Высокие мировые цены на нефть грозят кризисом России
Цены на нефть в последнее время в центре всеобщего внимания. Добравшись до максимальной отметки со времен Ливийской войны, они балансируют на уровне 120 долларов за баррель. И хотя такое положение вещей России вроде бы на руку, в глобальной перспективе дело может закончиться очередным масштабным кризисом, который неминуемо затронет и нас.
- Иранский след
- Дорожать «чёрное золото» начало сразу же после того, как сгустились тучи над Ираном. В рамках санкций против своего политического противника США и Европа приняли решение о сокращении закупок иранской нефти. Между тем, это второй по величине производитель важнейшего сырья в ОПЕК после Саудовской Аравии. Эксперты сразу же заговорили о возможном кризисе на рынке углеводородов. По прогнозам экспертов, дефицит нефти может составить до 3 миллионов баррелей в сутки.
- При этом Америка и Европа пытаются не допустить падения производства. Для этого нужны бесперебойные поставки сырья, и, кроме того, сырье это должно закупаться по приемлемым ценам. И хотя Саудовская Аравия пообещала увеличить добычу нефти больше чем на четверть (с нынешних 9,9 до 12,5 миллионов баррелей в сутки), чтобы компенсировать иранскую недостачу, этих объемов всё равно не хватит, чтобы удовлетворить все потребности.
- Поэтому, несмотря на все оптимистичные уверения нефтепроихводителей, «черное золото» подскочило в цене. «Мы не понимаем, что происходит», — недоумевает министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими. — «Мы не понимаем, почему цены ведут себя так. Все наши клиенты удовлетворены. Мы спрашиваем, нужно ли им больше нефти, и неизменный ответ — нет».
- Вслед за нефтью пошли на взлет и цены на бензин. В США они сейчас достигают 3,91 доллара за галлон (3,8 литра), года назад было 3,58 доллара. А в Париже стоимость литра 95-ого бензина превысила отметку в два евро.
- Все эти ценовые метаморфозы заставили Америку и Европу задуматься о крайних мерах, способных уравновесить их экономики. Франция уже заявила, что готова распечатать стратегические запасы сырья. Такие прецеденты уже были трижды, и последний из них – минувшим летом в ходе ливийской кампании. Тогда Мировое энергетическое агентство (МЭА) дополнительно поставило на рынок 60 миллионов барелей из своих запасов. При этом половина этого дополнительно сырья было взято из стратегических ресурсов США. Поэтому новые нефтяные вливания возможны лишь при согласии Соединенных штатов. Причем в этот раз их может потребоваться даже больше, чем в ходе Ливийской кампании. Окончательно масштаб проблемы станет понятно после 1 июля. когда эмбарго на ввоз нефти из Ирана в страны Европы вступит в силу.
- Кроме того, необходимо заручиться и поддержкой других крупнейших мировых держав. Американцы ведут переговоры с Великобританией, Японией, которые ничем пока не увенчались. Предполагается разработать некий совместный план использования нефтяных резервов, который позволил бы существенно снизить цены. Пока не участвует в переговорах Германия, хотя и является обладателем третьего по величине запаса нефти в мире.
- Однако, после недолгих раздумий, США всё же решили в ближайшее время нефтяную заначку не распечатывать. Американцы собираются действовать в двух направлениях: увеличить собственную нефтедобычу (на сегодняшний день в штатах производится до 9 процентов всей потребляемой в мире нефти) и сократить нефтепотребление. По наблюдениям экспертов, США в этом плане одна из самых расточительных держав. Именно они обеспечивают 20 процентов мирового спроса. Стоит американцам чуть-чуть уменьшить нефтеёмкость свой экономики, и это неминуемо отразится и на ценах.
- Решение США пока не распечатывать резервы продемонстрировало миру, что ситуация на рынке нефти всё-таки пока не настолько критична. Цена не нефть чуть-чуть опустилась, но так и осталась на отметке выше 120 долларов за баррель.
- Однако не нужно забывать, что нефть – это не только сырьевой ресурс , но еще и популярный финансовый инструмент. И цена на нее часто определяется не реальным соотношением спроса и предложений, а действиями биржевых игроков и спекулянтов игроков. Сейчас нефтяные активы пользуются популярностью у инвестиционных компаний и банков. Поэтому, по прогнозам большинства экспертов, все усилия Америки, Европы и Саудовской Аравии могут обеспечить понижение цены максимум до уровня 100 долларов за баррель. Именно такую стоимость большинство экономистов считают справедливой.
- Однако помимо производителей и потребителей есть еще биржевые игроки. И стоит трейдерам и банкам начать выводить деньги из нефтяных активов, цена за баррель может ухнуть сразу до отметки 50-80 долларов. Такая ситуация может возникнуть, если американским и европейским банкирам и инвесторам срочно потребуются деньги для латания дыр в бюджетах собственных компаний. И некоторые европейские банки уже даже начали движение в этом направлении. Не исключено, что это продолжится и дальше. И вот тогда эта заокеанская нефтяная возня начнет серьезно отражать и на нашей экономике.
- Идем на Восток
- На сегодняшний день позиции России выглядят достаточно прочно. Нефтепроизводители имеют шансы неплохо заработать на сложившейся ценовой ситуации, и правительство создает для этого благоприятные условия. В конце прошлого года были снижены экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты до 60 и 66 процентов соответственно. Сэкономленные денежные ресурсы планируется потратить на увеличение нефтедобычи, ведь пока нефть остается важнейшим сырьем в мировой экономике.
- Судя по-всему, притока нефтедолларов ждут и в российском правительстве. Буквально на днях обсуждался вопрос о пополнении резервного фонда. Предполагается, что он достигнет размеров докризисного уровня к 2014 году. К тому, же нефтегазовые доходы помогут государству справиться с серьезными финансовыми обязательствами по повышению зарплат военным и полицейским, увеличению пенсий и различных соцпособий.
- Чтобы укрепится в статусе нефтяной державы, Россия также активно решает вопросы транспортировки сырья. Неделю назад в порту Усть-Луга Ленинградской области был загружен первый танкер, который повез российскую нефть в Роттердам. Это новый путь транспортировки нашей нефти в Европу. Порт Усть-Луга — конечная точка нефтепровода Балтийская трубопроводная система-2 (БТС-2). На запуск терминала приехал лично Владимир Путин, что свидетельствует о том, что руководители государства придают серьезное значение этому событию.
- Этот транспортный путь — не столько экономическая, сколько политическая необходимость, поскольку он позволит снизить зависимость России от наших непредсказуемых соседей — Белоруссии и Украины — через которые проходит нефтепровод «Дружба». Например, в 2010 году из-за ценовых споров с Белоруссией Россия вынуждена была прекратить поставки нефти привычным путем и воспользоваться морскими перевозками, что гораздо дороже.
- И хотя БТС-2 работает пока в тестовом режиме, и в ближайшее время его не планируется загрузить на полную мощность, наличие еще одного пути транспортировки «черного золота» позволяет российским нефтяникам вздохнуть спокойно. Ведь от 75 до 85 процентов российской нефти предназначено для европейских рынков. И случись очередной конфликт с Белоруссией, нефтяные поставки от этого не пострадают. Да и сами наши бывшие собратья по СССР теперь наверняка буду сговорчивей.
- Кроме того, Россия расширяет клиентскую базу и в восточном направлении. Еще в 2009 году Москва и Пекин запустили нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Половина поступающей по нему нефти (300 000 баррелей в день) идет в китайский Дацин, а другая половина — в российский порт Козьмино, откуда её покупают США, Китай, Япония, Южная Корея и Филиппины. Более того, Китай даже заключил долгосрочный контракт с Россией. Выделив компаниям «Роснефть» и «Транснефть» кредит на 25 миллионов долларов, китайцы на 20 лет получили скидку на покупку российской нефти в Козьмино в размере 1,5 доллара за баррель.
- Таким образом, за последнее десятилетие Россия увеличила долю своего нефтяного экспорта в Азию с 3 до 15 процентов, а в планах до 2015 года — удвоить эту цифру. И даже если кризис накроет основного потребителя отечественной нефти — Европу, у России останутся рынки сбыта на Востоке.
- Не всё то «золото»
- Между тем, ряд экспертов предполагает, что удар на нас может обрушиться гораздо раньше, чем поставки российской нефти в Азию достигнут запланированных масштабов. Всемирный банк и известное международное агентство ”Standart & Poor`s” уже пугают Россию новым кризисом. Высокие цены на нефть, которые сейчас поддерживают российскую экономику, могут в конце концов сыграть с ней и злую шутку. Продолжающийся ценовой галоп чреват новым мировым кризисом. И тогда спрос на нефть неминуемо упадет, а вместе с ним — и цены. По всему видно, что Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена. Еще не утихли волнения в Греции, а массовые акции протеста уже прокатились по Испании, всерьез обсуждается перспектива дефолта Италии, и тогда экономический перспективы объединенной Европы будут еще более сомнительными. Да и в Китае впервые за последние три года был зафиксирован спад производства. Так что потребности в углеводородном сырье в мире могут значительно уменьшится.
- Российская же экономика за время высоких цен успела еще больше подсесть на так называемую «нефтяную иглу». Чтобы в государственном бюджете не появилась ощутимая брешь, цены на нефть должны не только удержаться на нынешнем уровне, но и продолжить рост. Нынешний российский бюджет профицитен, только если цены на нефть выше 117 долларов за баррель. А 70 долларов за баррель и вовсе являются критическим рубежом, ставящим под угрозу не только экономическое развитие, но и все социальные гарантии.
- К сожалению, именно такое развитие событий предсказывает ряд международных экспертов. В последнее время всё чаще вспоминают 2008-2-009 годы, когда цена на нефть сначала подскочила до 147 долларов, а потом за несколько месяцев упала почти в три раза. К такому же пиковому рубежу «черное золото» подбирается и сейчас. Если в Америке и Европе несмотря на все старания всё же начнется промышленная рецессия, Китай замедлит свой рост и биржевые игроки утратят интерес к нефтяным активам, новый нефтяной обвал неизбежен.
- Впрочем, этот негативный сценарий затрагивает интересы слишком многих стран, каждая из которых постарается избежать такого поворота событий. Поэтому есть надежда, что нефтяного шока всё-таки не случится.
- Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»