Президент Рузвельт справился с кризисом при помощи социализма
Имя этого президента США — Франклина Делано Рузвельта — сегодня вспоминают всё чаще. Целых четыре раза подряд он избирался главой американского государства, несмотря на то что президентство в США ограничено двумя сроками. И это не удивительно — ведь именно Рузвельт вытащил не только США, но и весь капиталистический мир из ямы Великой депрессии, самого масштабного в истории человечества экономического кризиса.
Недюжинная сила воли плюс умение находить нестандартные и даже революционные для своего времени решения — вот что отличало этого американского президента. Это как раз то, чего не хватает политическим лидерам современного мира, которые не знают, как справиться с нынешними экономическими потрясениями...
Сгубила неслыханная жадность
Великая депрессия первой половины ХХ века стала результатом классического кризиса перепроизводства — это когда товара производится больше, чем имеется возможности его купить. Кризису во многом способствовали масштабные спекуляции на фондовых биржах Запада, когда шло ничем не ограниченное инвестирование разного рода промышленных корпораций и производств без учёта реального спроса со стороны потребителя.
Итогом стал крах Нью-Йоркской биржи в 1929 году, когда разом резко обесценились акции множества предприятий. Наступила дефляция — падение товарных цен ниже уровня себестоимости самой продукции. Разом остановились многие заводы и фабрики. В особо тяжёлом положении оказались металлургия, строительство, угледобывающая промышленность, автомобилестроение. А следом, из-за невозврата кредитов со стороны промышленности, рухнул и банковский сектор экономики США. Обанкротилось свыше 40% банков, что лишило миллионы американцев их сбережений.
Власть была в полной растерянности. В силу главного принципа американской экономики — невмешательства государства в дела бизнеса — чиновники надеялись, что бизнесмены сами найдут выход из создавшегося положения. Мол, рынок сам всё исправит и наладит. Но, увы, ситуация день ото дня становилась всё хуже и хуже.
Стремясь сохранить прежний уровень прибылей, капиталисты проводили политику искусственного поддержания высоких цен путём решительного сокращения производства. Так, например, из 285 доменных печей, числившихся тогда в стране, к лету 1932 года действовало только 46. Однако сложившиеся расценки в силу низкой покупательной способности населения сохранить на должном уровне не удавалось — одно предприятие разорялось за другим.
Резкое, никем не контролируемое свёртывание производства породило небывалую доселе безработицу! К 1933 году она достигла уровня 17 миллионов человек, то есть безработными в той или иной мере являлись каждый третий рабочий и служащий. В разгар кризиса полностью занятыми оказались лишь 15 — 20% всего трудоспособного населения!
Катастрофическим оказалось и положение фермеров, которых сильное падение цен и доходов привело к разорению почти половины всех действующих в стране хозяйств. Разорившиеся фермеры влились в огромную армию бродяг и нищих, скитавшихся по стране в поисках работы. В те дни один американский журнал пессимистично писал:
«Миллионы безработных и членов их семей лишились всяких доходов к жизни. Надежд на помощь государства нет никаких. После бесплодных поисков работы и истощения сбережений рабочие нередко оказываются перед угрозой голодной смерти».
Не удивительно, что стали возникать стихийные акции протеста. Резкую популярность приобрели всевозможные радикальные партии и движения, вроде коммунистов и откровенных фашистов. США впервые в своей истории оказались перед угрозой небывалых социальных потрясений. Позднее отец будущего президента США миллионер Джозеф Кеннеди отмечал в своём дневнике:
«В те дни я охотно расстался бы с половиной своего достояния, если бы был уверен, что сохраню в условиях поддержания законности и порядка вторую половину».
Кодекс надо чтить
Историческим переломом для Америки стали президентские выборы 1932 года, когда к власти пришёл кандидат от Демократической партии США Франклин Рузвельт. Стало ясно, что страну ждут решительные перемены — выходец из очень богатой и влиятельной семьи, бывший адвокат Рузвельт уже давно был известен своим твёрдым характером и умением добиваться поставленных целей. В своё время его не сломила даже тяжёлая болезнь — полиомиелит, навсегда приковавший Рузвельта к инвалидному креслу. Будущий президент не только не впал в панику из-за этой болячки, но ещё активнее стал участвовать в политической и деловой жизни США...
Первым делом президент навёл порядок в банковской сфере. Ему предлагали просто оказать финансовую помощь банкам, влив туда государственные средства — якобы банки потом «выплывут» сами. Но Рузвельт, несмотря на неоднократные обращения и просьбы финансовых воротил, решил всё по-своему...
Был выпущен специальный президентский указ, согласно которому были закрыты все без исключения банки в стране. Разрешение на открытие и на правительственные антикризисные займы получили лишь те финансовые структуры, которые могли доказать свою эффективность специально созданным государственным комиссиям. В результате из 25 тысяч банков, действовавших до кризиса, свою работу смогли возобновить лишь 15 тысяч. Но это уже были структуры, которым можно было доверять как госсредства, так и деньги частных вкладчиков!
Был резко ограничен вывоз капиталов за границу (деньги можно было перевести только по специальному разрешению правительственных чиновников), полностью запретили вывозить золото. Одновременно были приняты меры для успокоения банковских вкладчиков — ограничены масштабы биржевых спекуляций, и впервые в истории была создана корпорация по страхованию банковских вкладов...
Крупные преобразования были проведены и в других сферах экономики. Специальным законом Рузвельт создал правительственное агентство по восстановлению промышленности. Закон, по сути, вводил государственное регулирование промышленного развития. При посредничестве этого агентства предпринимателей обязали заключать между собой «кодексы по честной конкуренции», где прописывались условия об основах предпринимательской деятельности — о единых ценах, о фиксированном объёме производства, о рынках сбыта, об условиях труда наёмных рабочих и т.д. За всем этим отныне наблюдали государственные службы, которые не только следили, чтобы больше не было перепроизводства, но ещё и разрабатывали планы хозяйственного развития страны. Бизнесмены были обязаны следовать этим планам.
То есть в США ввели элементы плановой экономики!
Надо сказать, что промышленность США восстанавливалась хоть и верно, но медленно. Полностью из кризиса ей удалось выйти уже в годы Второй мировой войны, когда поступило множество военных заказов, причём не только от правительства США, но и от других стран (в том числе и нашей). Как говорят специалисты, без рузвельтовских преобразований, упорядочивших саму экономическую систему Америки, вряд ли промышленность справилась бы с этими объёмами военного времени...
Рузвельт пошёл на государственное регулирование не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Для повышения цен на продукцию (а значит, и доходности фермерских хозяйств) государство решило сократить объёмы сельского производства. Фермерам предлагалось заключать контракты с правительством о сокращении посевных площадей и поголовья скота, за что им выдавали солидные денежные премии. К 1939 году сельское хозяйство по рентабельности и ценам удалось вывести на докризисный уровень. И только после этого, в строгой привязке к общегосударственным планам, началось расширение всего сельхозпроизводства.
Рузвельт кардинально решал и проблемы безработицы. Он не стал ждать подъёма производства и естественного роста рабочих мест. Служба, именуемая Федеральной администрацией чрезвычайной помощи, направляла безработных людей в трудовые лагеря, которые занимались всевозможными общественными работами — строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов, государственных зданий и сооружений. Именно в это время Америка покрылась густой дорожной сетью высокого качества, накрепко связав между собой разные части страны.
Через эти трудовые лагеря прошло от трёх до пяти миллионов американцев, которые не только получили гарантированную заработную плату, но и просто были спасены от неминуемой голодной смерти...
Советский Союз на американский лад
Но наиболее глубокие революционные преобразования произошли в сфере социальных отношений. В июле 1935 года был принят Национальный акт о трудовых отношениях. Он закрепил за рабочими право на вступление в избранный ими профсоюз, на заключение коллективного договора между выборными представителями трудового коллектива и предпринимателями, на проведение стачек и прочих акций протеста. А правительство со своей стороны должно было защищать трудовой люд от произвола хозяев — капиталистам запрещалось вмешиваться в дела профсоюзов, игнорировать практику заключения трудовых договоров, пользоваться услугами подставных профсоюзных организаций и т.д.
Другой победой рабочего класса США стало принятие первого в истории Америки федерального закона о социальном страховании. Он вводил систему пенсий по старости и пособий по безработице. Причём нормы пенсионного обеспечения были едиными для всей страны, а его фонды создавались за счёт паритетного налогообложения как рабочих, так и предпринимателей.
А в июне 1938 года был принят закон о справедливых условиях труда, который раз и навсегда запрещал применение детского труда и устанавливал единые для всей страны нормы минимального размера заработной платы и максимальной продолжительности рабочей недели для рабочих и служащих, занятых на предприятиях федерального значения (позднее эта практика распространилась и на частные предприятия)...
Неудивительно, что за эти нововведения враги Рузвельта именовали его скрытым социалистом и большевиком. В обиход даже было пущено выражение «красный президент» и «агент Коминтерна» — ведь Рузвельт не только провёл коренные социальные преобразования, но ещё и установил дипломатические отношения с Советским Союзом, который после Октябрьской революции 1917 года США долго отказывались признавать.
Впрочем, Рузвельт и не скрывал особо, что многое для своих преобразований он взял у советских коммунистов, преобразовав наши социалистические идеи на свой американский лад. Самое главное — страна избежала революционных потрясений и неминуемой гражданской войны, найдя разумный компромисс между интересами частного капитала и всего остального общества...
К большому сожалению, в наше время личностей такого масштаба, как Рузвельт, не просматривается — ни на Западе, ни у нас в России. Очевидно, что нынешние лидеры повторяют ошибки рузвельтовских предшественников, понадеявшихся, что «рынок сам всё исправит», что «капитаны бизнеса» найдут верное решение и выведут свои предприятия и страну из кризиса. Увы, кризис только разрастается, и социальное недовольство во всём мире нарастает. И если капитализм не выдвинет из своих рядов нового Рузвельта, то человечество ждёт повторение русского Октября 1917 года. И где именно полыхнёт — это большой вопрос.
Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»