Вы находитесь здесь: // Тайная дипломатия // Он мог стать нашим президентом

Он мог стать нашим президентом

iCA7UY908  На днях был отмечен 75-летний юбилей бывшего российского премьера Виктора Степановича Черномырдина. Этот день рождения наши власти превратили чуть ли не в государственный праздник. По одному из центральных телевизионных каналов был показан документальный фильм о Черномырдине. А со стороны высоких государственных лиц в адрес юбиляра можно было услышать множество добрых слов, основная суть которых сводилась к выдающейся роли Виктора Степановича в становлении российской государственности...

Конечно, бывший премьер — фигура в чём-то незаурядная. Особенно это касается его знаменитых афоризмов — «хотели как лучше, а получилось как всегда» или «у кого руки чешутся, чешите в другом месте». Здесь Виктор Степанович явно был способен заткнуть за пояс любого писателя-юмориста.

Возможно, жанр юмориста и являются его настоящим призванием. Чего точно не скажешь о Черномырдине, как государственном деятеле, несмотря на все слащавые речи в адрес юбиляра.

Действительно хотел как лучше?

Черномырдин занимал пост главы правительства России в самые сложные её времена — с 1992 по 1998 годы. И потому несёт полную ответственность за все провалы в стране, наряду с её главным героем — президентом Борисом Ельциным. Касается это и гиперинфляции, и развала промышленности, и повального обнищания населения, и залоговых аукционов, когда фактически за бесценок в частные руки ушли нефтяные богатства России. Несёт Виктор Степанович полную ответственность и за дефолт — это при нём была построена финансовая пирамида государственных краткосрочных обязательств, едва не угробившая экономику страны в августе 1998 года.

Не обошли Черномырдина и многочисленные коррупционные скандалы, которые периодически трясли Кремль все 90-е годы. Так, в 1999 году журналистам «Новой газеты» от сотрудников прокуратуры Швейцарии стало известно о том, что Виктор Степанович обладает солидными денежными счетами в этой альпийской республике.

Счета регулярно пополняла фирма «Мерката Трейдинг», коммерческий партнёр печально известной компании «Мабетекс». Эта компания была генеральным подрядчиком, наверное, всех кремлёвских строительных работ 90-х годов, а ещё содержала за свой счёт семьи многих высокопоставленных лиц России, включая и семейство президента Ельцина. Не избежал этой участи и премьер, получивший от «Мерката Трейдинг», по словам швейцарских прокуроров, десятки миллионов долларов...

Впрочем, плохая работа правительства и коррупция — это ещё полбеды. За Виктором Степановичем, возможно, водятся «грешки» и посолидней.

И здесь стоит обратить внимание на его деятельность в качестве посла на Украине. В 2002 году Черномырдина командировали туда для укрепления позиций России. Виктор Степанович «укреплял» их так, что у нас не осталось никаких серьёзных рычагов влияния на украинскую политику. «Благодаря» нашему послу Кремль фактически «проспал» подготовку прозападной «оранжевой революции» — она стала полной неожиданностью для нашего руководства, которое неуклюже отреагировало на волнения киевского Майдана в конце 2004 года.

Можно сказать, что Россия с этого момента практически потеряла Украину. Нынешние гонения на русский язык, полное игнорирование Киевом наших национальных интересов, планы украинской политической элиты по вступлению в ЕС и НАТО — стали закономерным финалом провала российской политики в Украине, курируемой Черномырдиным.

Конечно, это можно объяснить вопиющей политической безграмотностью Виктора Степановича, которую он не раз демонстрировал, возглавляя правительство России. Но нельзя исключать и его вполне сознательной работы на интересы наших внешних недругов. И касается это не только Украины.

Басаев как фактор успеха политической карьеры

В июне 1995 года, во время первой чеченской войны, банда полевого командира Шамиля Басаева захватила больницу в городке Будённовск, куда согнала сотни мирных жителей в качестве заложников. После чего Басаев предъявил ультиматум российскому руководству с требованием прекратить войну в Чечне.

Этой трагедии предшествовали не менее драматические и интригующие события. В марте 1995 года российские спецслужбы перехватили телефонные переговоры, которые состоялись между влиятельными чеченскими боевиками и одним из столичных бизнесменов. Судя по содержанию разговоров, этот бизнесмен был посредником между чеченцами и одной кремлёвской политической группировкой, именуемой либералами. Кремлёвские либералы, в лидерах которых, между прочим, значился тогдашний глава президентской администрации Сергей Филатов, устами бизнесмена-посредника обещали боевикам скорое заключение мира.

Под давлением этих людей в апреле 1995 года президент Ельцин выпустил указ о временном прекращении боевых действий. Тем самым боевикам, которых наши войска уже добивали в горах, была дана передышка. Они в полной мере воспользовались ею для того, чтобы подготовить и совершить дерзкий рейд на Будённовск...

Либералы сделали всё, чтобы Басаев выбрался из Будённовска живым и невредимым. Блокированная в больнице банда была обречена на уничтожение. 17 июня спецподразделение ФСБ России «Альфа» начало штурм больницы. Но в самый разгар штурма спецназ был остановлен и возвращён на исходные позиции.

Как потом выяснилось, операцию остановили премьер Виктор Черномырдин и представитель президента по правам человека Сергей Ковалёв. От их лица публично было заявлено, что в обмен на жизни заложников руководство страны готово выполнить все условия террористов — прекращение боевых действий в Чечне и переговоры с дудаевцами, амнистия всем участникам незаконных вооружённых формирований, личная безопасность для тех, кто напал на Будённовск и т. д. Премьер тогда лично позвонил в больницу Басаеву и заверил того в своих добрых намерениях.

Бандита выпустили в Чечню, куда он вернулся с лаврами национального героя. А в мятежной республике началась череда бесконечных и безрезультатных переговоров, постоянно нарушаемых боевиками. Либеральные политики объявили такое положение дел победой «здравого смысла над партией войны». А Черномырдин, капитулировавший перед Басаевым, стал настоящим политическим лидером либеральной группировки, которая вплоть до начала 1996 года рассматривала премьера в качестве своего кандидата на предстоящих президентских выборах. Эта комбинация не удалась лишь по причине нежелания Ельцина покинуть пост президента в 1996 году...

Логику этих событий можно объяснить по-разному. Но, возможно, всё это было хорошо спланированной, акцией, направленной на подрыв территориального единства России. Некие враждебные внешние силы через либеральных политиков заставили Кремль пойти на переговоры с чеченскими сепаратистами, чтобы в конце концов добиться нашего военного поражения и отделения Чечни (что фактически и произошло в августе — сентябре 1996 года).

По признанию либерала Филатова, сама идея «временного прекращения огня», которая предшествовала басаевскому рейду, принадлежала одному иностранному государству, «имевшему большой опыт миротворческой работы». Видимо, это же иностранное государство работало и с Черномырдиным, умело играя на его президентских амбициях.

Филатов не говорит, что это было за государство. Но, судя по всему, речь шла о Соединённых Штатах Америки. Кстати, американцы и далее успешно использовали черномырдинское политическое честолюбие.

Ночной портье

Наиболее характерная в этом плане история произошла весной 1999 года, когда западный военный блок НАТО начал бомбить Югославию, требуя от неё прекратить якобы имевший место геноцид албанского населения в мятежном крае Косово. Россия тогда попыталась заступиться за Югославию, выступив посредником на мирных переговорах с НАТО, проходивших в Германии.

Во главе российской делегации Ельцин поставил уже бывшего премьера Виктора Черномырдина. Как вспоминает участник переговоров, генерал-полковник российской армии Леонид Ивашов, нашей делегацией был подготовлен вполне приемлемый для Югославии план мирного урегулирования. Согласно плану, войска НАТО должны были не входить на территорию Косово, а разместиться вдоль границы края, образовав своеобразную буферную зону, гарантирующую безопасность албанского населения. А югославской армии предписывалось отойти в глубь территории, оставив за собой общий контроль над Косово. Таким образом, край удалось бы сохранить в составе единой Югославии.

Натовцы вроде бы согласились с этим планом. Одобрил его и Черномырдин. Участники переговоров стали расходиться на отдых, чтобы на следующее утро подписать итоговый документ. Засобирались к себе в отель и россияне... кроме Черномырдина. Тот заявил своим коллегам: «Вы езжайте, а мне ещё надо поработать».

А на следующий день глава американской делегации Строуб Тэлботт зачитал совершено иной текст соглашения, предполагавший уже полную оккупацию Косово силами НАТО. Российские военные были ошарашены и в знак протеста покинули переговоры. Увы, на подписание документа этот демарш влияния не мог оказать — глава нашей делегации Виктор Черномырдин был полностью солидарен с американцами.

Как и почему Черномырдин пошёл на такое предательство, удалось выяснить лишь спустя несколько лет. Вот что рассказал генерал Ивашов автору этих строк:

— Нам удалось получить интересную телефонную запись. Это был ночной разговор Черномырдина с американским вице-президентом Альбертом Гором, который состоялся как раз после того, как члены делегации уехали отдыхать в отель. Гор по-хозяйски требовал от Черномырдина во всём уступать Тэлботту. И Виктор Степанович покорно внимал этим требованиям. Взамен он просил для себя гарантий на выборах президента России в 2000 году. Оказывается, американцы обещали ему в этом плане полную поддержку.

В общем, Черномырдин выполнил все указания Альберта Гора, от имени России «сдав» Сербию, которая, видимо, навсегда потеряла Косовский край...

Это антироссийское сотрудничество, судя по поведению Черномырдина на Украине, продолжилось и дальше. Очевидно, что американцы до самой его смерти держали нашего бывшего премьера в сфере своего влияния. Возможно, Черномырдина шантажировали угрозами сделать достоянием общественности его прежние антигосударственные «подвиги» в Чечне и в Югославии. А может, над ним довлели те самые банковские счета в Швейцарии, которые вполне могли попасть под контроль американских спецслужб...

Но в любом случае его политическая деятельность стране ничего, кроме явного вреда, не принесла. Вот почему грандиозные торжества, устроенные в честь этого юбиляра, выглядели, мягко говоря, очень странно и... необъяснимо.

 

Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»

 

 

 

 

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика