Война в воздухе: почему мишенью стал Boeing?
Мировой новостью номер один остается катастрофа «Боинга» Malaysia Airlines под Донецком. Над Украиной отменяются полеты, премьер-министр Малайзии принимает соболезнования, создаются международные комиссии по расследованию крушения самолета, унесшего жизни, по последним данным, 298 человек. Судя по ночным телевизионным сюжетам, Европа, похоже, только сейчас поняла, что на Украине идет гражданская война. В шоке Голландия, потерявшая в небе над Донбассом 154-х человек. Потрясены Англия, Германия, Бельгия. Пассажиры из этих стран также были на борту самолета.
Киев пытается снять с себя всю ответственность за случившееся.
Так, президент Порошенко заявил, что «наемники и их «старший брат» все чаще и наглее прибегают к нескрываемым военным действиям против Украины». В тоже время президент России Владимир Путин отметил, что «государство, над территорией которого это произошло, несет ответственность за эту страшную трагедию» и «этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на Юго-Востоке Украины».
Украинские СМИ со ссылкой на стандартных комментаторов боевых действий в Донбассе мгновенно обвинили в попадании по «Боингу» ополченцев. Координатор группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук сразу после катастрофы уверенно заявил, что в зоне проведения АТО вообще нет украинских средств ПВО. Эту информацию опровергли в Министерстве обороны РФ. «В районе северо-западной окраины Донецка развернуты дивизионы 156 зенитного ракетного полка Вооруженных Сил Украины, с двадцати семью пусковыми установками комплекса «Бук М1», — говорится в заявлении ведомства — Данные комплексы по своим тактико-техническим характеристикам способны обнаруживать воздушные цели на дальностях до 160 км и поражать их во всем диапазоне высот на дальности свыше 30 км. Кроме того, в небе над Донецкой областью постоянно находятся боевые самолеты ВВС Украины, оснащенные различными типами ракет. Это неоспоримый факт».
Много вопросов вызывает сам факт полета авиалайнера над опасным районом, в котором регулярно сбиваются военные самолеты. При этом, как сразу заметили блогеры, курс рейса Амстердам – Куала-Лумпур в последние дни был скорректирован как раз в сторону Донецкой области, ранее он спокойно пролетал над Азовским морем ближе к Крыму. Запрет на полеты гражданских авиалиний со стороны украинской Государственной авиационной службы не касался рейсов на высоте более 7900 метров. Малазийский самолет летел на высоте 10 км. В то же время возникают резонные вопросы: если украинские власти знали, как они уверяют, о наличии у повстанцев зенитного комплекса «Бук», то почему они не помешали авиалайнеру лететь над регионом?
Чтобы вывести себя из-под удара, украинские военные к ночи доложили президенту, что ополченцы не захватывали ракетные комплексы «Бук» и С300. То есть, по их мнению, такое оружие предоставила ополчению ДНР и ЛНР Россия. Следует также отметить, что в Совете национальной безопасности и обороны Украины заявили, что у ополченцев есть возможность сбивать самолеты на больших высотах. Новость об этом на «Украинской правде» появилась всего за полтора часа до трагического известия о самолете Malaysia Airlines. Странно, да?
В народных республиках Донбасса заявили, что готовы участвовать в независимом расследовании. «Необходимо создать все условия для объективного установления причин крушения авиалайнера, — отметил председатель парламента «Союза народных республик» Олег Царев — Существуют жесткие стандарты ИКАО. Территория падения является зоной ответственности МАК — Межгосударственного авиационного комитета СНГ, который обладает полномочиями и достаточной компетенцией расследования любых авиапроисшествий».
В то же время Петр Порошенко и МАК считает недостаточно авторитетной организацией. «Террористы уже заявили о своем желании спрятать концы в воду и вывезти бортовой самописец, так называемый черный ящик, в Москву» — заявил украинский президент.
Вечером 17 июля в украинских СМИ активно распространялся перехват, якобы сделанный Службой безопасности, в котором ответственность за попадание по самолету возлагалась на неких «чернухинских казаков». Впрочем, СБУ, регулярно производящая поимки «шпионов» с кинжалами и удостоверениями ГРУ, серьезно утратила доверие, как источник достоверной информации. Не исключено, что перехват является фальшивкой, сделанной на скорую руку или, что еще ужаснее, загодя. Мир хочет каких-то более внушительных доказательств, чем стандартная аудиозапись от украинского СБУ.
В США, как сообщают источники CNN, установили, что самолет сбила ракета, но не указали, кто несет за это ответственность. Радар зафиксировал включение ракетной системы «земля-воздух» и отслеживание ею самолета как раз перед падением борта. Другая система показала тепловой след в то время, когда был сбит самолет. США анализируют траекторию ракеты, чтобы узнать, откуда она была выпущена. Американский представитель Джейк Тэппер в интервью CNN заявил, что, по мнению администрации Обамы, у Украины не было возможности и мотивации сбивать самолет в этом регионе. Трудно было бы ждать иного анализа мотивации. По этой логике, сбивать «Боинг» было крайне необходимо ополченцам ДНР. Очередной американский бред.
Авиационный эксперт CNN Ричард Квест считает «очень необычным» то, что самолет был сбит на такой высоте. Даже с земли легко можно установить, что это было коммерческое, а не военное судно, считает он. «Так что в этом случае произошло что-то совершенно отвратительное».
Консультант CNN Мэри Скьяво заявила, что самолет следовал по обычному маршруту, но в небезопасных регионах необходим постоянный контакт с диспетчерами. «Любое отклонение от курса – и у вас могут быть проблемы», — сказала она.
«Это трагический день трагического года для Малайзии, — заявил премьер-министр Наджиб Разак, — Если выяснится, что самолет был сбит, мы будем настаивать на быстром привлечении исполнителей к ответственности».
Впрочем, очевидно, что быстрым расследование не получится и на пути к истине будет создано множество препятствий. Зато дальнейшее развитие событий в Донбассе покажет, кому был выгоден это трагический случай.
«Свободная пресса»