Вы находитесь здесь: // Свежие новости // В Латвии под пристальным взором России нарастает напряженность

В Латвии под пристальным взором России нарастает напряженность

Американский посол пытался вселить уверенность в страну, в которой нарастает нервозность. Обращаясь на прошлой неделе к латвийским войскам на крупной военной базе, Марк Пекала (Mark Pekala) указал на стоявших рядом десантников из 173-й пехотной бригады и сказал, что США будут стоять «plecu pie pleca», то есть плечом к плечу со своим партнером по Североатлантическому альянсу.

Это было проявлением доблести. Но, давая интервью после этого выступления, новый министр обороны Латвии Раймонд Вейонис (Raimonds Vejonis) изложил более трезвую точку зрения на царящие здесь настроения. «В обществе есть страх, – сказал Вейонис, преподававший биологию, когда Латвия была под властью Советов. – Мы знаем, что это значит – быть под Россией».

Эта страна с двухмиллионным населением очень сильно волнуется по поводу того, насколько далеко может проникнуть взор России в направлении ее соседей. Этот страх отражает общую обеспокоенность Прибалтийского региона, куда также входят Литва и Эстония. Но Латвия – самая русская страна в данной группе.

Четверть населения Латвии составляют русские, и почти 40% народа здесь говорят на русском как на родном языке. Поэтому в стране возник мощный резонанс в ответ на присоединение Россией Крымского полуострова, а также серьезное беспокойство по поводу сепаратистского насилия в других областях Украины. В воскресенье в портовом городе-космополите Одессе, что на берегу Черного моря, появилась проукраинская группа гражданского сопротивления, что указывает на расширение конфликта с пророссийскими активистами.

В Латвии руководителей в городах часто обвиняют в том, что они слишком сильно тяготеют к российским интересам. Более того, небольшая часть людей упорно отказывается от гражданства в связи с трудностями натурализации.

Главная обеспокоенность властей, которым в октябре предстоят парламентские выборы, – это усиление, как говорят некоторые официальные лица, «провокаторов», или тех, кто распространяет антиправительственные настроения, действуя, как считают некоторые, по указке Кремля. Пока, как говорит руководство страны, ситуация в Латвии стабильная, а новый опрос общественного мнения указывает на то, что правящая партия «Единство» получит существенную поддержку у избирателей, поскольку многие заявляют, что ни в коем случае не хотят подвергать опасности свое членство в Евросоюзе.

Сегодня российский президент Владимир Путин говорит о том, что у него нет планов применения силы против стран Балтии. Американские официальные лица и многие представители других стран НАТО неоднократно заявляли, что такие действия России встретят мгновенный и мощный отпор.

Однако вторжение – далеко не единственный момент, вызывающий тревогу в Латвии. Поскольку эта ориентированная на экспорт страна активно торгует со своим крупнейшим соседом, те экономические санкции, которые страны Запада вводят против России за ее действия на Украине, могут пагубно отразиться на латвийской экономике, которая до сих пор не оправилась после мирового финансового кризиса.

Эта страна с ВВП в 32 миллиарда долларов получает из России 100% потребляемого ею газа. Значительная часть ее транспортной системы, сектора обслуживания, торговли и туристической индустрии также очень сильно зависят от российских компаний и потребителей. По данным Центрального статистического бюро Латвии, страна в прошлом году экспортировала в Россию 11% своих товаров. Это больше, чем объем экспорта в любую другую страну, если не считать двух ее балтийских соседей.

В одном из показанных по телевидению интервью премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма (Laimdota Straujuma) сказала, что санкции Запада и ответные меры России могут обойтись стране в «сотни миллионов евро». В связи с такой обеспокоенностью она включила в повестку своих еженедельных заседаний кабинета дискуссию за закрытыми дверьми на тему этих последствий. «Трудно найти страну с большей зависимостью», – сказал министр экономики Латвии Вячеслав Домбровский (Vjaceslavs Dombrovskis).

Кроме мощных экономических связей, незащищенность Латвии объясняется расколом в обществе по культурным признакам, поскольку многие русские в стране получают основную долю информации из российского телевидения. Около 300 000 жителей Латвии считаются негражданами, а это 15% населения. И хотя эти люди живут в стране всю свою жизнь, они не могут голосовать, заниматься юридической практикой и работать в службах экстренной помощи. Это расколотое население не отвергает действия Путина, который критикует Латвию за ее обращение с меньшинствами.

Вскоре после того, как Крым предпринял действия по выходу из состава Украины, одно немецкое социологическое агентство провело опрос по отношению к действиям Путина. Среди латышей 77% были против таких действий. А вот среди нелатышей, и особенно среди русских, 34% полностью поддержали аннексию Крыма Россией и 32% заявили, что поддерживают такой шаг частично. Проведенный чуть позже партией Страуюмы «Единство» опрос общественного мнения подтвердил этот идеологический раскол.

Правительство Латвии в последние недели закручивает гайки так называемым провокаторам и прочим потенциальным источникам влияния Москвы. В начале апреля оно заблокировало доступ к популярной российской телевизионной станции, в конце апреля запретило митинг влиятельной этнической организации русских и начало расследования по делам людей, которые якобы «находятся на орбите Путина».

Критики осуждают такие действия, называя их цензурой, однако правительство заявляет, что они необходимы, чтобы предотвратить распространение пропаганды. «Ответственные институты работают над решением этой проблемы», – заявил министр обороны Раймонд Вейонис.

Наибольшую обеспокоенность у властей вызывает Латгалия – восточный район страны, который граничит с Россией и имеет значительный процент русского населения. В этом месяце глава Комитета национальной безопасности латвийского парламента обвинил Россию в том, что ее агенты на границе проводят тайные опросы общественного мнения, отслеживая настроения людей и их отношение к Кремлю. Вейонис сказал, что побывал в Латгалии и следит за развитием ситуации там.

Но даже представители власти говорят, что стране предстоит еще долгий путь для преодоления культурного раскола, сохраняющегося вот уже четверть века, и что те трещины, которые стали заметны в свете украинских событий, гораздо глубже, чем нынешний кризис.

«Украина напоминает нам о том, что есть вещи, которые невозможно замести под ковер», – сказал председатель комиссии сейма Латвии по сплоченности общества Илмарс Латковскис (Ilmars Latkovskis). По его словам, сейчас рассматривается несколько инициатив по решению этих болезненных проблем.

Отношения между латышами и русскими осложняют разногласия по вопросам языка, гражданства и истории. Напряженность усилилась из-за ряда предложенных в последнее время реформ, включая неудавшийся референдум по превращению русского языка во второй государственный и попытки увеличить количество предметов, преподаваемых в русских школах на латышском языке.

Продолжающаяся школьная реформа призвана ускорить переход школьников на латышский язык. Правительство поставило цель – к 2018 году перейти в преподавании большинства предметов с русского языка на латышский и, по сути дела, ввести единую латвийскую программу обучения во всех школах.

Между тем попыткам облегчить процесс натурализации для 15% населения, являющихся негражданами, либо ставятся палки в колеса, либо они подвергаются критике как недостаточные. Многие из этих людей в 1991 году проголосовали за независимость от советского правления и проживают в Латвии большую часть своей жизни. Некоторые говорят, что решили остаться негражданами из-за своей преданности русской культуре, однако другие неграждане заявляют, что Латвия проводит против них дискриминационные меры, вводя ненужные тесты для получения гражданства, которые умаляют их наследие и традиции, либо создают иные препятствия.

Правительство отрицает факты дискриминации, однако многие латыши по-прежнему видят в русских оккупантов и приверженцев советской системы. Много лет тому назад Советский Союз направил в Латвию тысячи русских в рамках своей программы индустриализации. «Здесь есть поговорка, что хороший русский – это мертвый русский», – говорит 35-летняя правозащитница и политическая активистка Елизавета Кривцова. Такого рода поговорки издавна заставляют русских отказываться от своего этнического и культурного наследия, отмечает Кривцова, которая является русской и говорит, что натурализовалась в молодости, чтобы заниматься адвокатской практикой.

В марте российский посол в Риге Александр Вешняков усилил напряженность, когда заявил, что Россия облегчит русским в Латвии процедуру получения российских паспортов, чтобы помочь им в поисках работы и в выходе из бедности. Россия давно уже предоставила негражданам право безвизовых поездок, а также обещает повысить им пенсии, если они станут гражданами России.

Давая интервью, Вешняков сказал, что в 2013 году стало больше латвийцев, обратившихся за российскими паспортами. Но пока непонятно, ускорили ли его недавние заявления данную тенденцию.

Латвийские представители служб безопасности говорят, что власти опасаются того, что Путин сможет со временем усилить свое влияние на проживающих в Латвии русских, которые чувствуют себя лишенными гражданских прав. Среди таких людей есть те, чьи интересы защищает Кривцова. Она входит в состав организации этнических русских, которая настойчиво добивается от политиков, таких, как премьер-министр Страуюма, проведения диалога о предполагаемой дискриминации. По словам Кривцовой, премьер-министр в ответ заявляет: «Учите латышский, и все будет хорошо». Кривцова владеет латышским языком.

В электронном сообщении в редакцию Wall Street Journal премьер-министр Страуюма сообщила: «Неграждане имеют возможность стать гражданами Латвии благодаря простой процедуре натурализации, что в последнее время удалось сделать в отношении 142 000 человек». Натурализация длится вот уже 20 лет. Тем не менее, Страуюма заявляет, что статус негражданина «считается временным по своему характеру».

Нарастающий конфликт из-за России происходит в весьма болезненный для Латвии период. Страуюма занимает премьерский пост с января, сменив на нем Валдиса Домбровскиса (Valdis Dombrovskis), который дольше всех был премьер-министром в постсоветский период Латвии. Он ушел в отставку внезапно, когда в Риге рухнула крыша в супермаркете Maxima, в результате чего погибли и получили ранения десятки людей.

В конце апреля напряженность усилилась, когда Служба безопасности Латвии порекомендовала Городскому совету Риги отказать в просьбе сторонникам неграждан о проведении концерта возле здания министерства иностранных дел. Один из организаторов назвал это событие «местным Майданом», имея в виду центральную площадь города Киева, где украинские манифестанты агитировали против российского влияния. Однако группа неграждан обещала, что участники мероприятия в количестве 500 человек будут вести себя мирно.

Когда мероприятие отменили, на место его проведения пришли всего несколько десятков человек. Они организовали минуту молчания, заклеив себе рты клейкой лентой, а затем просто стояли и разговаривали.

Член латвийского парламента Борис Цилевич опасается, что эта группа неграждан может стать «добычей Путина», если власти и дальше будут игнорировать их интересы и озабоченности. Цилевич и сам несколько лет был негражданином до натурализации, и он опасается, что страх этих людей по поводу своего статуса «людей второго сорта» будет преследовать общество.

Политическая партия «Центр согласия» известна тем, что агрессивно выступает за интересы русских. Свою платформу она строит на заявлениях о том, что стремится к наведению мостов между латышами и русскими. Но после украинского кризиса ее популярность упала. А вот популярность более националистической по своему характеру партии «Единство», согласно социологическим опросам, усилилась. Националистическая партия «Все для Латвии!», являющаяся национальным объединением, сохранила уровень поддержки среди населения практически без изменений.

В связи с тем, что правительство более активно начало проводить репрессии против так называемых провокаторов, русскоязычный мэр Риги и лидер «Центра согласия» Нил Ушаков заявил, что такая политика чревата изоляцией многочисленного русского населения страны: «К сожалению, это может привести к дальнейшей радикализации, потому что такие действия приведут к подъему национализма с обеих сторон».

38-летний информационный технолог и этнический русский Дэги Караев согласен с тем, что антироссийская риторика зашла слишком далеко. Его мать – голосовавшая за независимость Латвии русская, которая замужем за латвийским гражданином. Караев заявляет, что он решительно против того, чтобы стать гражданином Латвии. Свою позицию он объясняет тем, что является «естественной составляющей современной Латвии» и не должен сдавать экзамен на гражданство. Вместе с тем он называет себя «латвийским патриотом» и поддерживает усилия по недопущению российского проникновения в Латвию.

Такого же мнения придерживается и русский Андрей Андреев, живущий в маленьком городке в Латгалии. Он указывает на общее мнение о том, что жить на окраине ЕС все же лучше, чем быть подданным Москвы. «Даже мы, живущие рядом с Россией, не хотим с ней объединяться, – говорит этот молодой директор лесопилки. – Мы привыкли к европейскому образу жизни с его свободой передвижения».

Wall Street Journal (перевод Иносми ру)

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика