Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Страна, которая сама себя опустила на дно

Страна, которая сама себя опустила на дно

iCAAS384H Экономика Украины в последнее время будоражит мировую общественность ничуть не меньше, чем её политика. «Катастрофа», «банкротство», «дефолт» — вот три самых популярных диагноза, которые всё чаще используют и международные эксперты. Ситуация обостряется тем, что основные политические события сейчас разворачиваются на юго-востоке Украины, в регионах, которые традиционно считались «кормильцами» страны...

В глубокой пропасти

О бедственном положении Украины самопровозглашённое временное правительство заявило сразу, как только оказалось у руля. И.о. премьера Арсений Яценюк объявил, что казна пуста, и денег не хватит даже на выплату зарплат, пенсий и пособий. По некоторым данным, на счетах украинского Минфина осталось всего 75 млн гривен, при том что на обязательные платежи в этом месяце правительство должно потратить 12 млрд.

Банковская система парализована: население в панике снимает свои сбережения, опустошая счета. Украинская гривна каждый день устанавливает очередной рекорд падения по отношению к доллару и евро. Они стоят около 13 и 18 гривен соответственно. Стремительно тает валютный запас страны...

Естественно, все эти неприятности в украинской экономике возникли не вдруг. В рецессию страна погружается уже несколько лет. По данным статистического комитета Украины, ВВП здесь упал на 1,5%, промышленное производство — на 4,5-5,5%, а в наукоёмких отраслях эта цифра достигает 15-20%. Сокращаются грузооборот и пассажиропоток на транспорте. Зато растёт количество безработных — до 7,7%. Население стремительно нищает — только по официальным данным 25% украинцев живут за чертой бедности. Некоторые эксперты полагают, что реальности эта цифра добралась уже до 50-55%. Для значительной части населения зарплата в 350-400 долларов — уже предел мечтаний.

Но главная проблема Украины на сегодняшний день — это огромный внешний долг. Над его наращиванием усиленно «трудились» все правительства Незалежной. Но особенно преуспела в этом «королева Майдана» Юлия Тимошенко. В 2007 году она второй раз возглавила правительство, и самым заметным достижением премьерши стало увеличение внешнего долга Украины с 14,5 млрд до 32 млрд долларов! На что они были потрачены, для большей части населения осталось загадкой — ни в модернизацию, ни в инфраструктуру не было вложено ни копейки. Кроме того, Тимошенко разрешила олигархам набирать кредиты за границей под государственные гарантии. Это сильно облегчило жизнь богачам и легло дополнительным бременем на страну.

Правительство Азарова довершило этот процесс. Государственный долг дорос уже до 58 млрд, а совокупный перевалил за 130 млрд, что приближается к размерам ВВП страны. Украина тем самым прочно обосновалась на самом дне долговой ямы.

Почему же так произошло?

Украинский гопак

Экономика Украины исторически всегда была тесно связана с российской. Ещё с Киевской Руси общий выгодный рынок обеспечивал процветание всем входящим в неё территориям. Затем последовал долгий период междоусобиц и раздрая, после чего Украина стала аграрным придатком Польского королевства. В XVII-XVIII веках Украина снова объединилась с Россией и превратилась в житницу огромной империи. А в XIX веке здесь стали закладываться основы будущей промышленности. Именно в царские времена началось активное освоение Донецкого угольного бассейна (Донбасса). Здесь открывались шахты и строились заводы, и Донбасс ещё до революции превратился в горнодобывающий и металлургический центр страны. А Одесса стала одним из ключевых портов.

Советский союз углубил эти связи. В Украинской ССР активно развивалась чёрная металлургия, химическая промышленность, энергетика, машиностроение, станкостроение. Разрабатывались нефтяные и газовые месторождения. На Украине добывалась половина всей железной руды в СССР. Появились новые металлургические гиганты — «Запорожсталь», «Азовсталь», «Криворожсталь», «Днепроспецсталь». Ещё до революции в Харькове был построен крупнейший паровозостроительный завод, а в советские годы здесь же появились авиационный и тракторный заводы, завод «Электротяжмаш». Город стал крупнейшим центром машиностроения всего Советского Союза!

Одна треть всей продукции УССР приходилась на военно-промышленный комплекс: на этом поприще работали завод имени Малышева, «Южмаш», завод имени Артёма, Черноморский судостроительный завод и другие предприятия. На Украине делали и множество товаров для повседневного пользования — телевизоры, холодильники, мотоциклы, велосипеды и т.п. Процветала пищевая промышленность: в этой отрасли Украина была на втором месте после РСФСР.

В 1970-ых годах доход на душу населения в Украине был выше, чем даже в Италии! Тяжёлые времена, как и для большинства других советских республик, здесь наступили после 1991 года. Можно сказать, что с этого момента Украина погрузилась в один беспробудный кризис.

Вину за это киевские власти, а также многие местные экономисты, упорно пытаются перевалить на СССР. Дескать, существовавшая там система заведомо ставила в зависимость одни предприятия от других, а предприятия были разбросаны по всему Союзу. В частности, так было с украинской оборонкой. Несмотря на то, что доля ВПК в местной промышленности была очень весомой, большинство этих предприятий могли нормально работать только в тесной связи с российскими заводами. Развал СССР во многом эти связи разрушил. По идее, в такой ситуации власти Незалежной должны были сделать всё, чтобы наладить взаимовыгодное сотрудничество с бывшими союзными республиками. Однако вместо они предпочитали годами тешить свои амбиции несбыточными планами самостоятельного выхода на внешние рынки.

Кроме того, в любой стране оборонная промышленность серьёзно зависит от госзаказов. И хотя вооружение украинской армии давно и безнадёжно устарело, загрузить оборонку по полной власти оказались не в состоянии — на это просто нет денег. Мощности многих предприятий сегодня загружены всего на 10-15 процентов, но они рады и этому. В итоге, военно-промышленный комплекс Украины оказался на грани развала...

Весомую лепту в развал украинской экономики внесли и представители народившегося класса олигархов. Как стаи стервятников они налетели на самые выгодные промышленные отрасли: металлургию, машиностроение, энергетику, фармацевтику и другие. Их подход к делу мало чем отличался от того, что творили олигархи в России: выжать по максимуму, вложившись по минимуму. Ни о какой модернизации и развитии не было и речи: новых капиталистов волновала только собственная прибыль.

К чему это привело, мы можем видеть на примере того же Донбасса, который оказался во власти нескольких олигархов – Рината Ахметова (прозванного в народе «кошельком Януковича»), Сергея Таруты и Игоря Коломойского.

Легальная добыча угля давно перестала быть прибыльной. Крупные шахты начали закрываться, зато активно развиваются нелегальные мелкие шахты-«копанки», уголь у которых, предположительно, скупают некие структуры, связанные с теми же олигархами. Олигархи же подмяли под себя и всю металлургию, которая приносит гарантированную прибыль. Именно металл все эти годы составлял основную долю экспорта Украины. Правда, прибыль от этого уходила либо в офшоры, либо в Киев, либо на дворцы, яхты и золотые унитазы новых хозяев жизни, а Донбасс тем временем из года в год вынужден клянчить дотации из столицы.

Во многом эта вопиющая ситуация, кстати, и спровоцировала все нынешние акции протеста. Ведь значительная часть людей вышла на Майдан вовсе не за Евросоюз, а против власти олигархов. Но власть сменилась, а олигархи остались. Мало того, они даже легально вошли во власть — Сергей Тарута возглавил Донецкую область, Игорь Коломойский – Днепропетровскую. И это лишь ещё больше разозлило народ...

Наконец, губительной для украинской экономики стала её переориентация — после развала СССР — на западные рынки. Стараниями Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко страна получила членство в ВТО. Вступление в эту торговую организацию многие экономисты сравнивают с колонизацией, поскольку новичков принимают туда всегда на кабальных условиях. Они должны полностью открыть свои рынки для импортных товаров с Запада, а продавать будут только то, что им разрешат.

К чему эту приводит, на примере Украины видно особенно ярко: уже через год после открытия рынка её ВВП упал на 15%, промпроизводство – более чем на 40%.

«Основной урон понесло машиностроение: после снижения ввозной пошлины на автомобили с 25 до 10% и перехода на беспошлинный ввоз сельхозтехники производство рухнуло вдвое. За 2008—2011 годы производство автомобилей на Украине снизилось вшестеро, а число занятых в отрасли вдвое. Остановка более 50 сахарных заводов привела к потере 11% внутреннего рынка сахара, импорт свинины вырос в 2,3 раза», — приводит неутешительные данные экономист Михаил Делягин. Импорт овощей на Украину за эти пять лет увеличился аж в 4 раза! А ведь это бывшая житница СССР, которая кормила не только себя, но и другие республики!

Вступление в ВТО и упорные попытки прорваться на рынки Европы привели Украину к печальным последствиям. Возник дефицит торгового баланса, который сейчас исчисляется миллиардами долларов. Европейцы свои рынки так по-настоящему и не открыли, а из-за невнятной позиции по Таможенному союзу экспорт Украины в Россию и в другие входящие туда страны сократился почти в два раза.

Одно время Украину серьёзно выручал Китай, обеспечивший колоссальный спрос на металлургическую продукцию за счёт развития своего производства и строительства. Но три года назад этот спрос упал, и к прежнему уровню уже вряд ли вернётся...

Всё это в совокупности и привело Украину не только к экономическому, но и политическому краху.

Шайтан-майдан

У нынешнего киевского правительства, которое так активно рвалось к власти, нет никаких рецептов по выходу из кризиса. Единственная их надежда — помощь Запада. Арсений Яценюк, кажется, уже устал заламывать руки с просьбами о поддержке. Запад согласно кивает, но раскошеливаться не спешит. В отличие от России, которая до недавних пор исправно вкладывалась в украинские облигации. Американцы же пока ограничились... 25 тысячами коробок сухих пайков для армии. Промедление Запада понятно: он сам сейчас переживает не лучшие времена. И его активность по украинскому вопросу в первую очередь вызвана тем, что он рассчитывает получить на Украине свою прибыль, но уж никак не вкладывать туда деньги ради торжества «мировой демократии».

Последним упованием киевских властей остаётся Международный валютный фонд, который пообещал расщедриться на 27 млрд долларов кредита — первый транш фонда уже в конце апреля может осесть на счетах Нацбанка Украины.

Многие эксперты уже называют его «убийственным» для украинской экономики. Потому что просто так МВФ денег не раздаёт: взамен страна должна выполнить ряд весьма суровых условий, общая суть которых — режим жёсткой экономии. В первую очередь, для населения. Для Украины это означает замораживание пенсий и зарплат бюджетникам, сокращение социальных пособий и почти двукратное повышение тарифов на газ и услуги ЖКХ. То есть, и без того обнищавшее население будет вынуждено платить по двойному тарифу за коммуналку! Не трудно представить, какую реакцию это вызовет у людей. Мы уже видели это на примере Греции. А украинцам не привыкать стоять на Майдане.

Даже член комитета Европарламента по экономическим и финансовым делам Жан-Поль Бессе заявил, что проведение подобных реформ на Украине приведёт к спаду потребления и сокращению инвестиций в производство, и в целом вызовет лишь негативный эффект.

Но главное, кредит МВФ — это лишь новые долги. А Украине нужна новая экономика: с модернизированным производством, развитым сельским хозяйством и надёжными внешними партнёрами. У неё по-прежнему большой потенциал, основы которого, как ни крути, были заложены во времена тесного сотрудничества с Россией. Промышленный восток, кстати, уже давно настаивает на том, что главный партнёр Украины — вовсе не ЕС, а Россия и страны Таможенного союза. Например, Луганск поставляет к нам более 70% своей продукции. «Наш рынок — бывший Советский Союз»,  — говорит гендиректор Луганского тепловозостроительного завода Павел Цеснек. Однако беда страны заключается в том, что здешние олигархи отчаянно рвутся на Запад, тем более что из Украины они уже выжали всё, что могли...

... Какие внешние рынки в свете последних политических потрясений сохранит за собой Украина, пока неясно. Но если по указке МВФ она затянет пояса, то её собственный внутренний рынок точно сократится. И это лишь усугубит все прочие проблемы. Да, в лучшем случае страна избежит публичного позора с дефолтом, но зато погрузится в тяжёлую депрессию. Правда, премьер Яценюк обещает, что украинская экономика придёт в себя через два года. Что же, видимо, это пока самый оптимистичный и, увы, маловероятный прогноз.

Ибо экономическое будущее Украины во многом зависит от того, чем здесь закончится политический кризис. Однако внятной программы развития пока не представила ни одна из влиятельных украинских партий — слышны только звонкие, но пустопорожние политические декларации...

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика