Как Россия едва не потеряла Курильские острова
По сообщениям мировых информационных агентств, президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ собрались подписать мирный договор между двумя нашими странами. Об этом говорится в совместном заявлении, которое лидеры двух стран сделали 29 апреля по итогам своей встречи.
«Руководители двух стран выразили решимость, преодолев в рамках переговоров имеющиеся расхождения в позициях сторон, заключить мирный договор путём окончательного решения во взаимоприемлемой форме данного вопроса», — сказано в заявлении Путина и Абэ.
Лидеры стран назвали «ненормальной» ситуацию, при которой спустя 67 лет после окончания Второй мировой войны Москва и Токио не могут подписать мирный договор. Японский премьер отметил, что последние несколько лет переговоры об официальном заключении мира «находились в состоянии застоя». После сегодняшней встречи, по словам Абэ, стороны решили не только вернуться к переговорам, но и ускорить их...
Как известно, главным препятствием к мирному договору является давний спор по поводу государственной принадлежности Курильских островов.
Хрущёв подложил нам большую... «мину»
Курильские острова стали осваиваться русскими в самом начале XVIII столетия. В 1711 году дальневосточные казаки Иван Козыревский и Дмитрий Анциферов впервые высадились на островах Шумшу и Парамушир. В 1739—1740 годы острова посетила специальная имперская комиссия из Петербурга, которая выяснила, что острова неподвластны никому, в том числе и соседней Японии. Русские начали их осваивать: сюда прибыли тысячи поселенцев из России и Сибири.
В начале XIX века японцы стали предъявлять претензии на Курилы. Между казаками и японскими пиратами стали происходить вооружённые стычки. В конце концов, император Александр II — в обмен на отказ Японии от претензий на остров Сахалин — передал Курилы японцам. Как рассказывают свидетели, подданные японского императора, едва ступив на острова, тут же принялись стирать саму память о России: уничтожались не только оставленные русскими деревни, но даже и кладбища…
В 1904 году началась русско-японская война, которую Россия проиграла. По тексту Портсмутского мира наша страна потеряла Южный Сахалин. Тем самым, как считают специалисты по международному праву, Япония грубо нарушила все предыдущие договоренности с Россией, на основе которых Токио не имел к нам территориальных претензий. Это означало, что теперь наша страна теоретически сама могла предъявить Японии любые претензии, даже право на сами Японские острова.
Это хорошо понял Иосиф Сталин. Во время Второй мировой войны, когда США и Англия попросили СССР о помощи в войне против Японии, Сталин дал согласие, но при условии возвращения земель, которые когда-то потеряла Российская империя на Дальнем Востоке.
Сначала в Ялте, а потом в Потсдаме на встречах «большой тройки» претензии СССР на Южный Сахалин и Курильские острова были признаны законными и подписаны соответствующие соглашения. В августе 1945 года Советский Союз вступил в войну с Японией. Над Сахалином и Курилами поднялся флаг СССР...
Но с наступлением «холодной войны» США стали нарушать все предыдущие договорённости с Советским Союзом. Американцы заключили с Японией односторонний мирный договор с очень хитрым подтекстом. Например, договор признавал, что Япония отказывается от Курильских островов. Но эти острова не перечислены конкретно. Тем самым, по мнению профессора-международника Анатолия Кошкина, «японскому правительству сознательно предоставлялась возможность выдвигать требования к СССР». Впоследствии столь хитроумную комбинацию США объяснил профессор Калифорнийского университета, американец японского происхождения Цуёси Хасэгава:
«Проблема северных территорий позволила встроить Японию в глобальную стратегию США и, отводя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза… Японии был нужен враг для облегчения усилий по восстановлению страны после поражения в войне, достижения независимости, воссоздания экономики, опираясь на американскую военную помощь в обеспечении безопасности».
В деле стравливания японцев и русских американцам подыграл и незабвенный Никита Сергеевич Хрущёв. Он самолично, без согласия остальных членов советского руководства, на советско-японских переговорах 1955—1956 годов подписал Совместную декларацию, по которой наше правительство в обмен на мирный договор соглашалось уступить японцам архипелаг Хабомаи и остров Шикотан, входящие в Южно-Курильскую гряду.
Как пишет академик Сергей Тихвинский, «это недальновидное самоличное решение Хрущёва стало миной замедленного действия, которая вот уже 40 лет угрожает добрососедству народов России и Японии».
Дабы не допустить воплощения Декларации в жизнь, нам оставалось только тянуть время с подписанием договора и думать, как бы нивелировать письменные обещания «великого кукурузника».
Вечером – острова, утром – деньги
Ситуация с новой силой вновь обострилась во времена последователей Хрущёва в деле «либерализации» страны — при Горбачёве и Ельцине.
В марте 1991 года президента СССР Михаила Горбачева посетил лидер правящей в Японии либерально-демократической партии Итиро Одзава. Японский «элдэпээровец» без обиняков предложил Михаилу Сергеевичу отдать Стране восходящего солнца острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и архипелаг Хабомаи. В обмен Одзава пообещал заплатить за каждый остров по восемь миллиардов долларов. Как свидетельствуют бывшие помощники Горбачёва, советский президент дал согласие.
Для оформления сделки он вылетел в апреле 1991 года в Японию. Но секретная информация просочилась в нашу прессу, и возник грандиозный скандал. Депутаты Верховного Совета СССР потребовали от Горбачёва объяснений, и Михаил Сергеевич не стал подписывать никаких соглашений, а признал равные права на Южные Курилы как СССР, так и Японии. Впрочем, японцы были довольны и этим: главное, Кремль признал частицу территории СССР спорными землями!
Кстати, бывший советник Горбачева Валерий Болдин позднее пояснил причины такого поведения Михаила Сергеевича. По его мнению, японцы передали советскому президенту через южнокорейского диктатора Ро Дэ У… взятку в сто тысяч долларов!
Изменникам несть числа?
К счастью, истинные российские патриоты были в нашей стране всегда. Я говорю о журналисте-международнике, бывшем депутате Верховного Совета России Ионе Ионовиче Андронове и о ныне покойном начальнике Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, генерале армии Викторе Петровиче Дубынине. Благодаря этим людям Курильские острова всё ещё остаются частью России.
Именно эти люди предотвратили заговор предателей Родины из ближайшего окружения экс-президента Бориса Ельцина…
Случилось это в 1992 году. Однажды, листая российские газеты, заместитель председателя Комитета по международным делам Верховного Совета РФ депутат Иона Андронов обратил внимание на то, что наша пресса как по команде принялась ратовать за передачу Южных Курил Японии. Андронов, хорошо знающий несколько иностранных языков, тогда поднял и иностранную прессу. Ему сразу же бросилась в глаза заметка в японской газете «Дейли Иомиури» от 17 октября 1991 года:
«В ходе прошедших японо-российских переговоров министр иностранных дел России Андрей Козырев подчеркнул намерение российской стороны ускорить диалог по проблеме северных территорий. Он также дал понять, что Япония, как и Советский Союз, должны повлиять на российскую общественность, настроенную против возвращения островов Японии».
Также японские газеты процитировали фразу Ельцина в беседе с японским министром иностранных дел Накаямой:
«Я за ускорение процесса решения территориального вопроса».
Андронов начал собственное расследование. Как оказалось, ближайшие сподвижники Бориса Ельцина решили передать острова Южных Курил японцам. За это ратовали министр иностранных дел России Андрей Козырев, его заместитель Георгий Кунадзе, госсекретарь Геннадий Бурбулис, советник Ельцина Олег Лобов, председатель Комитета по международным делам Верховного Совета Владимир Лукин.
Но больше всего Андронова поразили причины предательства: как и в случае с Горбачёвым, речь шла о банальной взятке! Исключением был Козырев, который, похоже, продавал Россию по «идейным причинам». Для Козырева слово «патриот» было ругательством, а дипломатов патриотических убеждений он именовал не иначе как «политическими ублюдками красно-коричневой масти».
А вот советника президента Лобова японцы купили созданием в Москве «Российско-японского университета», на который японская сторона отвалила пять миллионов долларов наличными! Что же касается остальных – Бурбулиса, Лукина, Кунадзе – то, по данным японской прессы, им перепали значительно меньшие суммы – 700 тысяч долларов. Среди получателей этих денег, по данным Андронова, значились и известные политики либерального толка — Сергей Юшенков и Ирина Хакамада. Последняя, кстати, является сводной сестрой японского профессора Сигэке Хакамада, ярого сторонника аннексии Южных Курил у России…
В ходе своего расследования Иона Андронов получил в руки и сверхсекретный документ, подготовленный Бурбулисом и Кунадзе. По этому документу предполагалось передать японцам острова в несколько этапов до конца 1992 года.
Первый этап предусматривал обработку общественного мнения России через «независимые СМИ». На втором этапе Ельцин во время осеннего 1992 года визита в Японию должен был объявить о «добровольной передаче» японцам двух островов. А в ходе третьего этапа, на исходе 1992 года, передать остальные южно-курильские острова.
По инициативе Андронова, депутаты Верховного Совета России в июне 1992 года обратились с открытым письмом к президенту, в котором говорилось, что процесс передачи Курил без санкции Верховного Совета и всенародного референдума подпадает под статью Уголовного кодекса об измене Родине…
Параллельно о планах кремлевских стратегов, прозванных в политических кругах самураями, стало известно и начальнику Генштаба Виктору Дубынину. По его указанию тут же был подготовлен доклад о значении Курильских островов для России: а) острова обладают гигантским запасом полезных ископаемых; б) доход от ловли рыбы вблизи островов может принести доход России в два миллиарда долларов ежегодно; в) с потерей Курил наш флот окажется закрытым в Охотском море и будет лишен возможности влиять на обстановку в северной части Тихого океана.
Генерал Дубынин постарался, чтобы основные тезисы доклада были опубликованы в наших газетах. Он же организовал «утечку» информации о том, что японская разведка УНО (Управление национальной обороны) через подкуп граждан России, проживающих на островах, пытается организовать своеобразную «пятую колонну» ратующую за присоединение Курил к Японии. Именно люди Дубынина организовали по всей стране митинги протеста против предательства Кремля.
В итоге визит Ельцина в Японию оказался сорванным. А сам Борис Николаевич постарался вести себя в отношении с японцами осторожнее...
В течение 1997—1998 годов японские премьеры Рютаро Хасимото и Кэйдзо Обути ещё пытались склонить Ельцина на свою сторону. Но Борис Николаевич отделывался общими, ничего не значащими фразами. Скоро японцы поняли, что Ельцин не желает войти в историю «расчленителем России» и потому хочет попросту переложить проблему Курил на своего преемника.
Врагу мы скажем: «Нашу Родину не тронь!»
К моменту прихода к власти Владимира Путина японцы, разочаровавшиеся в методах тайной дипломатии, уже были готовы выдвигать нам открытые требования. Ультиматум случился в 2000 году, во время визита Путина в Японию. Японцы тогда нагло заявили новому главе государства, что полномасштабный межгосударственный договор о добрососедских отношениях между Россией и Японией будет подписан лишь тогда, когда будет решена «проблема северных японских территорий». В качестве компромисса японцы предложили установить свой суверенитет над этими островами при временном административном российском управлении на них. Это означало, что постепенно острова должны стать японскими. Однако Путин категорически отверг эти притязания. С тех вопрос фактически завис в воздухе...
И вот, сегодня дело вроде бы сдвинулось с «мёртвой точки». Я не знаю, на каких именно условиях японцы будут подписывать мирный договор и будут ли в нём фигурировать Курильские острова. Хотелось бы верить, что Путин и ныне отдаёт себе отчёт в том, что, уступив Курилы в той или иной форме, мы можем спровоцировать необратимый процесс распада самой России. Как говорилось в аналитической записке Генерального штаба, подготовленной ещё генералом Дубыниным:
«Передачей Курильских островов будет создан прецедент территориальных притязаний для других стран. Это по существу явится шагом к пересмотру итогов Второй мировой войны, за которыми могут последовать территориальные претензии к России со стороны Германии, Эстонии, Латвии, Турции и т.д. Возможно понижение престижа Российской Федерации на международной арене, поскольку территориальные уступки иностранной державе, как правило, не прибавляют уважения государству и вызывают сомнение в независимости от внешней политики».
Нужно ли ещё что-либо добавить к этим словам?
Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»