Белоруссия устала быть социальным государством
Одним из столпов официальной пропаганды Белоруссии всегда было радение о простом гражданине. Периодически республику, правда, лихорадило от глобального кризиса, но тут ничего не поделаешь. А время от времени государство в неусыпной заботе своей пачками слало простых граждан в тюрьмы и на «химию», когда тем хотелось честных выборов и смены власти. Но в остальном Белоруссия громче большинства бывших советских республик провозглашала себя наследницей системы льгот и соцгарантий почившего в бозе СССР. И не просто провозглашала, но и дело делала. Дескать, это только в нищающей Америке дети крысами ужинают, а у нас – благодать. Вон сколько всего бесплатного для трудящихся: и лекарства, и обучение, и проезд, и образование...
В России завистливые пересуды о том, что у Батьки «все бесплатно», можно услышать от любой приподъездной бабули, никогда у белорусов не бывавшей и подчас не знающей, что мы с Белоруссией формально единое государство. А наши политики не раз славили Александра Лукашенко как лидера, который осчастливил народ, имея из природных ресурсов лишь картошку, болота и транзитную русскую нефть. Шучу: еще и знаменитые калийные соли.
Но, видно, прогнило что-то в Батькином королевстве. Последние несколько лет знаменитые белорусские блага отменяются постепенно, но по всему фронту, от диковинных для России льгот по НДС на услуги связи до старого доброго бесплатного проезда для учащихся. А этой осенью льготы вообще будут исчезать пачками, да еще и в святая святых белорусского социального государства – ЖКХ, образовании и медицине. Уже этой осенью Минск сделает так, что льготы там сохранятся лишь для малоимущих, сообщает немецкое агентство DW. 70% студентов белорусских вузов начнут новый учебный год платниками, причем плата за обучение повысится на 20%.
Отмена льгот ждет и пациентов белорусских клиник: хотя формально платная медицина составляет лишь 5% «рынка» медпомощи», в государственных поликлиниках и больницах Белоруссии, как и в российских, уже сейчас полно платных услуг. А за ЖКХ белорусы платят больше обычного уже с августа, когда вступило в силу Постановление Совмина РБ о «некоторых мерах» по снижению затрат на производство электричества и тепла. Неприятности ждут и тех, кто берет жилищный кредит: Минск решил ужесточить требования для его получения. А то строятся, знаете ли, кому не лень.
Что же такое должно было случиться, если администрация Александра Лукашенко не побоялась подпилить один из столпов своей и без того шаткой легитимности – миф о белорусском социальном государстве? Первое, что приходит в голову, – системный экономический кризис, вспышку которого вроде потушили в страшном для белорусов 2011 году. Он никуда не делся, просто теперь распространяется незаметно, как торфяной пожар. По официальным данным все прекрасно, но копнешь поглубже – ситуация аховая.
Инфляцию сбили с африканских 108%, но только до венесуэльского 21%. Сегодня, кстати, доллар в Белоруссии взял очередной исторический максимум – 8930 «зайчиков». Зарплаты правительство регулярно повышает (еще бы, при такой-то инфляции!), однако растут они на 20% быстрее производительности труда. Правительство просто просаживает деньги, опасаясь злоупотребить легендарной покладистостью белорусов. Уже сейчас 46% населения республики еле-еле сводят концы с концами.
Дефицит бюджета в 2012 году составил 0,1% – глотай пыль, Европа! Но Минск планировал бюджет вообще бездефицитным, и потому несколько месяцев жонглировал аж четырьмя (!) комплектами статданных в диапазоне 0,1-0,7%. Выбрали, понятно, самый красивый. Но сколько на самом деле – и гадать не возьмусь. Безработицы в Белоруссии нет. Нет, и все.
Полпроцента – почти как в вечно занятой Москве. Правда, по неофициальным данным, реально это 10%, а когда Минск проведет задуманную модернизацию госпредприятий, так и ближе к 20% может махнуть. Зато безработные Батьку не обжирают: пособие в 10-15 долларов при средней затрате в 300 долларов в месяц для бюджета не разорительно.
Экономика, живущая, как ни в чем не бывало, по пятилетним планам, перестает расти. За первое полугодие ВВП Белоруссии прибавил всего 1,4%, что ставит под сомнение прямо-таки китайские 8,5%, которые Минск повелел обеспечить в 2013 году. За счет чего их обеспечивать, непонятно. Белоруссия, «сборочный цех Советского Союза», по сути остается советской экономикой и делает ставку на давно устаревшие государственные заводы, нередко работающие «на склад». Целых 80% промышленности и 75% банковского сектора принадлежат государству; попытки все это частично приватизировать и наполнить инвестициями удаются не слишком, а масштабной приватизации наподобие российской Минск никогда не проводил. О необходимости развивать частный сектор в республике говорят уже на официальном уровне, но делают иногда ровно обратное. В июле, например, из-под «первых усов Белоруссии» выпорхнула фраза о том, что пора бы лишить национальные компании преференций в свободных экономических зонах.
Неужели одновременно с социальными льготами для граждан сворачиваются и поблажки для бизнеса?
И вот в этих-то непростых условиях белорусское государство всеобщего благосостояния начало скидывать социальные обязательства – то ли как балласт, то ли как еще важную, но уже непосильную ношу. Кризисных сценариев у Белоруссии два: инерционный – «консервировать» ситуацию сколько возможно, до полной стагнации, и реформистский – постепенный отказ от плановой экономики и переход к капитализму хоть китайского, хоть российского, хоть европейского образца. А в понятиях авторитарного режима Лукашенко второй вариант, пускай и спасительный для экономики, окажется аналогом горбачевских преобразований. И, подобно советской перестройке, белорусская «перабудова» неизбежно приведет к тому, что заканчивать реформы будут уже совсем другие лидеры.
КМ РУ