Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Новым президентом США может стать член секты мормонов

Новым президентом США может стать член секты мормонов

2012 год наверняка войдёт в историю рядом знаковых политических событий, одно из которых мы уже наблюдали — речь идет о недавних президентских выборах в России. Следующим «ярким» событием должны стать выборы во Франции. На фоне непростых социально-экономических процессов в Европейском Союзе, фигура политического лидера одной из ведущих экономик Европы имеет принципиальное значение. А завершится «политический год» ноябрьскими выборами в США, где с действующим президентом-демократом Бараком Хусейном Обамой должен будет встретиться кандидат-республиканец. Сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что им, возможно, станет бывший губернатор штата Массачусетс Митт Ромни...

Чего же ждать миру от предстоящих американских выборов? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы понимаем те тенденции, которые проявляются в проходящей сейчас предвыборной кампании. А они заслуживают отдельного разговора.

«Инвентаризация» политики Обамы

Барака Обаму называли «прогрессивным президентом в прогрессивную эру». Это значило, что с его именем связывали совершенно новые возможности для реформирования страны. Чего же от него ждали в Америке четыре года назад?

Анализируя взгляды и идеи представителей экспертно-аналитического сообщества, близкого к демократической партии, можно выделить четыре основных «ожидаемых» направления:

— расширение экономических возможностей, что предполагало не только преодоление экономического кризиса, но и построение системы, которая обеспечивала бы рост доходов всех слоёв населения и гарантировала социальную защищенность малоимущих;

— укрепление демократии путем изменения электоральной системы, обеспечения большего доступа населения к информации, стимулирования изменений в финансировании выборных кампаний, а также восстановления баланса между исполнительной и законодательной властью;

— активизация дипломатии в качестве основного инструмента обеспечения безопасности, что должно привести к восстановлению американского лидерства,

— формирование более «зелёного» мира, предполагающее учёт экологических проблем при принятии любых государственных или экономических решений и построение экономики, менее зависимой от источников углеводородного сырья.

Говоря простым языком, Барак Обама должен был вывести страну их кризиса. восстановить авторитет Конгресса, вывести войска из зон конфликта, снизить зависимость США от импорта нефти. Однако не всё удалось реализовать нынешней администрации. Высокие цены на бензин (один доллар за литр – для американца это «катастрофа»), низкие темпы выхода из кризиса не удовлетворяют общество (безработица сокращается медленно, показатель загрузки производственных мощностей оптимизма пока не внушает; некоторые эксперты говорят о «чудесах» статистики, особенно, когда речь идет о нынешней социально-экономической и финансовой ситуации в США — выдаваемые властями «прилизанные» цифры не позволяют дать объективную оценку).

Но для предвыборной кампании объективная картина никому не нужна! Все уже знают, что выборы выигрывают образы, мифы и обещания. В условиях недовольства политикой нынешней администрации у республиканцев появляется шанс не пустить Обаму на второй срок. Они уже одержали победу на промежуточных выборах в Конгресс два года назад, и намерены повторить свой успех.

Однако успех партии ещё не означает успеха лидера. На фоне невысокого рейтинга популярности Обамы, победа республиканцев будет зависеть от того, кого в августе месяце съезд партии назовёт своим кандидатом. До недавнего времени от них «ждали» чего угодно — кандидата-женщину, кандидата-афроамериканца (справедливости ради следует сказать, что они были на начальном этапе праймериз)... Но конечный ответ оказался просто ошеломляющим!

Нынешний фаворит республиканской партии Уиллард Митт Ромни — член руководства религиозной общины, официально именуемой «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». То есть — мормонов.

Кто вы, мистер Ромни?

Ромни выходец из влиятельной мормонской семьи. Он смог избежать призыва на действительную военную службу в тот момент, когда США вели войну во Вьетнаме. Он учился в престижном, но либеральном Стэнфордском университете всего два семестра. Так получилось, что со своими политическими взглядами Ромни не вписался в студенческое содружество и вынужден был поступить в университет имени Бригэма Янга, 98 процентов студентов которого как раз составляют мормоны.

После учёбы Митт Ромни занялся бизнесом. В 1984-м он с друзьями на средства частных вкладчиков создал компанию «Бейн кэпитал», сфера деятельности — спекуляции на бирже и венчурные операции. Фактически — «торговля воздухом» на Уолл-стрит. Это рискованное дело принесло ему состояние. К настоящему времени годовой оборот его детища составляет уже несколько миллиардов долларов. Как утверждают знающие люди, Митту Ромни помогли встать на ноги и обогатиться хорошие связи в мормонском сообществе, унаследованные от родителей. Однако он и сам достаточно талантливый бизнесмен, хотя в его адрес регулярно раздаются обвинения в поисках далеко не всегда честных путей минимизации налогов и укрытии капиталов в офшорных зонах.

В отличии от сферы бизнеса послужной список Ромни-политика невелик, его наивысшее достижение – пост губернатора штата Массачусетс в 2003—2007 годах. Однако справедливости ради надо отметить, что Обама, перед тем как стать президентом, всего лишь один срок исполнял обязанности сенатора в Конгрессе США от штата Иллинойс. Видимо, в постиндустриальном обществе имеется настоятельная потребность в кандидатах, быстро двигающихся по социально-политическим лифтам, успевая не «замазаться».

Кандидата-республиканца часто критикуют за непоследовательность. По мнению экспертов, «он может сегодня говорить одно, завтра — совершенно противоположное». Известно, что Ромни выступал и за разрешение абортов, и за их запрещение. Он то ратовал за меры государственного контроля над продажей огнестрельного оружия, то выступал с прямо противоположных позиций. Специалистам очевидно, что делается это ради завоевания электората в разных по настроению штатах. Журналисты критикуют Митта Ромни и за его пренебрежительное отношение к бедным – по его мнению, неимущие сами виноваты во всех своих бедах...

Возникает закономерный вопрос — как с таким багажом управлять страной в случае победы? Возможно, ответ кроется в религиозном факторе.

Религиозный аспект политической жизни США

Сегодня многие пытаются понять, что представляют из себя мормоны. Сами мормоны считают себя призванными Богом, чтобы возродить истинное христианское учение, якобы утраченное ещё в начале нашей эры. Свою избранность они усиленно подкрепляют активной коммерческой деятельностью.

Так, представителям мормонов принадлежит прибыльная сеть отелей «Мариотт», располагающая тремя с половиною тысячами гостиниц в почти семидесяти странах мира. Те, кто останавливался в этих номерах, могли ознакомиться с мормонскими священными книгами. Другой пример бизнеса мормонов — банковская сеть «Америкэн экспресс». Любопытно, что представители этой церкви ассоциируют себя с успешными бизнес-проектами, которых кризис не затронул. А к коммерческому успеху в США всегда было трепетное и почтительное отношение.

Сегодня главной отличительной черта мормонов является фанатичная вера в непогрешимость всего американского социально-экономического проекта. Отсюда следует, что появление такого рода кандидата – ответ на запрос, который формировался все последние годы в США: сильная потребность в ценностных ориентирах. Нижегородский исследователь А.Царевский, справедливо отмечал, что уникальность Соединённых Штатов заключается в том, что американская политическая система, будучи официально отделённой от церкви, смогла органично вобрать в себя элементы религиозности, которые определили основные политические мотивы и трансформировались в правительственные инициативы и решения.

Лидеры республиканской партии через кандидатуру Ромни как бы посылают обществу сигнал – спасение Америки в восстановлении ценностной системы координат, связанных с религией. Кстати, в актуализации этого тезиса Ромни помогают и другие кандидаты от республиканской партии — Санторум , Гингрич и Рон Пол...

А нам-то что?

Религия явно довлеет и над внешнеполитической концепцией Америки, подводя идейную основу под «историческую миссию» Штатов, их исключительную роль в человеческой истории. Так, по мнению американского исследователя Р. Нибура, «христианская вера по отношению к национальной жизни должна поддержать надежду на выполнение народом своей миссии».

США мыслят себя в роли миссионера, полагая, что их религиозные представления универсальны для всего мира. Историческое предназначение Америки – донести до всего мира идеи демократии в политике и свободного рынка в экономике – представляется как данное свыше. И «во всех случаях, США будут стараться остаться лидером». Заявляя о необходимости активного вовлечения Соединенных Штатов в мировые дела, и республиканцы, и демократы указывают на связь своей политики с традицией «богоизбранности» США.

Одним из результатов влияния религии на жизнь американцев стало тесное переплетение морали и политики. Практически каждый кризис в истории США рассматривается в моральных категориях. То же происходит и во внешней политике, где то и дело обнажаются противоречия между «чистыми» целями и «грязными» средствами их достижения. Убеждённость в «историческом предназначении», впитанная американцами с давних времен, подсознательно приводит любого политического лидера к мысли о «праведности» всех совершаемых на мировой арене действий. И хотя многие американские политики и эксперты фактически признают нынешний полицентричный, многополярный мир, тенденции к «освящению» исторической миссии США сохраняются. С этой точки зрения, США едва ли будут готовы поступиться своими позициями в ближайшее время. Ибо религиозная идеология Америки — вовсе не «теория мира», а, скорее, теория «крестового похода», которая, к тому же, может быть усилена мормонским фактором.

Любопытно, что сегодня в США часто вспоминают Джона Кеннеди, который был единственным в истории этой страны президентом-католиком. Любители теории заговора уже начали проводить параллели с нынешним кандидатом-мормоном, вспоминая не только трагическое завершение карьеры Кеннеди, но и те потрясения, которые страна пережила в годы его президентства — борьба за гражданские права афро-американцев, проблемы иммигрантов. И самое главное — Карибский кризис, который едва не обернулся ядерной войной...

Впрочем, американская элита, возможно, уже осознаёт факт того, что пропагандируемая религиозная метафора «избранного града на холме» уже не соответствуют реальной мощи США. В ближайшее время Америка может исчерпать свои силы в очередной попытке подладить под себя мировой порядок, что сегодня заметно на примерах Ирака, Афганистана и других регионов. Ещё более реалистичным выглядит сценарий идеологического раскола в США по линии фундаменталистов, истинно убеждённых в незыблемости религиозных принципов, и умеренных либералов и консерваторов из числа представителей обеих партий, готовых поверить в равенство всех государств мира и отказаться от превознесения Америки, что само по себе может сделать внешнюю политику Америки более прагматичной и миролюбивой.

И приход мормона Митта Ромни может подтолкнуть развитие США именно по этому сценарию...

Что же касается отношений с Россией, то здесь нашей правящей элите стоит учитывать следующие факторы. Многие российские эксперты до сих пор полагают, что республиканцы более удобные партнёры, чем демократы — мол, они более рациональны и прагматичны. Но вот теперь мы можем увидеть в Белом доме президента-республиканца, для которого религиозный компонент будет иметь гораздо большее значение, чем для всех его предшественников. Не уверен, что наш внешнеполитический истэблишмент готов к диалогу на этой почве.

Кроме того, Россия по большей части находится на периферии предвыборного американского внимания. Её значение в контексте американской стратегии носит сегментный характер. Да, это значение признаётся в отношении проблемы ядерных арсеналов (хотя и в этом вопросе поддержание стратегической стабильности находится не на первом месте), в решении афганского и иранского вопросов. Но это едва ли не единственные области, где она рассматривается в качестве ведущего игрока (она даже не называется в контексте корейской ядерной проблемы). Для сравнения: Китай в недавно озвученной внешнеполитической стратегии упоминается практически в связи с каждым аспектом американской международной деятельности, будь то мировая торговля, реформирование международных финансовых институтов, борьба с изменением климата или поддержание международной безопасности. Едва ли не в каждой из этих сфер Китай – партнёр «номер один».

Так что Москве есть здесь о чём задуматься...

 

Михаил Рыхтик, доктор политических наук, специально для «Посольского приказа»

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика