «ослепляющие» вражеские РЛС, но не менее эффективными оказываются и пассивные средства, как, например, дипольные отражатели, «размывающие» картинку на экране радара. К этому стоит добавить ещё и специально подготовленные ложные цели.
Всё это перестаёт работать после входа боеголовки в плотные слои атмосферы, но и здесь стражам неба нелегко её уничтожить: во-первых она движется с гиперзвуковой скоростью, а во-вторых, противнику ничего не стоит перед стартом подменить реальный боеприпас массо-габаритным макетом, который отвлечёт на себя контрудар.
Одним словом, если посчитать количество состоящих на вооружении МБР, и общий мегатоннаж их боевых частей, то прорыв рубежей ПРО даже одной десятой частью от числа запущенных боеголовок способен нанести абсолютно неприемлемый ущерб их «получателю». К сожалению, данных о том, что даже такая результативность для развёртываемой системы ПРО является реальной, нет, а эксперты приводят куда более скромные цифры.
Нельзя не обратить внимание и другой аспект: главный докладчик на уже упоминавшемся семинаре в Осло, профессор Корнелльского университета (США) Джордж Льюис, во время выступления заявил, что система ПРО не приспособлена для защиты территории Европы. По его мнению, она разрабатывалась поспешно, без учёта европейских реалий, не прошла необходимых испытаний, а сами элементы системы ориентированы на обстановку, когда требуется защищать точечные объекты, а не огромные площади.
А теперь перейдём от военной стратегии к прозаической экономике. Система ПРО включает в себя радиолокационные станции, ракетные комплексы, боевые корабли и группировку спутников, есть планы добавления авиации, оснащённой лазерным оружием. Её обслуживают тысячи солдат и офицеров, ради неё Вашингтон щедро финансирует из государственной казны сотни заводов, фабрик, конструкторских бюро и лабораторий, в которых занято огромное количество рабочих, инженеров и учёных. На программу уже потрачено более тридцати пяти миллиардов долларов.
Теперь же посмотрим, что применяется для подавления противоракетной РЛС: дипольный отражатель — это кусок тонкой проволоки или лента из фольги, ложная боеголовка для космического участка представляет собой надувной шар, оболочка которого армирована металлической сеткой, а блок создания активных помех — обычный радиопередатчик, настроенный на определённую частоту. Массо-габаритный макет боеголовки в комментариях не нуждается, а вот инфракрасное излучение боевого лазера хорошо отражает тонкий слой графита, которым покрывается корпус ракеты.
То есть, против устройств, на создание которых потрачены баснословные суммы денег, успешно действуют очень недорогие, надёжные в работе, простые в изготовлении и легко доступные средства. Ещё один момент: военная техника достаточно быстро морально устаревает, поэтому нуждается в постоянной замене и модернизации, а это — новые ассигнования на нужды ненасытного ВПК.
Вы сами по себе, мы сами по себе
Всё это напоминает политические технологии холодной войны, направленные на втягивание противника в изнурительную гонку вооружений, которая, в конце концов, и сыграла свою печальную роль в экономическом кризисе, постигшем СССР в последние годы его существования. Только сейчас США стремятся таким образом ослабить своих главных конкурентов лице России и Китая, заставив их работать их хозяйственную сферу по принципу «пушки вместо масла». Но не стоит забывать хозяевам Белого дома, что финансовые дела Вашингтона обстоят далеко не лучшим образом, и подобный ход может оказаться палкой о двух концах.
Ещё одно «дежа-вю» отметили норвежские участники семинара. На их взгляд, размещение элементов ПРО в Европе преследует скорее политические, чем военные цели: наличие воинских контингентов США говорит об усилении политического присутствия в государствах, представляющих определённый интерес для американцев...
В общем, норвежцы проявляют определённую строптивость в деле реализации американских противоракетных программ. Думается, что причины такого повдения куда как более, глубокие чем просто сомнения в эффективности ПРО. Ибо сама жизнь подталкивает Норвегию к оппозиционным настроениям в системе НАТО!
Дело всё в том, что сегодня это скандинавское королевство обладает одной из сильнейших экономик в Европе и является крупнейшим производителем нефти и газа на континенте после России, откладывая вырученные средства в особые фонды, служащие для развития будущих поколений. Первое место в мире по выработке электроэнергии на душу населения, богатые минеральные и рыбные ресурсы, большой торговый флот, низкие инфляция и безработица по сравнению с остальной Европой — таковы сильные стороны этого государства. При этом Норвегия держится в стороне от интеграционных процессов, и не входит ни в состав Евросоюза, ни в зону евро. Фактически, этим страна застраховала себя от тех неурядиц, которые потрясают сейчас ЕС, и не занимается, подобно Германии и Франции, вытягиванием аутсайдеров европейского «большого колхоза» из финансовой пропасти.
Неудивительно поэтому, что логическим продолжением столь независимой внешней политики Норвегии становится и её независимое поведение уже на трансатлантическом векторе Запада — она больше не хочет быть послушным сателлитом заокеанского хозяина.
Александр Дмитриевский, специально для «Посольского приказа»