Сегодня истёк срок перемирия, объявленного президентом Петром Порошенко на юго-востоке Украины. Предполагалось, что за это время боевые действия в регионе страны прекратятся, а воюющие стороны начнут мирные переговоры. Однако чуда не произошло. Украинские военные продолжали обстреливать города и села на востоке страны, убивая мирных жителей и российских журналистов. Перемирие, которое оказалось фиктивным, активно обсуждали западные СМИ.
Война не мир
«Насколько реально прекращение огня на Украине?» — задавалось вопросом американское издание Slate. — На первый взгляд, все ингредиенты для прекращения насилия на Украине на месте».
«С другой стороны, в самой Украине никак не создаётся впечатление, что столкновения прекратились. Очередной украинский военный вертолёт был сбит повстанцами через день после объявления прекращения огня. Каждая из сторон обвиняет другую в нарушении перемирия», — пишут журналисты.
«В условиях, когда могут последовать новые международные санкции, Путин в последнее время, кажется, играет непривычную роль «доброго полицейского», высказываясь за улаживание и мир, пока пророссийские повстанцы продолжают воевать при кажущейся молчаливой поддержке Москвы, а его министр иностранных дел и государственный газовый монополист продолжают давить на Киев, — сообщает издание. — В любом случае, хорошая новость в том, что худший сценарий — полномасштабное российское вторжение — теперь выглядит крайне маловероятным. Однако до разрешения взрывоопасного бардака на востоке Украины, кажется, по-прежнему далеко».
По мнению другой американской газеты The New York Times, «президент России Владимир Путин предложил Украине как кнут, так и пряник, приняв с оговорками мирный план, предложенный руководством Украины с целью подавления сепаратистского восстания на юго-востоке, но одновременно поставив войска по всей Центральной России на боевое дежурство и начав масштабные военные учения».
«Аналитики считают, что Россия сейчас всё-таки настроена на поиск соглашения, – рассуждает издание. – Но она хочет либо иметь достаточное влияние в юго-восточной части Украины для возможной дестабилизации киевского правительства, либо получить уверенность в том, что оно не слишком сблизится с Европейским Союзом и не вступит в НАТО. Аналитики указывают также на то, что с обеих стороны не хватает доверия к переговорам, и что боевые действия могут выйти из-под контроля лидеров».
«Готовность Кремля остановить насилие на Украине до сих пор остаётся под сомнением, – подхватывает британская The Guardian, – а российский президент проводит крупные военные учения». По мнению британцев, Россия, не обращая внимания на переговоры, вот-вот нападет на Украину...
В связи с этим иностранные СМИ усиленно и даже с надеждой обсуждали возможность введения дополнительных санкций против России со стороны ЕС.
План П
«Мирный план Порошенко забуксовал» — отмечает в заголовке испанская газета La Vanguardia. Испанское агентство EFE придерживается такого же мнения: «За период прекращения огня непримиримые позиции обоих лагерей ничуть не сблизились, а вооружённые столкновения, правда, гораздо менее интенсивные, продолжались».
«Порошенко исключил любую возможность переговоров об отделении двух пророссийских областей», - говорится в статье. «Наша цель - мир, но не мир любой ценой», — заявил президент. Порошенко не намерен отказываться и от двух других условий: демилитаризации Донецкой и Луганской областей и восстановления контроля над границей с Россией.
«Лучшая новость с момента объявления прекращения огня пришла как раз из России», — отмечают журналисты, сообщая, что Совет Федерации отозвал разрешение на ввод войск на Украину.
«На украинского президента Петра Порошенко сильно давят, и видно это, в том числе, по языку его тела, — пишет немецкое издание Sueddeutsche Zeitung. — Так, если сразу после своего избрания украинец очаровал весь мир своим демонстративным оптимизмом, «армией плюшевых мишек» и мирным планом, то теперь во время своих выступлений Порошенко выглядит крайне натянуто: его челюсть напряжена, а руки сжаты в кулаки».
Причина этого, считают журналисты, заключается в том, что его план не принёс желаемого результата: на востоке Украины продолжаются бои, гибнут люди, а сепаратисты не идут на компромисс ни в одном вопросе, не считая символического освобождения наблюдателей от ОБСЕ, что вовсе не определяет исхода противостояния. «Да и Москва ограничивается исключительно символическими жестами. Все конкретные требования Порошенко, а именно возврат контроля над пограничными пунктами, сдача оружия и прекращение его поставок, оказались безрезультатными», — констатирует издание.
По мнению британского журнала The Economist, Петр Порошенко предоставил «повстанческим группировкам достаточное количество времени, чтобы покинуть Украину или сложить оружие».
И всё же журнал признал, что «борьба в Донецкой и Луганской областях уже начала следовать какой-то особенной логике, находя отражение в ежедневных перестрелках между непонятно кому подчиняющимися повстанцами и непрофессиональными, плохо вооружёнными отрядами украинской армии. Решения, которые принимаются на этот счёт в Киеве или Москве, едва ли могут повлиять на сложившееся положение вещей».
О том, как «противостоять Путину на Украине», размышляет британская Financial Times.
«Сегодня риторика российского лидера звучит помягче. Перемена тона стала очевидна после выборов на Украине в прошлом месяце нового президента Петра Порошенко. На первый взгляд, это обнадёживающие знаки, но не доверять подходу кремлёвского лидера — правильно», — поучает издание.
«Следующий шаг Путина предсказать сложно. Возможно, он заигрался, и теперь ему необходимо прийти с Порошенко к какому-то соглашению. Новый украинский лидер высказывает планы о большей децентрализации Украины, что может быть приемлемо для Путина и укрепит права русскоязычного меньшинства», — отмечается в публикации.
«Запад не должен заблуждаться насчёт того, что пик кризиса миновал. За 14 лет в Кремле Путин умело пользовался слабостями оппонентов у себя дома и за рубежом. Риск сегодня заключается в том, что многие на Западе, особенно в ЕС, верят, что Путин вот-вот отступит. Это неразумное предположение», — заключает газета.
Днём с огнём
Совсем другие интонации звучат в украинских СМИ. Хоть и говорить правду в этой стране по-прежнему могут себе позволить немногие. Вот, к примеру, как пишет о последних событиях украинское информационно-аналитическое издание «Одна Родина»:
«На сегодняшний день план Порошенко, предложенный как некая панацея для урегулирования кризиса на юго-востоке страны, срывается. Впрочем, сами его формулировки говорили о том, что он был невыполним. Причин тому много, одна из тех, на которые обратили внимание эксперты, – в плане нет явного призыва к диалогу».
Авторы констатируют: «явно прагматичные новые киевские власти, может, и хотели бы решить конфликт спокойно, однако общественные ожидания майданных радикалов и практически прямое внешнее управление страной, осуществляемое США, существенно сужают возможность для политических манёвров».
«Главная задача, – по мнению издания, – не дать выполнить этот план, но вину за его срыв свалить на ополчение». И, похоже, что выводы агентства, начали сбываться: Порошенко уже объявил о возможности прекращения «мирного плана»...
Немецкий журнал Der Spiegel видит три возможных варианта решения конфликта на востоке Украины.
Первый предусматривает участие сепаратистов в процессе урегулирования ситуации: «Так как присоединение востока Украины к России становится всё менее вероятным, политическое крыло сепаратистов могло бы согласиться на создание автономии. Однако для Порошенко такой вариант невыгоден, ведь во власть придут его противники, а Киев потеряет своё влияние на востоке и значительные налоговые поступления из промышленного Донбасса».
Второй сценарий - решающая битва с сепаратистами. В последнее время, как отмечают журналисты, украинская армия одерживает победы. «Однако в случае возобновления боевых действий Кремль в очередной раз может начать раздумывать о военном вмешательстве», — полагает издание. Так, во время визита в Австрию Путин заверил, что Россия и впредь «будет защищать русских, проживающих на Украине».
Последний вариант заключается в «замораживании конфликта»: совместные патрули российских и украинских пограничников снизят риск возможных провокаций на границе. «Однако политический кризис этот вариант вряд ли решит», — делает заключение издание...
Подготовила Юлия Максимова