Иванишвили оказался между американским «молотом» и российской «наковальней»
Бидзина Иванишвили уходит. Пока что на словах: премьер-министр Грузии рассказал о своих карьерных планах бельгийскому электронному изданию Euobserver. Это уже само по себе обращающий на себя внимание факт. Мог ведь рассказать и российским СМИ, не говоря уже про родные. Но оставим домысливать эту конструкцию конспирологам.
А в сухом остатке есть как минимум озвученное решение грузинского премьера, которое, кстати, еще не факт, что будет действительно реализовано. Оно может оказаться этаким пробным шаром, своеобразной имитацией политических похорон, чтобы узнать, кто как отнесется к этому его шагу. Старый, в общем-то, прием.
Однако, анализируя деятельность г-на Иванишвили, а также саму атмосферу, в которой она проводилась, все же нельзя отрицать очевидное. Поводы для того, чтобы «хлопнуть дверью», у него есть, и главный из них – ощущение неполноценности своего положения. Трудно чувствовать себя полноценным, полнокровным государственным деятелем высшего ранга, когда из-за океана по твою душу летят подсказки, подправки, одергивания, а какие-нибудь государственные мужи не самого высокого пошиба оценивают твою работу в той же интонации, в какой они оценивают работу своих дворецких.
То, что исходит от Москвы, не назовешь давлением, но это молчаливое, вопросительное ожидание тоже может действовать на нервы, особенно когда и оправдаться-то порой бывает нечем, кроме разве что недостаточной собственной силы духа. Стала ли Грузия при Иванишвили реально ближе к Москве? Если отбросить некоторые кулинарные аспекты – вопрос скорее риторический. А ведь какие возлагались надежды на дерзкого бизнесмена!
«Иванишвили испытывает сильнейшее давление – противоположные ожидания у Москвы и Вашингтона. Плюс давление внутреннее: общество ожидает выполнения обещаний социально-экономического толка «здесь и сейчас». Мне кажется, причина его возможного скорого ухода банальна: он не выдерживает напряжения. А ему хочется сохранить здоровье, которое подтачивает политика, несущая к тому же некоторые угрозы его семье. Иванишвили хочет вовремя уйти со сцены, но при этом оставаться главным игроком. Закулисная политика его вполне устраивает», – приводит «Независимая газета» версию директора Южнокавказского института региональной безопасности Александра Русецкого.
Схожий комментарий дал газете и бывший советник президентов Грузии Эдуарда Шеварднадзе и Михаила Саакашвили профессор Рамаз Сакварелидзе. Иванишвили сам неоднократно говорил, что чувствует себя в политике не в своей тарелке, что это не его сфера и что она не приносит ему морального удовлетворения. И впрямь: прижав уши, слушать Госдеп и одновременно, извиняясь, подмигивать Москве – небольшое удовольствие...
Своей версией озвученного грузинским премьером решения в беседе с обозревателем KM.RU поделился политолог, директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин:
– Иванишвили с первых дней своего вхождения в должность оказался между молотом и наковальней. В чем заключается двоякость его ситуации? С одной стороны, он понимает, что без России, без евразийской интеграции и ориентации на интеграционное объединение с участием России Грузии просто не выжить как самостоятельному суверенному государству. Без сближения с Россией невозможно будет сохранить в стране стабильность, высокий уровень жизни, поднять экономику и добиться успехов в обеспечении безопасности государства.
То есть все основные критерии развития грузинского государства строго увязаны с ориентацией на Россию с вхождением в единое цивилизационное пространство с российским государством. Это обусловлено самой общей историей и общей судьбой наших государств, близостью наших народов, исторически сложившимся тесным экономическим партнерством России и Грузии. Пророссийская ориентация для Грузии – фактор выживания для этого государства.
Это, так сказать, «наковальня» Иванишвили. Что же является «молотом»? А им является жесткий и непрекращающийся прессинг со стороны США, которые требуют от Иванишвили сохранить атлантическую, проамериканскую ориентацию Грузии, сохранить вектор на вхождение в НАТО для решения вопросов по безопасности, развивать устремления общества к вхождению в Европейский союз.
Это – те условия, которыми американцы обставили Иванишвили как красными флажками. Зная их непримиримость и жесткость воздействия, можно себе представить, под каким чудовищным эмоциональным и политическим прессингом с американской стороны он оказался. И здесь нет и не может быть никаких альтернатив, которые Иванишвили наверняка предполагал, когда включался в борьбу за власть в Грузии. Он, как и многие другие политические лидеры бывших советских государств, тешил себя иллюзией, что можно будет в чем-то и с Россией развивать отношения, а в каких-то вопросах тесно сотрудничать с США, балансировать на интересах этих двух государств и, торгуясь, выгадывать себе бонусы и с одной, и с другой стороны. Реальность оказалась совершенно иной. И чем активнее Россия возвращается на внешнеполитическую арену, тем менее возможным является такой подход в отношениях с ней.
Нынешнее российское политическое руководство при нынешней инкарнации Путина не допускает никаких двусмысленностей и заигрываний партнеров с американской стороной. И выбор становится жестким: либо быть с Россией и при таком раскладе получать все преимущества от евразийской интеграции, которых масса и которые ни в какое сравнение не идут с «преимуществами» Евросоюза, либо вступить с Москвой в конфронтацию и продолжить курс на обострение российско-грузинских отношений, что мы и наблюдали при Саакашвили. Но тогда получится, что грузинский народ променял шило на мыло, и если Иванишвили действительно примет американский курс, он не удержится у власти совершенно точно, поскольку его снесут внутренние силы. Если же он сделает ставку на Россию – будет инициированная американцами новая «цветная революция», и он опять же будет вышвырнут из страны... Вероятно, эти две перспективы, абсолютно несводимые друг с другом, открылись Иванишвили и вынудили его пока что озвучить решение о своей скорой отставке.
КМ РУ