Истинные цели США и ЕС на Украине
Не секрет, что Украина сегодня стала зоной большого международного конфликта, в который оказались втянутыми самые разные страны мира. Наибольшую роль в событиях на Украине, конечно же, играют США, спровоцировавшие этот конфликт. При этом сама Америка отделена от Украины Атлантическим океаном, но, тем не менее, она громче всех высказывает обеспокоенность вопросом своей «национальной безопасности» в связи с событиями на украинской земле.
Деньги прежде всего
Какие же это жизненно-важные интересы? Как правило, такие интересы влияют на безопасность, суверенитет, территориальную целостность и силу тот или иного государства. Совершенно очевидно, что к Америке это не имеет никакого отношения! Даже в том случае, если опасения Вашингтона сбудутся, и Россия введёт свои войска на территорию Украины, этот никак не отразится на безопасности США. Наоборот, захват Украины наверняка очень дорого обойдётся именно России — как в финансовом, так и в военно-стратегическом плане.
Именно поэтому любые разговоры США о «защите своей безопасности» на Украине не имеют под собой никакого реального основания. Ситуация в большей степени напрямую затрагивает геостратегические интересы всё той же России. Ибо Украина для России, как верно подметил один западный аналитик, это та же самая приграничная Мексика, и поэтому Москва здесь очень жёстко противостоит любым западным интригам...
Ещё в период событий на киевском майдане заместитель пресс-секретаря Белого дома Джош Эрнест на вопрос, каковы интересы США на Украине, и почему американская администрация должна вмешиваться в этот кризис, ответил следующее:
«Я думаю, что американский народ справедливо озабочен – для президента (Обамы) это является поводом для серьёзного беспокойства, когда так вопиюще топчут базовые права человека. Мы также желаем того, чтобы правительства стран отражали стремления их народа. Между тем, в Украине мы наблюдаем попытку задавить недовольство демонстрантов политическим решением (правительства). Президент Обама призывает к немедленному прекращению насилия и попытке достичь дипломатического решения путем диалога между правительством и оппозиционерами, частью которого будет правительство единства, которое будет отражать волю украинского народа, чтобы Украина могла вернуться в международное сообщество».
В свою очередь, американский посол в Киеве Джеффри Пайетт сказал, что США заинтересованы «лишь в расследовании коррупционного скандала, вскрывшегося после поспешного бегства Виктора Януковича». Якобы первостепенной целью Вашингтона является выяснить — кто организовал работу снайперов на «Евромайдане».
Всё это очевидная и циничная демагогия, рассчитанная разве что лишь на наивных американских домохозяек! Первостепенная цель США, конечно, кроется совершенно в другом.
Так, для Вашингтона стратегически важно сохранить независимую нейтральную зону между войсками НАТО и Россией. По мнению Барри Розена, профессора политологии Массачусетского технологического института, сохранение широкой буферной зоны значится в первостепенных интересах безопасности США, и «это единственная достойная цель, к которой им надо стремиться на Украине».
Тем ни менее, США стремятся не только к этому. Для того, чтобы лучше разобраться в глубинных интересах Вашингтона, следует обратить внимание на экономические показатели Америки. Мы уже писали на нашем сайте об американских планах захвата украинских энергоресурсов. Но экономически интерес проявляется и в другом.
Например, известно, что в 2013 году инвестиционный фонд США Franklin Templeton купил на мировом финансовом рынке государственные облигации Украины на номинальную сумму в $5 млрд. Понятно, что Америка крайне заинтересована сохранении дивидендов от этих облигаций. Тем более, ситуация с экономикой самих США выглядит далеко не блестящей.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на графики экономических показателей Америки — становится очевидно, что совокупный внешний долг страны уже вырос до 17 трлн. долларов. Внутренний долг ещё больше и составляет порядка 50 трлн. долларов. Сегодняшние реальные доходы американцев опустились на уровне 60-х годов и активно падают. Долги превышают объём депозитов более, чем в 2,2 раза! У корпоративного сектора падают объёмы годовой выручки, рентабельности активов, рентабильности капитала. Это говорит о том, что сам факт прекращение кредитования США приведут к обрушению экономики Штатов, гиперинфляции и обострению внутриполитического кризиса. В результате США потеряют статус мирового лидера. Предотвратить такое развитие событий вполне может бесконечная война в Евразии и Ближнем Востоке, в ходе которой США становятся остаться единственным в мире «островком стабильности» — украинский кризис, да и не только он, тут как нельзя кстати.
Американская стабильность — это нестабильность во всём остальном мире
В этой связи историк и журналист Александр Роджерс высказывает мнение, что главной задачей США является не допустить появления альтернативных Штатам мировых держав. Этим он объясняет попытку Вашингтона дестабилизировать КНР и Россию (главным образом через третьи страны, вроде Украины), а также ослабить промышленный и технологический потенциал Европы. Именно данным стремлением США сохранить гегемонию в мире историк объясняет то, что стратегически значимый евразийский регион, через который проходят важные коммуникации, где есть нефть, газ, уран и т. д., периодически начинает «взрываться».
Вот лишь некоторые примеры. Ирак — вторая в мире страна по запасам нефти — после американской интервенции сегодня фактически разделён на несколько государств. Афганистан — потенциальный транзит туркменской нефти в Индию и в порт Гвардар — превратился в зону по экспорту терроризма и героина. Бывшая Югославия — разделена на семь стран, где тлеют межнациональные и межконфессиональные конфликты, а территория Косово (наряду с Албанией) стала свободным коридором по транзиту наркотиков в Европу. Судан — как только Китай проявил интерес к тамошней нефтедобыче, сразу же распался на две враждующие друг с другом страны. Ливия — крупнейший экспортёр нефти и газа в Европу — сегодня, после агрессии НАТО, это фактически три отдельных государства (Феццан, Ливия и Киренаика). Египет — транзитный коридор из Европы в Индийский океан, по которому проходят сотни танкеров — сегодня пытается оправиться от последствий арабской весны. Сомали — транзитный коридор для нефти и газа — теперь это два государства и логово пиратов. Сирия — страна, через которую в Европу шли трубопроводные нефть и газ из Передней Азии — уже почти два воюет с боевиками. Мали — страна, через которую проходят ключевые для Африки транспортные артерии и которой очень интересуется Китай — сегодня охвачена гражданской войной. Иран — страна с колоссальными запасами нефти и газа блокирована всевозможными американскими санкциями и торговым эмбарго.
Ну, и наконец Украина — страна, через чью территорию идёт порядка 50% российского газа — в результате майдана «вдруг» начинает балканизироваться, а её газотранспортные новые киевские власти «неожиданно» передают фирме Chevron, тесно связанной с американскими властями...
Таким образом, становится очевидно, что настоящий интерес США в украинском вопросе обусловлен главным образом целью создать в Европе очередную зону политической и военной нестабильности, плюс попытка взять под контроль российские газопроводы
Хайль Бандере?
Безусловно, есть свои интересы в кризисе на Украине и у стран Евросоюза. Не секрет, что Евросоюз нуждается в новых рынках сбыта своей продукции, он хочет экспортировать часть своих рисков вовне, и Украина для этих целей подходит как нельзя лучше (при этом новый приток дешёвой украинской рабочей силы в ЕС никому не нужен, потому расширять союз за счёт Украины никто не планировал; наоборот, в ЕС сегодня наблюдается сильная безработица — она колеблется от 16 до 25% — и само количество трудовых мигрантов там давно превышает норму).
Эксперт по европейской интеграции, бывший участник переговоров по зоне свободной торговли между ЕС и Украиной Тарас Качка отмечает что «ЕС от ассоциации с Украиной не будет иметь огромных выгод. Однако это вызовет определённый рост европейской экономики, а даже небольшой рост измеряется сотнями миллионов евро. Это определяет мотивацию многих стран Евросоюза, особенно его локомотива — Германии. Её экономический аспект интересует больше всего».
А ещё ЕС, как и американцы, проявляет большой интерес всё к тем же газотранспортным системам — через Украину в Европу поставляется примерно половина всего потребляемого газа, и получение контроля над ГТС стало бы своеобразной «подушкой безопасности» для все стран Западной Европы. Если говорить в общих чертах — западно-европейские политики нацелены на создание большого энергетического консорциума, который бы закупал российский газ для нужд всего ЕС централизованно, и тем самым снизил бы зависимость от российского газа отдельных стран.
Не менее важен здесь и политический аспект. Такого мнения, в частности, придерживается экономист Александр Пасхавер.
«Экономические факторы далеко не решающие для ЕС в его желании заключить Соглашение об ассоциации, — уверен экономист. — Размышления Союза определяются геополитическим противостоянием с Россией, в которой он видит конкурента... Европа боится агрессии в геополитическом смысле этого слова. Политика России её напугала. ЕС не хочет, чтобы Россия превратилась в империю и распространила своё влияние на Украину. Грубо говоря — европейцы хотят, чтобы Украина была их, а не чья-то».
Действительно, если Украина войдёт в зону влияния России, то это во многом изменит геополитическую ситуацию на европейском континенте. «Европа не хочет повторить историю с Беларусью, — говорит Тарас Качка. — Отмежевавшись от неё, ЕС потерял эту страну. Теперь он не желает, чтобы такое же произошло с Украиной»...
Однако сегодня на Западе по украинской проблеме в целом нет единодушия — так, всё больше расходятся позиции США и Великобритании с одной стороны и планы Германией и приближенных к ней стран с другой. Об особых интересах Германии на Украине справедливо пишет редактор созданного при поддержке Министерства культуры и сената Республики Польша портала Kresy.pl, специализирующегося на тематике «восточных кресов» (территорий Украины и Белоруссии) Томаш Квасницкий:
«Евросоюз – это форма германской гегемонии, и только поэтому он сегодня всё ещё существует. Ассоциация Украины с ЕС будет способствовать тому, что сфера влияния Германии значительно расширится... Даже если Украина не развалится на части, необандеровская идеология может распространиться. И тогда Украина бандеризируется вся целиком буквально за несколько лет. Процесс усвоения идей ОУН-УПА (националистическое течение) идёт стремительно, особенно среди молодежи. Не вижу ни одного препятствия к тому, чтобы такое государство не превратилось в вассала Германии».
Уже сегодня Германия оказывает существенное влияние на Украину, внедряясь не только в экономику, но и в политику этой страны. Её деятельность в Украине носит системный и последовательный характер. На сегодняшний день Германия обладает огромной информацией о «человеческом факторе» в Украине, о политических и общественных группах, которые стали социальной базой для развития про-германских ориентаций. Надо сказать, что про-германские силы в Украине самые значимые и разветвлённые, и способны предоставлять самую содержательную информацию.
Действуя на основе своих интересов, Германия всё больше дистанцируется от американо-британской политики в Украине. Так, политологами из немецкого Фонда имени Фридриха Эберта и Исследовательского центра Восточной Европы при университете Бремена, отмечается, что «германская стратегия в особенности проявлена в Югославии, а вернее, в отношении Словении и Хорватии, а также в отношении Украины. К играм Запада в странах Балтии и к Польше Германия относится весьма «холодно» и сдержано, но в отношении стран бывшей Югославии, и теперь уже и Украины, германская политика чётко обрисовала намерения и приоритеты Берлина».
Данные подходы специалисты сводят к следующему:
1 Германия категорически возражает против проведения политики постоянной раскачки и дестабилизации положения на Украине, как приём в осуществлении давления на Россию.
2 Украина не рассматривается в Берлине, как некое буферное или барьерное государство, с помощью которого выстраивается некий «санитарный кордон» в отношении России.
3 Германия не намерена спекулировать на сложном геополитическом и социальном положении Украины и вести различные игры с интеграцией страны в НАТО и ЕС.
4 Германия заинтересована в реальной интеграции Украины и в НАТО, и в ЕС, но без ущерба для себя и Европейского сообщества, учитывая экономическое, политическое и правовое состояние этой страны.
При этом, в Берлине всё больше политических сил считают, что одной из целей «майданной» революции на Украине является дестабилизация ситуация во всей Европе, выгодная в первую очередь США. А политически ослабляя Европейский Союз Вашингтон постоянно предъявляет претензии европейцам в неспособности решать проблемы континента, в том числе Восточной Европы.
Именно поэтому Германия не заинтересована в доминировании на Украине однозначно ориентированной на Вашингтон и Лондон команды в лице Ю.Тимошенко. Для Берлина представляют интерес не про-российские или про-американские политики, а те политические круги в Украине, которые разделяли бы европейские, а значит про-германские взгляды. Именно поэтому Германия оказывает поддержку националистическим силам Украины, в большинстве своём пока представленными небольшими политическими партиями. Берлин так же оказывает помощь и некоторым украинским олигархам, например, Ренату Ахметову. Кстати, украинские олигархи полностью разделяют планы Берлина по сохранению и развитию металлургической промышленности страны. В тоже время США и Великобритания, наоборот, заинтересованы в ликвидации этих отраслей, и в особенности угольно-металлургического комплекса Украины...
...Таким образом, сегодня в странах Запада существует множество противоречий относительно видения пути дальнейшего развития Украины. И никакого отношения к обеспечению «становления в стране демократии» эти цели не имеют. Эти цели сугубо корыстные, в том числе и по отношению к России. Ибо Украина — как для Германии, так и для и англо-саксонских стран — стала уникальным инструментом снижения международного статуса России и эффективным рычагом давления на Москву. И более всего здесь конечно же выигрывает Вашингтон, который при любом раскладе, при любом развитии событий всегда останется в выигрыше, «подарив» Европе и России очередную проблемную экономическую и политическую зону.
Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»