Нефть и газ — экономика и война
Упёртость США в сирийском вопросе — бомбить и никаких «гвоздей» — уже давно вызывало у аналитиков множество вопросов. Само распространённое мнение — Сирия является самым главным союзником Ирана в Ближневосточном регионе. Поэтому американцы, прежде чем приступить к антиранской агрессии, вознамерились сначала изолировать страну от её союзников (путём их уничтожения), чтобы потом уже обрушиться на Иран всей своей мощью. Как оказалось, это не единственная причина страстного желания США уничтожить правящий в Сирии режим...
Союз доллара и джихада
По данным сайта «Око планеты», несколько лет назад одна геологоразведочная компания из Норвегии нашла в Сирии запасы нефти и газа, которые позволили бы этой небольшой арабской стране выйти на первые места по объёмам добычи. Норвежцы обнаружили в Сирии 14 нефтяных бассейнов, а среди них — четыре крупнейших месторождения в окрестностях приморского города Баниас недалеко от ливанской границы.
Примечательно, что эти месторождения могут обеспечить добычу нефти, равную кувейтской. Ещё четыре других по разведанным запасам равны кипрским, ливанским и израильским, вместе взятым! Таким образом, Сирия смогла бы добывать от 6-7 млн баррелей нефти в день, то есть чуть меньше, чем Саудовская Аравия, один из мировых лидеров по добыче энергоресурсов. Также в Сирии норвежские специалисты разведали колоссальные объёмы газа. А это уже очень невыгодно Катару. К тому же равительство Башара Асада отказало Катару в размещении на сирийской территории газопровода в Европу, на что очень рассчитывал катарский эмир. Так что сегодняшняя историка монархов Персидского залива против Сирии имеет вполне рациональное материальное объяснение.
Всё бы ничего, да вот только за Катаром и Саудовской Аравией стоят нефтегазовые корпорации США и их интересы. А это значит, за правителями стран Персидского залива стоит вся мощь Америки! И этот противоестественный на первый взгляд союз между «эталоном демократии» и средневековыми, по сути, ваххабитскими монархиями — взаимовыгоден для обеих сторон. Вот что об этом пишет известный европейский политолог Александр Дель Валь:
«Как бы то ни было, в военных операциях НАТО с 1990-х годов прослеживаются два мотива: нефть и изоляция России путём свержения союзных ей режимов (Ирак, бывшая Югославия, Ливия Муаммара Каддафи, Сирия и т.д.). В то же время все эти причины связаны между собой, потому что, несмотря на окончание холодной войны, Запад до сих пор остается союзником главных центров распространения суннитского исламизма, который направлен против шиитов (Иран, ливанская «Хезболла», Сирия) и союзной им России: это касается неоисламистской Турции (главная опора НАТО в регионе, которую хотят протащить в ЕС), покровительствующая салафитам Саудовская Аравия, спонсирующий «Братьев-мусульман» Катар, Кувейт и даже суннитский Пакистан, который поддерживает талибов, некогда был защитником «Аль-Каиды» и заполучил в свои руки атомную бомбу (причем без малейшего возмущения Запада, что особенно показательно на фоне его реакции на ядерную программу Ирана).
Руководствуясь тремя этими мотивами, Запад с 1990-х годов мобилизовал на эти цели все свои военные средства: пришёл на помощь исламистскому Кувейту в конфликте против светского Ирака, мусульманским сепаратистам в Боснии и Косове против бывшей Югославии и Сербии, исламистам и курдским сепаратистам против антиисламистского режима Саддама Хусейна в 2003 году, не говоря уже о войне на стороне «Братьев-мусульман» и салафитов против светского правительства Каддафи в Ливии. А теперь на очереди Башар Асад, который всегда активно преследовал исламистов...».
Таким образом, радикальный, террористический ислам идёт рука об руку с энергетическими интересами США! Сирия стала только одной из жертв такого воистину дьявольского союза. Любопытно, что данный союз сегодня даже особо не скрывается. Президент Обама заявил, что американские удары по Сирии оплачиваются даже не бюджетом Пентагона, а финансами арабских друзей США...
Труба зовёт
Дель Валь подметил верно — глобальное противостояние России и США в борьбе за энергоресурсы Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока идёт уже давно.
Сегодня становится всё более очевидным, что энергетические ресурсы — в любом их виде — главный предмет раздора между самыми разными странами. Развитие мировой экономики, особенно в таких государствах, как Китай, Индия и Бразилия, привело к резкому спросу на энергоресурсы и небывалому взлёту цен на них. При отсутствии какой-либо энергетической альтернативы вряд ли стоит в ближайшем будущем ожидать существенного снижения расценок на «чёрное золото» и «голубое топливо». К тому же разведанных газовых и нефтяных скважин в мире осталось не очень много. Практически все они работают на пределе и уже не в состоянии удовлетворить всё растущий спрос...
Вот почему контроль над энергоресурсами означает реальную власть над любыми мировыми экономическими и политическими процессами.
Наверное, первыми это поняли американцы. Ещё на закате «холодной войны» советниками президента Рональда Рейгана была принята Доктрина, призванная обеспечить свободный доступ США к источникам энергоресурсов в любой точке планеты. Ради этого Америка устраивала заговоры и перевороты. А в 2003 году под лозунгом «войны с терроризмом» США напали на Ирак, чтобы установить полный контроль над запасами нефти и газа в районе Персидского залива...
Не оставляли американцы без внимания и нашу страну. Известно циничное выражение Государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, сказанное ею в конце 90-х годов — мол, это очень несправедливо, когда русские единолично распоряжаются крупнейшими мировыми запасами нефти и газа, «случайно» оказавшимися на территории России. Тогда же были предприняты попытки всеми возможными способами овладеть нашими скважинами.
К примеру, согласно некоторым данным, скандал вокруг крупнейшей нефтяной компании «ЮКОС» был связан вовсе не с личностным противостоянием олигарха Михаила Ходорковского и президента Владимира Путина, а с тем, что олигарх путём довольно сложной комбинации пытался продать свою компанию американцам. Среди возможных покупателей «ЮКОСА», согласно расследованию британского журналиста Джона Лафлэнда, были люди из окружения президента Джорджа Буша — Ричард Чейни и Кондолиза Райс.
Так что истерика «мировой общественности» по поводу «узника совести» Ходорковского, осуждённого на длительный тюремный срок, неудивительно. Ещё бы, ведь деловые люди из администрации президента США лишились лакомого куска российской «нефтянки»!
Любопытно, что примерно в это же время, в августе 2003 года, была принята «Энергетическая стратегия России до 2020 года». Согласно этой стратегии, отныне российское руководство рассматривает энергоресурсы как важнейший инструмент не только экономической, но и политической деятельности. Предусматривается не только твёрдо закрепиться на рынках внутри своей страны, но и обеспечить контроль над транзитом продаваемых нами нефти и газа во внешнем мире.
После этого стало ясно, что энергорынок России для американцев потерян. Но борьба не затихла. Она переместилась в насыщенные всевозможными природными богатствами районы Кавказа, Средней Азии и Ближнего Востока.
Цветная политика
Чтобы вытеснить Россию из этого региона, американцы разработали стратегию обходных путей транспортировки энергоресурсов, минуя нашу страну (сегодня основные газо- и нефтепроводы проходят через российскую территорию). Если этот план увенчается успехом, то правители Казахстана, Азербайджана и Туркмении, где находятся огромные запасы нефти и газа, получат возможность независимого от нашей страны выхода на мировой рынок. А значит, со временем американцы могут вырвать их из нашего политического влияния со всеми вытекающими для России негативными последствиями — нас не только блокируют от азиатских и кавказских энергоресурсов, но также установят на наших южных рубежах военные базы НАТО...
Уже в конце 90-х годов с благословения Вашингтона началось строительство нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (то есть Азербайджан — Грузия — Турция), а позднее и газопровода по тому же маршруту, только с заходом в турецкий город Эрзерум.
Согласно расчётам американцев, особое значение придавалось нефтепроводу. Его должны были продлить до украинского города Броды через порт Одессы. А впоследствии — и до польского города Гданьск. Таким образом, США укрепили бы позиции своих союзников в Восточной Европе (Польше и Прибалтике), которые стали бы независимыми от поставок российской нефти. Со свойственной им энергией американцы принялись за дело.
В конце 2003 года в Грузии произошла «цветная» революция, которая привела к власти проамериканского президента Михаила Саакашвили. А ещё через год подобные события случились и на Украине. Наблюдатели отметили тот интересный факт, что пока на киевском Майдане Незалежности бушевали толпы революционеров, их вождям — Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко — со стороны Запада были гарантированы многомиллионные кредиты на строительство украинского участка альтернативного России нефтепровода.
Однако Россия тоже не дремала. Когда в 2006 году нефтепровод дошёл до турецкого порта Джейхан, выяснилось, что одной азербайджанской нефти для его заполнения мало. Россия категорически отказалась участвовать в этом проекте, а Казахстан выделил нефтепроводу очень ограниченные ресурсы — под давлением Москвы казахские власти предпочли для экспорта в Европу привычные российские трубы. Понятно, что ни о каком продолжении нефтепровода на Украину не могло быть и речи.
Но американцы не теряли оптимизма. В мае 2007 года в польском Кракове, под эгидой США, прошла энергетическая конференция Польши, Литвы, Украины и Грузии, которая должна была сдвинуть дело с мёртвой точки. На этой конференции планировалось получить согласие руководителей Азербайджана, Туркмении и Казахстана об их гарантированном участии в американском нефтяном проекте. Однако на конференцию прибыл лишь президент Азербайджана Ильхам Алиев, который ограничился весьма туманными обещаниями.
А остальные «энергопрезиденты» в это время встречались с главой России Владимиром Путиным. Тот срочно нанёс визиты в Казахстан и в Туркмению, где добился согласия местных правителей на строительство новых трубопроводов, качающих азиатскую нефть и газ, по берегу Каспийского моря и далее на Запад — через Россию. Таким образом, краковская конференция американских марионеток закончилась провалом.
В течение последующих лет американцы ещё два раза — в Варшаве и в Вильнюсе — пытались собрать все заинтересованные стороны. Однако и тут ничего не вышло. Получилось даже хуже. Алиев больше не приезжал. От Туркмении прибыл министр углеводородных ресурсов, который имел только статус наблюдателя, без права подписывать какие-либо итоговые документы. А представитель Казахстана прямо заявил о том, что любые соглашения на тему энергетики его страна намерена подписывать только после консультаций со своим главным стратегическим партнёром — Россией.
Ещё больших успехов Россия добилась в контроле над газовыми потоками. Крупнейший азиатский поставщик этого ресурса Туркмения не только обязалась строить для Москвы новые газопроводы, но и гарантировала продажу Газпрому всего своего газа. Причём по мировым ценам, что очень выгодно Туркменистану. А ведь это тот газ, который идёт на Украину и в Польшу — к основным союзникам США в Восточной Европе...
Ещё не вечер?
Понятно, что американцы уступать не собираются. США изо всех сил стараются сделать Грузию кандидатом в члены НАТО (то есть навсегда вывести эти страны из-под российского влияния). Как отмечает британский политолог Уильям Энгдаль, Грузия слишком важная страна для Вашингтона в планах энергетической экспансии — её любой ценой следует затащить в Северо-Атлантический блок.
А Украине пытаются втянуть в союз с ЕС, периодически разжигая там русофобские настроения. Именно по этом причинам украинские политики, прикормленные Вашингтоном, периодически на самом высшем уровне требуют от нас то убрать российский флот из Севастополя, то покаяться в геноциде украинского крестьянства, якобы совершённого Москвой в 30-е годы. Все эти требования были дружно поддерживаются западными СМИ. А одна литовская газета, со ссылкой на свои источники в натовских военных штабах, несколько лет назад даже напечатала вполне серьёзный комментарий на тему возможной войны между Россией и Украиной за Крымский полуостров...
И всё же на наших ближних рубежах США «палку перегибать» пока не решаются. Война с Грузией в 2008 году резко охладило некоторые слишком горячие головы в Вашингтоне. Чего, увы, не скажешь о Ближнем Востоке.
В конце 2007 года наш Газпром подписал с Ливией договор о строительстве газопровода по дну Средиземного моря в Европу для транспортировки ливийского газа, который предполагается полностью выкупить. Российские газовики также вели переговоры на таких же условиях о приобретении прав на транспортировку «голубого топлива» из Нигерии — через Алжир и Тунис. Если бы эти проекты были бы доведены до конца, то наша страна стала бы абсолютным монополистом-поставщиком газа в европейские страны, со всеми вытекающими отсюда политическими и экономическими последствиями.
Но в 2011 году — под дирижирование проамеркианских монархий Персидского залива — последовали революции «арабской весны», которые фактически поставили крест на ближневосточных планах наших энергетиков.
Если ещё и Сирия падёт под ударами этих же "революционных процессов, то этот регион с точки зрения энергоресурсов будет потерян для нас надолго, если не навсегда...
Владимир Максимов, специально для «Посольского приказа»