Стране пирамид грозит судьба Сирии?
Сегодня Египет скорее ассоциируется с революцией, чем с древними пирамидами и мумиями — сообщения о массовых беспорядках, о гонениях на религиозные меньшинства, о мародёрстве и разрушении памятников истории и культуры, даже о террористических актах приходят чуть ли не каждый день. Напомним, что революционный процесс в Египте начался в феврале 2011 года с серии уличных демонстраций и протестов в Каире, Александрии и некоторых других городах. Они привели к отставке сначала правительства, а затем и президента Хосни Мубарака, находившегося у власти с 1981 года...
Есть у революции начало, нет у революции конца
На последовавших следом президентских выборах 2012 года победу одержал кандидат от братьев-мусульман Мохаммед Мурси. Но уже 3-го июля 2013 года, после продолжительных антипрезидентских протестов, министр обороны страны Абдул Фатах Аль-Сиси объявил о свержении главы государства и о приостановлении действия исламистской Конституции. Мурси был помещён под домашний арест, а затем официально заключён под стражу. Вместе с президентом в Каире были арестованы также более 300 членов движения «Братья-мусульмане».
По итогам трёх судебных процессов 113 сторонников движения были приговорены к различным срокам заключения. Их обвинили в нападениях на полицию, хранении оружия и подстрекательстве к бунту во время манифестаций в Каире в конце 2013 года. По одному из судебных процессов проходили сразу 63 человека. Каждый дали по три года лишения свободы и присудили штраф в 50.000 египетских фунтов. По другому делу — с участием 24 обвиняемых — также последовали приговоры с лишением свободы и исправительно-трудовыми работами...
Между тем, суд над экс-президентом Египта Мохаммедом Мурси, после нескольких переносов, назначили на 1-ое февраля 2014 года. Свергнутый президент Египта обвиняется в причастности к смерти протестующих, погибших в результате беспорядков возле президентского дворца. Также в числе выдвинутых против Мурси обвинений — сотрудничество с иностранными силами, предательство национальных интересов страны, организация побегов заключённых, распространение нестабильности в стране и похищения сотрудников правоохранительных органов.
В случае признания подсудимого виновным, ему может грозить смертная казнь!
Так что же же стало причиной его отстранения от власти? Вероятно, главным образом протест военной элиты против стремления Мурси расставить на ключевые посты в государстве своих людей. Не нравились военным и призывы исламистов к войне с Эфиопией — из-за строительства дамбы на Ниле, якобы угрожающей интересам Египта. Причины, по которым переворот удался, также просты. Известно, что в руках египетских военных находится 30% экономики страны. Правительство городов – губернаторы и мэры, также в основном состоят из отставных военных, не заинтересованных в исламистском правительстве. Так что им не составляло труда организовать массовые беспорядки, а потом и свергнуть неугодного президента.
Придя к власти, военное правительство вскоре объявило «Братьев-мусульман» террористической организацией, обвинив это движение в организации нападения на полицейский участок в городе Мансура в результате чего погибли 16 человек и более 100 получили ранения. По словам заместителя премьер-министра Хоссама Иссы, все члены этого движения, а также лица, его финансирующие или пропагандирующие его идеи, будут привлечены к ответственности.
«Перед нами налицо опасная эскалация насилия против Египта и египтян, а также чёткое заявление «Братьев-мусульман», что они не признают ничего, кроме насилия, — заявил Исса. — Ни правительство Египта, ни народ Египта, не могут покориться терроризму «Братьев-мусульман».
Каирский Суд по чрезвычайным делам запретил как само движение, так и «любую организацию, созданную или принадлежащую «Братьям-мусульманам», или же получающую от движения финансовую помощь». А представитель министерства юстиции Египта сообщил о том, что комиссия ведомства по инвентаризации распорядилась конфисковать имущество более 550 деятелей движения, объявленного правительством страны террористической организацией. Как уточнил представитель министерства Абдель-Азем эль-Ашри, «конфискации подлежит как движимое, так и недвижимое имущество лидеров исламистского движения, на которое возложена ответственность за ряд нападений на объекты служб безопасности»...
Напомним, что движение «Братья-мусульмане» является одной из старейших организаций страны. Оно было основано в марте 1928 года и сегодня имеет отделения во многих странах арабского мира. Основателем объединения стал учитель Хасан аль-Банна из Исмаилии. С 1933 штаб-квартира организации была переведена в Каир. К концу Второй мировой войны она насчитывала около 500 тыс. человек, а к середине прошлого века ассоциация имела отделения в Сирии, Палестине, Ираке и в других странах мира. В России Верховный суд страны признал организацию террористической и запретил её деятельность на территории нашей страны.
Она также была долго запрещена и в Египте — первоначально ещё в 1954 году, после неудачного покушения на президента Гамаля Абдель Насера. Несколько позднее движение зарегистрировалось как НКО под названием «Ассоциация братьев-мусульман». Политическим крылом движения стала партия «Свободы и справедливости», организованная в 2011 году после революции, свергнувшей Хосни Мубарака. Партия называет себя «нетеократической». И партия, и НКО сегодня также попали под запрет ...
Между тем, министр социальной солидарности страны Ахмад аль-Борай отметил, что сторонники «Братьев-мусульман» смогут баллотироваться на пост президента Египта, а также в качестве независимых кандидатов участвовать в парламентских выборах. Единственное требование к кандидатам – не совершать преступления на территории страны. Аль-Бораи также выразил надежду, что исламисты «пересмотрят свою политическую линию и примут участие в национальном диалоге».
Конституция им не указ
Между тем, само движение исламистов отрицает свою причастность к нападению в Мансуре, ставшего, как уже говорилось, непосредственным поводом для военного переворота. Исламисты обращают внимание на то, что ответственность за этот инцидент взяла на себя некая группировка, связанная с «Аль-Каидой». Поэтому сторонники «Братьев мусульман» посчитали всё это провокацией и не смирились с потерей власти. Они перешли к масштабным демонстрациям протеста, которые не прекращаются с 3-го июля – времени, когда был смещён лидер Египта Мохаммед Мурси.
Особо это было заметно в ходе принятия новой Конституции, разработанной военным правительством.
В канун референдума Конституции временный президент Египта Адли Мансур обратился к нации с заявлением, что Египет будет придерживаться умеренного ислама, но не позволит исламским экстремистам диктовать свои условия.
«Многие совершенно неверно толкуют нормы ислама и позволяют себе проливать кровь египетского народа. Именно поэтому мы будем крайне решительно действовать, чтобы восстановить безопасность наших граждан и гостей страны», — заявил Мансур. Временный президент также попросил египтян прийти на участки для голосования. Референдум состоялся 14-го и 15-го января.
«Новая Конституция, которую мы вместе создаем, заложит прочный фундамент для развития нашей страны и поможет построить в Египте современное гражданское общество», — пообещал временный глава государства. «Эта Конституция — шаг вперёд на пути к будущему Египта, — также заявил генерал Абдель Фатах Ас-Сиси, призывая египтян принять участие в голосовании. — Я не скажу, что вы в ответе за Конституцию — я скажу, что вы в ответе за Египет».
Проект новой Конституции государства состоял из 247 статей. В её преамбуле закреплены нормы шариата, как основы юридической системы Египта. Кроме того, проект основного закона страны предполагает изменения в политической системе. Так, парламент Египта по новому законодательству станет однопалатным. А в одной из статей Конституции прописан запрет формирования политических партий по религиозному принципу, что фактически ставит деятельность исламистов вне закона. Особые полномочия получила египетская армия. Вооружённые силы сохраняют полную экономическую независимость, а кандидатуру министра обороны — после предложения президента — должен одобрить Высший совет вооружённых сил (между тем, процедура ухода министра обороны со своей должности в документе не прописана)...
С одной стороны, военные вроде бы добились своего — проект новой Конституции поддержали 95 процентов граждан, пришедших на референдум. Всего, по данным Высшей избирательной комиссии страны, в голосовании приняли участие свыше 40 миллионов граждан. Однако другая половина египтян голосование фактически проигнорировала, что свидетельствует о прежней популярности исламистов в государстве.
Кроме того, сам референдум, призванный способствовать национальному примирению, сопровождался всевозможными провокациями и забастовками. Только по официальным данным в столкновениях с полицией погибли 10 человек, было арестовано 140 демонстрантов, сторонников движения «Братья-мусульмане», пытавшихся блокировать президентский дворец.
Для Египта — это очень тревожные симптомы, стабильности так и не получилось...
Нужен новый «отец народа»?
Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко полагает: прошедшие выборы доказали, что «Братья-мусульмане» «по-прежнему очень сильны, они громко о себе заявили и не собираются сдаваться». По мнению эксперта, ошибочно думать, что военные смогли переломить ситуацию в свою пользу. «Точно так же в начале «арабской весны» говорили, что исламисты пришли насовсем. Но эта революция надолго», - говорит Малашенко. Эксперт считает, что у населения страны «созрела потребность в отце нации, способном объединить египтян». На эту роль сейчас претендует министр обороны, генерал Абдель Фаттах ас-Сиси. «Не уверен насчёт запроса на нового Мубарака, в прошлом можно найти более подходящие примеры. Там были интересные персонажи - и Гамаль Абдель Насер, и Анвар Садат. Я не исключаю, что страну ждет всплеск египетского национализма - как ответ на исламизм», — рассуждает Малашенко.
Специалист Московского центра Карнеги справедливо обращает внимание и на то, что «Братья-мусульмане» — слишком большая организация, чтобы полностью отказаться от открытых методов борьбы:
«Какое может быть подполье? Там сотни тысяч членов. В новых условиях они будут приспосабливаться: возможно, переименуют свою партию или создадут новую, чтобы участвовать в выборах. Да, будет какая-то подпольная военизированная организация. Весь вопрос в том, как она будет взаимодействовать с политической верхушкой и как к этому отнесутся радикалы вокруг Египта. Если военные найдут нового диктатора, тогда установится откровенная диктатура. А если не найдут, будет продолжение бардака»...
Несколько иного мнения придерживается руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов, полагая, что в случае захвата власти военными, «офицеры и генералы благополучно и окончательно коррумпируются». Он обращает внимание на то, что ежегодно египетский генералитет делит между собой по разным схемам не менее 7-8 миллиардов долларов доходов египетской экономики. К чему это приведёт — неизвестно. «На самом деле, что произойдёт с Египтом в ближайшие год-два – никто не знает: ни сами египетские генералы, ни ЦРУ, ни СВР, ни Моссад. Ни даже сам египетский народ», — убеждён эксперт.
Некоторые аналитики также высказывают мнение, что существующая сегодня в Египте власть военных имеет тесную связь с Соединёнными Штатами. Поэтому посредством военных Вашингтон рассчитывает через предстоящие президентские выборы сделать главой Египта своего человека. Например, Мохаммеда эль-Барадеи — экс-главу МАГАТЭ, известного своей статьей в американском журнале Foreign Policy под многозначительным названием «Люди не могут есть шариат». Сам Барадеи всячески приветствует военный переворот, считая, что в его лице «египетская революция 2011 года получила новую жизнь и план национального примирения уже согласован». Эти слова поневоле наводят на мысль, что сценарий его прихода к власти вполне вероятен и уже согласован с Вашингтоном...
А вот по мнению эксперта Института мировой экономики и международных отношений Георгия Мирского, такая организация, как «Братья-мусульмане», никогда добровольно не уйдёт в подполье и продолжит отстаивать свое право на власть с оружием в руках. Эксперт полагает, что новые власти их на это всячески провоцируют.
«Через несколько дней после переворота демонстрация сторонников президента Мурси была жестоко подавлена военными — погибли 34 человека. И неудивительно, что «Братья-мусульмане» отказываются принять участие в политическом диалоге, называя военных «узурпаторами» и уверяя, что Аллах — на их стороне», — делится своими размышлениями господин Мирский. По его мнению, чтобы не войти в историю как «палачи египетского народа», новые власти будут стараться расколоть «Братьев-мусульман». Перетянув часть исламистов на свою сторону, правительство даст им понять, что если они не хотят всю жизнь сидеть в подполье, а желают участвовать в политической жизни, то им нужно отказаться от требования вернуть Мурси.
Между тем, эксперт обращает внимание на опасность распространения среди «Братьев-мусульман» идеи, впервые озвученной одним из лидеров «Аль-Каиды», Айманом аз-Завахири, что возможность прийти к власти демократическим путём для исламистов – это иллюзия.
«Его сторонники уже сказали, что бюллетень не дает нам власть, если мы победим в какой-то арабской стране, у нас эту власть отнимут. Так и получилось. 85 лет «Братья-мусульмане» боролись за власть в подполье, пришли, год пробыли у власти, и их выгнали, конец эксперимента. Что же остаётся? Остается джихад, как и говорил бессмертный бен Ладен, беспощадная вооружённая борьба», — заключает эксперт...
Политологи также не исключают, что в Египте вполне может повториться алжирский сценарий 1991 года. Тогда военные отказались признать победу исламистов на выборах в Алжире. В результате, исламисты подняли мятеж и в течение десяти лет с оружием в руках пытались отстоять свою выборную победу. Гражданская война унесла жизни более полумиллиона человек. Считается, что конфликт закончился победой правительства — после того, как сначала «Исламский фронт спасения» (ИФС) объявил о прекращении войны, а затем в 2002 году непримиримая «Вооружённая исламская группа» была добита правительственными силами. Однако вооружённые столкновения на алжирской земле продолжается и в настоящее время.
Это вполне может повториться в Египте. Уже говорилось о том, как референдум по Конституции выявил раскол общества. Можно представить себе, что будет твориться в стране, когда начнётся суд над свергнутым Мурси! Очевидно, что данное судебное разбирательство лишь усилит раскол в стране и приведёт к новым вспышкам насилия. В связи с этим любопытно, что во время слушаний по делу «Братьев-мусульман» уже подали в отставку трое судей — они резонно опасаются за свою жизнь...
... Сегодня население Египта фактически разделено на две части — причём, на части с абсолютно разной социальной ориентацией и разными интересами. Так, «Братьев-мусульман» поддерживают главным образом религиозные структуры, народные массы, студенты, рабочие. Им противостоят сторонники военных, к которым относятся не только силы армии и полиции, но также большая часть губернаторов — государственная бюрократия, связанная с крупными предпринимателями. То есть речь, идёт о настоящем классовом расколе, который для любого государства всегда чреват непрекращающимися революционными потрясениями!
Таким образом, становится очевидно, что в Египте действительно существуют все предпосылки для гражданской войны. Нынче всё полностью зависит от разума лидеров двух основных политических сил страны, от их умения договариваться и искать компромисс.
Безусловно и то, что в случае начала военных действий в Египте радикально сойдутся интересы не только разных групп населения, но и других стран мира. Например, оппонентов «Братьев-мусульман» сегодня поддерживают государства Персидского залива. Так, недавно глава полиции Дубаи Дахи Хальфан предупредил о неком «международном заговоре», якобы существующем против этих стран. По его мнению, в заговоре участвуют Иран, Сирия, «Братья мусульмане» и правительства Северной Африки (Египта).
«Существует международный заговор против государств Персидского залива, в частности, и арабских стран в целом. Это сговор с целью захвата власти и нашего достояния, - сказал Хальфан журналистам. — Чем больше фонды нашего суверенного богатства, и чем больше денег мы вкладываем в западные банки, тем больше заговор по захвату наших стран. Братья и их правительства в Дамаске и Северной Африке должны знать, что Персидский залив это красная черта не только для Ирана, но и для «Братьев мусульман».
А это говорит о том, что возможная гражданская война станет для мира не меньшим потрясением, чем нынешние боевые действия в Сирии...
Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»