Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Страны БРИКС — единство и противоречия

Страны БРИКС — единство и противоречия

iСтраны альянса со звучным названием БРИКС не один год делали устрашающие намёки Западу, что скоро начнут устанавливать в мировой экономике свои порядки. И, вот, наконец, от слов они перешли к делу. На прошедшем недавно саммите в Бразилии было подписано соглашение об учреждении банка развития и создании пула валютных резервов БРИКС.

Эти две спасительные лодки должны помочь развивающимся странам выплыть из любого мирового экономического шторма. А в дальнейшем новые финансовые структуры позволят странам БРИКС серьезно влиять на глобальные экономические процессы, вытесняя с ведущих ролей вездесущие США и Евросоюз.

Так сбудутся ли эти смелые ожидания?

Ва-банк развития

В документах с последнего саммита БРИКС звучат бодрящие цифры. Каждая из пяти стран, входящих в альянс — Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР — внесут в уставной капитал так называемого Нового банка развития (НБР) по два миллиарда долларов. Однако на этом дело не закончится: в ближайшие пять лет страны альянса продолжат складывать деньги в общую кубышку, после чего размер уставного капитала банка дорастёт до 50 млрд. А в дальнейшем эту цифру планируется удвоить — до 100 млрд долларов.

Ещё более впечатляющим выглядит замах пула валютных резервов БРИКС. Сумма подушки безопасности, которую пять стран сформируют сообща, составит 100 млрд долларов. Из них 41 млрд даст Китай, как обладатель крупнейшего золотовалютного резерва в мире. Бразилия, Индия и Россия скинутся по 18 млрд, и 5 млрд выделит ЮАР.

Таким образом, в случае экономического бедствия любая из стран-участниц альянса сможет обратиться в «кассу взаимопомощи» и получить таковую либо из Банка развития, либо из пула валютных резервов. При этом ей придётся доказать, что эта помощь на самом деле необходима. Банк развития будет выделять деньги только под масштабные инфраструктурные, промышленные, сельскохозяйственные проекты. А резервный фонд поможет странам поддержать национальную валюту, если её обрушат биржевые спекулянты, возникнет дефицит бюджета или из государства начнётся отток капитала...

Создавая эти структуры, ничего принципиально нового БРИКС, конечно, не изобрели. И банк развития, и пул валютных резервов являются аналогами существующих и хорошо известных организаций — Всемирного банка и Международного валютного фонда. Однако их репутация за последние десятилетия сильно подпорчена.

Появившийся во время Второй мировой войны Всемирный банк тоже создавался с благородной целью помогать развивающимся странам. Однако к настоящему моменту уже очевидно, что вреда от него гораздо больше, чем пользы. Несмотря на то, что скидываются в общую копилку практически всем миром, реальную политику банка определяют исключительно США, которые с помощью кредитов держат на коротком поводке десятки государств.

Некоторые эксперты даже называют Всемирный банк и МВФ «инструментами новой колонизации», поскольку деньги они выделяют на кабальных условиях. Страна, претендующая на кредит, должна быть благонадежной с политической точки зрения и следовать «демократическим ценностям». Кроме того, от любого государства, претендующего на деньги МВФ или Всемирного банка, требуют «затягивания поясов» и сокращения социальных расходов, что, как правило, приводит к резкому падению уровня жизни населения и лишь усугубляет экономические проблемы.

Так, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц пришёл к выводу, что если бы США сами следовали рекомендациям Всемирного банка, то никакого экономического роста у них бы не было. Стиглиц также отметил, что Россия, которая в 90-ые годы выполнила свои обязательства перед заморскими кредиторами, разрушила свою экономику, а Китай, который, наоборот, не стал следовать «ценным указаниям» Всемирного банка, переживает экономический подъём.

Так что на деле эти глобальные финансовые организации работают на то, чтобы не дать развивающимся странам хоть в чём-то обскакать Запад.

Разумеется, как только эти самые развивающиеся страны немного окрепли, они решили изменить ситуацию в свою пользу. Именно ради этого и создавался альянс БРИКС, и многие считают, что у него уже успешно получается бросать вызов устоявшемуся мировому порядку.

Сообразили на пятерых

Потенциал у стран БРИКС действительно впечатляющий. Государства, входящие туда, занимают 25% суши на планете. На долю альянса приходится 40% населения Земли, четверть мировых природных богатств и 21,5% от всего мирового ВВП. А в кризисные 2008—2009 годы эта цифра достигала 40% ВВП.

Кроме того, в странах БРИКС есть то, в чем так остро нуждаются США и Евросоюз — деньги. Пока развитые страны погружались на дно долговой ямы, их «младшие братья» наращивали капиталы. К настоящему моменту золотовалютные запасы Китая достигли рекордных показателей и перевалили за 3 триллиона.

У остальных игроков цифры скромнее: Россия — 478 млрд, Бразилия — 378 млрд, Индия — 295 млрд. Однако каждая из стран превосходит США с их 146 млрд золотовалютных резервов, а все вместе они явно обгоняют Евросоюз с запасом в 771 млрд. Это денежное довольствие и позволило странам БРИКС благополучно пережить кризис, так серьезно подкосивший благоденствие Америки и Европы.

При этом у каждого из государств, входящих в альянс, своя сильная сторона. «Конёк» Китая — промышленное производство и самые большие в мире трудовые ресурсы. В Бразилии — это сельское хозяйство, развитие предпринимательства и огромный внутренний рынок.

Индия сделала ставку на развитие высоких технологий. Страна «сказок и легенд» снискала в мире репутацию поставщика качественных и доступных услуг по программированию, в медицине и финансовом секторе. Здесь также развито и сельское хозяйство.

К сожалению, Россия в этом списке стоит на одной ступени с ЮАР — обе страны пока живут за счёт богатых сырьевых ресурсов. И потому «локомотивами» блока их никак не назовешь.

Такая разница в экономическом развитии, с одной стороны, составляет силу БРИКС. Внутри альянса государства могут почерпнуть всё необходимое: от энергетических или финансовых ресурсов до промышленных технологий и продуктов питания. И им больше не нужно ходить на поклон к американцам или европейцам.

С другой стороны, эта разность в интересах стран БРИКС определяет и внутренние противоречия блока, которые могут притормозить как развитие всего альянса, так и развитие каждого государства в отдельности.

Например, будучи поставщиком нефти и газа, Россия заинтересована в том, чтобы цена на них была как можно выше. Однако это категорически не устраивает Китай, которому по мере развития производства требуется всё больше и больше энергоресурсов.

В свою очередь, Бразилия бьёт тревогу из-за того что Китай наводнил бразильские рынки своими дешёвыми товарами, подкашивая тем самым местных производителей.

И таких противоречий в последнее время внутри БРИКС становится всё больше. Однако самое главное из них заключается в том, что внутри блока, который задумывался изначально как «союз равных», определился явный лидер — Китай. И сдерживать его становится всё сложнее.

Достучаться до Поднебесной

Эти внутренние разногласия при формирования банка БРИКС были особенно ощутимы. От декларации о его создании до момента подписания соглашения прошло два года, и всё это время внутри блока шла ожесточенная борьба, кто же будет играть в новой финансовой структуре первую скрипку.

Китай, и не безосновательно, тянул одеяло на себя. Промышленный гигант мог позволить себе внести в уставной капитал сумму, в разы превосходящую вложения остальных участников БРИКС. Однако это означало бы и то, что голос Поднебесной в новой структуре будет решающим. В итоге, после напряженных переговоров, амбиции Китая удалось унять. Однако они вспыхнули вновь уже в процессе создания банка. Самым болезненным моментом на саммите в Бразилии стал вопрос о размещении штаб-квартиры банка. На это одновременно претендовали Китай, как основной «спонсор» проекта, и Индия, чья банковская система считается одной из самых прозрачных в мире.

Ситуацию спасла Бразилия, которая в последний момент уступила своё предполагаемое президентство в банке в пользу Индии. В итоге, что называется, всем сёстрам досталось по серьгам. Штаб квартира Нового банка развития будет находиться в китайском Шанхае. Первым президентом банка станет представитель Индии, совет директоров возглавит кандидат от Бразилии, председатель совета управляющих будет из России, ну а ЮАР разместит у себя региональное представительство банка...

Однако несмотря на то, что вроде бы каждый получил своё, сложившийся расклад Китай воспринял исключительно как собственную победу. Комментарии рядовых жителей Поднебесной по поводу появления банка с базой в Шанхае укладываются в одну фразу: «Как мы всех сделали!». Причём, речь идет не только о США, но и о партнерах по БРИКС.

По мнению многих экспертов, Китай активно стремится стать новым центром мировой экономической жизни. И использует для этого любые средства: выстраивая сложные отношения с Европой и США, объединяя вокруг себя соседей из Азии и упрочивая свои позиции в БРИКС.

Даже заявленное намерение стран БРИКС перейти на расчёты в национальных валютах, по прогнозам экономистов, принесёт ощутимую выгоду только китайскому юаню — как наиболее крепкой из них. И единению блока это точно не поспособствует...

Впрочем, к самой идее БРИКС на Западе до сих пор относятся скептически, отмахиваясь от альянса, как от назойливого комара. В дружественной США прессе дают понять, что создание банка развития и резервного фонда БРИКС для мировой финансовой системы — не больше чем «поигрывание мускулами».

Завяленный на сегодняшний момент уставной капитал Нового банка развития в 10 млрд долларов не сможет обеспечить даже внутренние потребности БРИКС, чей совокупный ВВП достигает 16 трлн долларов. А уж с такой махиной как Всемирный банк, уставной капитал которого больше 220 млрд долларов, НБР и вовсе не сравнится.

Однако в таких нарочито пренебрежительных комментариях чувствуется и напряжённость Запада. БРИКС со своим экономическим потенциалом, политическими амбициями, а теперь ещё и собственным банком развития и резервным фондом могут преподнести сюрпризы. Даже переполненный амбициями «большого брата» Китай понимает, что держаться вместе всем участникам альянса просто выгоднее. Да и 70 лет назад, на момент появления Всемирного банка, его уставной капитал составлял тоже около 10 млрд долларов. И вон что потом получилось...

Новый банк развития и пул валютных резервов БРИКС заработают уже в следующем, 2015 году. Тогда-то и можно будет делать первые выводы о том, какую реальную роль в мировом устройстве они сыграют.

Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика