Главной новостью в западных СМИ стало крушение малазийского самолета на территории Украины. Трагедия повлекла за собой новую волну обвинений в адрес России. Ещё до начала расследования большинство иностранных изданий сошлись во мнении, что «Боинг» сбили сепаратисты под руководством Москвы.
Прерванный полёт
Спустя несколько часов после падения «Боинга» СМИ начали строить предположения относительно причин падения. Версия у большинства изданий была одна.
«Самолет Boeing был сбит по указанию президента Владимира Путина в ответ на санкции против России. Украинские военные зафиксировали вылет ракеты у российской границы», – оперативно написало агентство Украинских национальных новостей.
«Крушение самолета не случайно, его сбили преднамеренно», – процитировало британское ВВС заявление американского вице-президента Джо Байдена, добавляя, что «если подтвердится, что малазийский Boeing сбили сепаратисты при помощи российского оружия, это полностью изменит текущее течение украинского кризиса». После этого британские журналисты аккуратно напомнили, что несколько дней назад лидеры ряда западных государств «выразили обеспокоенность тем фактом, что оружие украинским повстанцам может поставлять Россия».
«Гибель малайзийского лайнера — результат конфликта, который тянется с апреля оттого, что Москва поддерживает пророссийских сепаратистов", — сделала вывод британская The Times.
«Олег Царёв, один из лидеров ДНР, сказал, что повстанцы не сбивали малайзийский авиалайнер", — пишут корреспонденты. «У нас нет оружия, которое могло бы сбить самолет на такой высоте», — сказал Царёв в интервью газете спустя несколько минут после того, как стало известно о катастрофе.
«Но всего три недели назад у них было полно такого оружия. В конце июня российские государственные СМИ поздравили повстанцев с их самым свежим военным приобретением — партией ракетных установок «Бук» российского производства, захваченных на базе украинских ВВС», — отметило издание.
«Похоже, повстанцы быстро пустили свои новые ракеты в дело. В последние дни сбитые украинские военные самолёты стали почти обычным явлением, — заключают авторы материала. — В четверг днем российские СМИ утверждали, что у города Торез упал украинский «Ан-24». Это было всего за несколько часов до первых сообщений в российских СМИ, что над Торезом сбит борт MH17 Malaysia Airlines».
Газета также отметила, что и украинская сторона, и сепаратисты имеют доступ к современным системам ПВО, а также используют плохо обученных бойцов. «И всё же самое правдоподобное объяснение крушения «Боинга» — ракета, выпущенная по ошибке подразделением повстанцев, которое надеялось снова нанести урон украинским ВВС», — отметило издание.
Популярная британская газета The Sun и вовсе вышла под заголовком Putin's Missile («Ракета Путина»). После этого стало окончательно ясно, кого Запад будет считать виновным в катастрофе, несмотря ни на какие расследования...
Крылья подрезали
К европейским коллегам активно подключились и американские СМИ.
«Крушение самолета MH 17 стало концом сказки «о ненастоящей войне» как для России, так и для Запада, — пафосно написало издание «The Washington Post». — По трагическому стечению обстоятельств эта нетрадиционная не-война только что унесла жизни 298 человек, большинство из которых были европейцами. Мы больше не можем делать вид, что ничего не происходит и это не касается никого, кроме жителей Донецка. И русские больше не могут притворяться».
«Пока Россия не демонстрирует никаких признаков шока или стыда, — пишут журналисты. — Но на самом деле эта трагедия даёт Владимиру Путину возможность выпутаться из той сложной ситуации, которую он создал на востоке Украины. Теперь у него есть отличный повод осудить сепаратистское движение и прекратить его поддерживать. Если он откажется, мы будем точно знать, что он сохраняет приверженность тому хаосу и нигилизму, которые он спровоцировал в Донецке. И мы сможем предположить, что он намеревается распространить их и на другие области».
Американский журнал «The Atlantic» с радостью подхватил:
«Россия финансирует и вооружает украинских ополченцев, а также подталкивает их к продолжению жестокой войны против избранного европейского правительства. В Крыму Россия перебросила свои войска через признанную международным сообществом границу иностранного государства, захватила часть его территорий и запугала его население. Теперь все мы оказались под угрозой, потому что мы позволили атрофироваться тем институтам, которые были призваны сдерживать и противостоять этой угрозе. Пришло время восстановить эти институты. Мы должны были сделать это ещё в самом начале украинского кризиса. И, возможно, нам удалось бы избежать ужасного крушения MH 17, если бы мы поняли это с самого начала».
Многие СМИ пустились в рассуждения о том, как катастрофа отразится на дальнейшей политической ситуации в мире.
Как отметил американский журнал The New Republic, «крушение малайзийского самолёта меняет правила игры. Во-первых, то, что, казалось, превращается в локальный замороженный конфликт, теперь перешло в новую стадию, создающую прямую угрозу безопасности в Европе. Во-вторых, США и Европа будут вынуждены ввести более болезненные санкции».
Как пишет издание, «сложно предвидеть, какие могут быть последствия». «Даже если будут собраны доказательства, указывающие на вину повстанцев, как Запад сможет их наказать? Как он сможет наказать Россию за то, что она дала им такие возможности? Что он сможет сделать для завершения этого конфликта? Самолёт упал, ставки выросли, но что Запад (или Москва) на самом деле могут с этим поделать?»
«Единственное, что мы знаем наверняка, это что конфликт теперь в полном смысле слова вышел из-под контроля», — заключает журнал...
Русские горки
На фоне всеобщей истерии российские информагентства вели себя максимально корректно.
Так, «Интерфакс» старался приводить на своих лентах мнение обеих сторон. «ДНР возложила ответственность за сбитый Boeing на Киев», – это сообщение, отражающее точку зрения украинских ополченцев, появилось в день трагедии вечером. А уже через час журналисты привели высказывание официального Киева: «Минобороны Украины заявило о непричастности своих ВВС к катастрофе в Донецкой области».
Вообще, аргументы российских экспертов по поводу произошедшей трагедии звучали более весомо и убедительно, чем голословные обвинения западных СМИ.
Так, президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков заявил в интервью нескольким изданиям, что «Боинг-777» авиакомпании Malaysia Airlines с вероятностью 90% был сбит ПВО Украины».
По мнению эксперта, в пользу этой версии говорит сразу несколько фактов. «Первый из них — практически сразу после крушения президент Украины Пётр Порошенко провел совещание, на котором средствам массовой информации сообщил, что якобы у сил самообороны есть комплексы большой дальности, способные сбивать самолеты на больших высотах. Также пресс-служба президента Украины распространила информацию, что на борту самолёта был взрыв, произошел теракт. Откуда Порошенко мог знать про теракт ещё до того, как самолет упал?» — резонно задается вопросом эксперт.
По версии специалиста, «украинские военные, как и в ситуации 2001 года с Ту-154 авиакомпании «Сибирь», проводили учения и в ходе них сбили малайзийский «Боинг». Кроме того, недавно под Донецк Киев перебросил системы «Бук», опасаясь, что со стороны России могут быть нанесены авиаудары»...
Попытались осветить несколько точек зрения и некоторые западные СМИ. Так, немецкое издание der Freitag, одно из немногих приводит версию российской стороны.
«Определённую роль в трагедии могла сыграть неопытность украинских военных или же они приняли Boeing за российский самолёт-разведчик», — пишут немецкие журналисты. В интернете даже есть версия, что целью ракеты мог быть самолёт Путина, на котором он возвращался из поездки по Южной Америке: маршруты «борта номер один» и малайзийского судна пересекались».
«Испаноязычный диспетчер, личность которого не удалось установить, сообщил в Twitter, что Boeing 777 сопровождали два украинских истребителя. Подлинность его профиля подтверждает то, что он был создан до крушения самолёта и там уже были размещены несколько постов о ситуации в секторе Газа и Украине», — отметили журналисты.
«Если учесть, что до этого ополченцы вели обстрел воздушных целей, находящихся на малой высоте (вертолёты и транспортный самолёт), то маловероятно, что они могли сбить Boeing на высоте 10 километров, — полагают авторы статьи. — Для этого необходим не только ракетный комплекс «Бук», но и обученные специалисты. При этом «сепаратисты» не держали зла на иностранцев». В качестве аргумента в статье приводится случай, когда были отпущены наблюдатели ОБСЕ. Инцидент не носит почерк ополченцев».
Тем более, пишет издание, что этой ужасной трагедии можно было избежать, если бы воздушное пространство над зоной боевых действий на Украине было закрыто для пассажирских авиарейсов. «Возможно, этого не сделали, потому что основные СМИ Запада постоянно преуменьшали масштабы убийств и количество смертей на востоке Украины, - рассуждают журналисты. "АТО не называли войной. В результате этого произошло крушение Boeing. За это Запад поплатился жизнями собственных граждан», — делает печальный вывод немецкое издание...
Подготовила Юлия Максимова