Джихад в центре Европы
Четверо террористов, задержанных накануне в Лондоне, готовили в столице Соединённого Королевства теракт, аналогичный тому, который был осуществлён сомалийцами в Найроби. По сообщению британской газеты «Таймс», национальный состав группы террористов пёстр: азербайджанец, турок, пакистанец, алжирский араб. Все они имели гражданство Великобритании.
Подозреваемые были арестованы в воскресенье спецподразделением лондонской полиции из-за опасений, которые затем подтвердились, что у них имелся доступ к огнестрельному оружию. «Необычный, смешанный этнический состав группы означает, что основной линией расследования для детективов является выяснение того, связаны ли они с гражданской войной в Сирии», — отмечает «Таймс». По оценкам экспертов, которые приводит издание, воевать в арабскую республику отправились «две-три тысячи бойцов-моджахедов из Великобритании». Глава контрразведки Соединённого Королевства — МИ-5 Эндрю Паркер заявил на прошлой неделе, что угроза внутренней безопасности страны в результате конфликта в Сирии нарастает и служба вынуждена всё больше сил отдавать данной проблематике.
Силовики и эксперты королевства высказывают опасения, что некоторые страны арабского мира становятся всё более доступными для террористов «Аль-Каиды», а британцы специально едут туда, чтобы пройти подготовку и присоединиться к боевикам.
Террористы «Аль-Каиды», другие экстремисты, воюющие сейчас в Сирии, признаны в британском парламенте крупнейшей новой террористической угрозой для Запада. В охваченную конфликтом страну стеклось «большое количество радикализованных элементов, в том числе значительное число из Великобритании и континентальной Европы», отмечается в документах высшего законодательного органа. По данным СМИ, речь идёт о сотнях экстремистов из стран Западной Европы, а также Северной Америки.
«Мы, — пишет, как сообщает «Голос России», почётный президент бельгийского сената Ан-Мари Лизэн, — наблюдаем тот факт, что продолжается рекрутирование молодёжи, а также людей среднего возраста для операций во имя джихада. Люди отправляются воевать за деньги. Существуют определённые державы, которые проплачивают такие акции. Вербовка проводится людьми суннитского вероисповедания и экстремистского толка. Мы считаем, что те державы, которые занимаются подобными операциями, должны немедленно прекратить свои действия. Этим однозначно занимается Саудовская Аравия, которая полагает, что может продолжать финансирование рекрутов и без американской поддержки. Но я думаю, что это обман».
Ещё более шокирующие данные приводит в своей новой книге «Заблудшие» французский журналист Жан-Мишель Верноше. Он выяснил, что за последнее время во Франции были подготовлены около 400 боевиков-ваххабитов, которые отправились сражаться за сирийскую оппозицию. Рано или поздно они вернутся домой, но едва ли предпочтут жизнь простых жителей. Так что джихад, по мнению Верноше, уже у дверей европейских городов, но власти продолжают делать вид, что ничего не происходит. В связи с этим он делает прогноз, который напоминает сцены из романа-антиутопии: французы не должны удивляться, если лет через 10 их будут выгонять на совершение намаза под дулами автоматов, снесут собор Парижской Богоматери, вырубят виноградники и закутают их жён и дочерей в чадру. Это будет новая, ваххабитская Франция.
Чтобы не допустить подобного развития ситуации, свою борьбу с исламскими экстремистами заметно активизировали спецслужбы ФРГ. Особенно после того, как стало известно, что ячейка «Аль-Каиды» в Германии готовила серию терактов на европейских железных дорогах. Целью атак террористов могли стать трассы скоростного железнодорожного сообщения, тоннели, а также линии электропередачи. Как сообщил корреспондент первого канала немецкого телевидения ARD из иорданской столицы Аммана, президент Федеральной разведывательной службы ФРГ (БНД) Герхард Шиндлер провёл даже тайные переговоры в Сирии. В первых числах мая он вместе с руководителем отделения антитеррора БНД договаривался в Дамаске о возобновлении сотрудничества обеих стран в области противодействия терроризму. СМИ информируют, что Шиндлер в первую очередь интересовался теми арестованными исламистами, которые прошли тренировку в лагерях боевиков и участвовали в боевых действиях, а потом могут оказаться в якобы благополучной Европе.
Другая секретная служба — ведомство по охране конституции Германии — вычислила с полсотни европейских экстремистов — радикальных ваххабитов, принимающих в настоящее время участие в гражданской войне в Сирии. Набравшись необходимого опыта, считают в ведомстве, они обязательно перенесут его в страны Западного мира. Возможно, что последнее обстоятельство стало той последней каплей, которая заставила германских мэтров тайной войны пересмотреть своё отношение к законному сирийскому правительству и, хотя бы на словах, но выразить свою поддержку Башару Асаду.
По мнению экспертов, не только Сирия, но и Балканы становятся плацдармом для нашествия радикального ислама в Европу. Считается, что начало радикализации в этом регионе положили раскол Югославии и последовавшие затем войны на её бывшей территории. Так, во время войны в Боснии и Герцеговине в республику стали стягиваться фундаменталисты. В общей сложности в Боснию и Герцеговину попали около двух тысяч боевиков из различных арабских стран. Некоторые из этих радикалов имели прямые связи с Усамой бен Ладеном.
После того как в 1995 году было подписано Дейтонское соглашение, положившее конец гражданской войне в республике, многие боевики остались в Боснии и Герцеговине и получили гражданство. Фундаменталисты занялись пропагандистской работой среди молодёжи. Важную роль в этом сыграли спонсоры из Саудовской Аравии. На их средства возводились новые мечети, где проповедовался более радикальный салафитский, или, как его часто называют, ваххабитский ислам. Мечеть короля Фахда в Сараево, построенная на деньги из Саудовской Аравии, считается штаб-квартирой боснийских ваххабитов.
Сегодня ваххабитов в Боснии и Герцеговине зачастую тренируют в школьных спортзалах. И это при том, что о существовании тренировочных лагерей и целых вооружённых отрядов под эгидой «Аль-Каиды» известно давно. Доказано, что обученные на территории БиГ боевики причастны к взрывам поездов в Мадриде в 2004 году. И ситуация с тех пор, кажется, не особо изменилась: на телах убитых в Сирии боевиков оппозиции частенько находят боснийские паспорта. Последнее такое сообщение датируется 27 сентября этого года.
В центре внимания экспертов в последние месяцы оказалась и Черногория. Из тихой курортной республики с удивительным постоянством стали поступать сообщения об активности сторонников радикального ислама. Некоторое время назад появилась информация о задержании семьи сербов, принявших ваххабитскую идеологию и обычаи. При обыске у главы семейства и его зятя нашли оружие и боеприпасы. Как выяснилось, мужчины периодически «ездили на войну в Сирию», таким образом поддерживая своих единомышленников в борьбе против Башара Асада.
Примерно в то же время на севере Черногории, недалеко от границы с Косово, прошёл традиционный «лагерь» ваххабитов. Эта встреча проходила под флагами Турции и Саудовской Аравии. По последним данным, сейчас в северо-восточных районах Черногории (преимущественно мусульманских, самых бедных в стране) обитает минимум 200 последователей радикального ислама.
Не понаслышке знакома с радикальными исламистами и Македония. По данным македонского эксперта по безопасности Ивана Бабановски, лагеря «Аль-Каиды» были в той части территории республики, которую контролировали террористы «Армии национального освобождения». Это отряды, которые вторглись из Косова в Македонию в 2001 году. Кстати, и сегодня в Косове в большом лагере у Качаника, которым руководят ветераны «Освободительной армии», обучаются добровольцы, отправляющиеся на войну в Сирию.
А что будет, когда прекратятся боевые действия в Сирии, что рано или поздно непременно произойдёт? Тогда оттуда могут вернуться радикальные исламисты из числа жителей европейских стран, сражавшихся на стороне мятежников. Таковых, по разным оценкам, набирается 600—700 человек. Немалая сила, учитывая, что они будут обладать опытом ведения боевых действий и, возможно, захотят продолжить джихад в Европе. В этой связи нельзя не вспомнить слова сирийского президента Башара Асада, произнесённые им в середине апреля: «Наша ситуация напоминает ту, в которой оказался Запад в Афганистане, когда он финансировал «Аль-Каиду» в момент её зарождения, а потом жестоко за это поплатился. Сегодня западные государства помогают экстремистам в Сирии, Ливии и других местах, а потом настанет их черёд платить по счетам в самом сердце Европы и США».
«Красная звезда»