Вы находитесь здесь: // Свежие новости // НАТО решило сэкономить на России

НАТО решило сэкономить на России

 Натовские грузы из Афганистана через Ульяновск не идут даже год спустя после срока начала эксплуатации этого маршрута, отсчитывающегося начиная с 1 августа 2012 года. Пока страны Альянса не подписали ни одного контракта с российскими перевозчиками, уполномоченными обслуживать направление, сообщает «Коммерсант».

В штаб-квартире Альянса газете пожаловались, что российские транспортные компании завысили цены и перемещение грузов через территорию нашей страны потеряло привлекательность.

А ведь пока дело не дошло до цен, проект транзита через Ульяновск и Россия, и НАТО причисляли к наиболее успешным примерам взаимного сотрудничества. Если бы все заработало, то немалая часть из более чем 100 тысяч контейнеров и 60 тысяч транспортных средств, которые Международные силы содействия безопасности (МССБ) планировали вывезти из Афганистана, пошли бы в Европу как раз через Ульяновск. Однако, как пелось в старой песенке: «Но не летят туда сегодня самолеты».

«Открывая путь через Ульяновск, власти РФ настояли на том, чтобы его обслуживали только российские перевозчики. А они так завысили цены, что ни одна из стран-участниц МССБ не сочла этот маршрут привлекательным», — сказал собеседник газеты.

Первоначально альянс надеялся на другие условия. Обратившись в 2011 году к Москве с просьбой рассмотреть возможность использования территории РФ для обратного транзита из Афганистана, в НАТО рассчитывали, что организацией всего займется их компания.

К проработке этого маршрута военный блок подтолкнуло то, что накануне Пакистан после очередного конфликта с США полностью закрыл свою территорию для конвоев НАТО, а Узбекистан и Киргизия отказались пропускать грузы в реверсивном (обратном) направлении. К тому же, на тот момент через территорию РФ уже пролегала часть маршрута, получившего название «Северная распределительная сеть». По ним, кстати, и сегодня осуществляется транзит в Афганистан более 60 процентов невоенных грузов МССБ, которые перебрасываются воздушными и железнодорожными путями, но без перевалки. Перевалка грузов планировалась в Ульяновске.

Российские власти согласились на данный вид сотрудничества в начале 2012 года. Походящий аэропорт нашли в Ульяновске (Восточный). А в августе проект был запущен, что вызвало немалый общественный резонанс с отрицательным знаком. Так, коммунисты в Госдуме заявляли, что проект представляет собой угрозу безопасности страны и требовали его остановки. Противники опасались также потока афганских наркотиков, которые могли пойти вместе с натовскими грузами.

На первых порах интерес к транзиту через Ульяновск проявили многие участники МССБ. Так, в декабре 2012 года британцы совершили тестовую переброску десяти транспортных контейнеров на базу Кэмп-Бастион в Афганистане и обратно. Источник в правительстве Великобритании сообщил газете, что пробный транзит тогда был признан успешным.

Но дело не завершилось контрактом, как можно было бы ожидать. Почувствовав, что останутся не у дел, окружающие Афганистан страны недавно сняли запреты на обратную транспортировку грузов и снизили цены. Ульяновское направление оказывалось невыгодным.

Грузы пошли через Пакистан и центральноазиатские республики также и по соображениям диверсификации. «Наличие нескольких вариантов транзита позволяет сделать передислокацию более гибкой и гарантирует наилучшее соотношение цены и качества»,— пояснил источник газеты.

Какая же все-таки цена вопроса? Много ли можно сэкономить, отказавшись от Ульяновска? Немало. Дипломатический источник газеты в неназванной европейской стране, которая участвует в МССБ, рассказал, что по подсчетам его правительства, транспортировка одного контейнера из Афганистана через аэропорт Восточный обойдется в 50 тысяч евро., тогда как через узбекский город Термез — только в 30 тысяч евро.

Но в Москве считают, что это все отговорки. Маршрут через Ульяновск и не предполагалось делать дешевым. Изначально этот транзит задумывался как коммерческий проект. Реализация его возлагалась на авиаперевозчика «Волга-Днепр» и дочерние структуры РЖД. Источник «Коммерсанта» в правительственных кругах признал, что двухступенчатый транзит через Ульяновск (до Восточного по воздуху, далее по рельсам) дороже альтернативных маршрутов, зато безопаснее. НАТО не стало использовать Ульяновск «по конъюнктурным соображениям», считает он. «Им жалко платить РФ дополнительные деньги. Кроме того, они не захотели класть яйца в одну корзину — «Северную распределительную сеть». В НАТО опасаются, что через транзитный рычаг РФ будет влиять на альянс, как «Газпром» через газовый рычаг — на Европу. Это все ерунда».

Есть и другая причина. Представители НАТО настаивали на передаче уполномоченной альянсом перевозчиков зарубежной компании. В ее функции входило бы заключение соглашений с непосредственными участниками и координация всего процесса. Но предложение было отвергнуто властями по соображениям нацбезопасности.

Москве, впрочем, не сильно расстраивается из-за невостребованностью транзита через Ульяновск, поскольку продолжает зарабатывает на альтернативных маршрутах. В частности, дочерняя структура РЖД ОАО «Трансконтейнер» осуществляет перевозки грузов европейских контингентов МССБ (французский, британский и германский) по железной дороге со станции Хайратон (Афганистан) через пограничный переход Галаба (Узбекистан) в Ригу, откуда они отправляются по морю в страны назначения. В «Трансконтейнере» сообщили, что за шесть месяцев 2013 года этим путем перевезено 52 контейнера.

Власти считают, что у Ульяновска как у логистического центра все равно большое будущее, и аэропортом Северный воспользуются если не НАТО, так ООН или еще кто-нибудь.

Напомним также, что летом прошлого года сообщалось, что США переправили через территорию России более 379 тысяч военнослужащих и более 45 тысяч контейнеров с военными грузами в поддержку операции в Афганистане. Эти приводились в справке на сайте Госдепартамента и были опубликованы после встречи президентов США и России Барака Обамы и Владимира Путина в мексиканском городе Лос-Кабосе, состоявшейся в рамках саммита G20. До той поры в российских источниках подобных цифр не встречалось.

 

КМ РУ

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика