Палестина — война нескончаемая и безнадёжная
Разрушенные взрывами дома здесь практически не восстанавливаются. Грохот автоматных очередей стал таким же привычным, как, например, для европейских жителей звон трамвая или шум автомобилей. На людей, увешанных армейским снаряжением и всеми мыслимыми и немыслимыми видами оружия, уже давно никто не обращает внимания. Перекрестки улиц городов и посёлков «мирно» украшают блокпосты из мешков с песком, опутанные колючей проволокой, да зелёные коробки бронетранспортеров с танками. Никто не вздрагивает от сообщений о начале обстрела или о свершившемся крупном диверсионно-террористическом акте…
Война здесь стала повседневностью, в её условиях выросло уже не одно поколение местных жителей. И самое страшное, что эти земли не являются задворками цивилизации. Это Палестина – один из очагов зарождения самой цивилизации, Святая Земля для двух мировых и одной крупной национальной религии: христианства, ислама и иудаизма.
К вечному, казалось бы, противостоянию евреев и арабов уже привык и весь остальной мир. То, что в Палестине что-то взрывается и кого-то убивают, уже никого не удивляет. И если серьёзно проанализировать еврейско-арабский конфликт и требования сторон, то поневоле придешь к выводу, что вряд ли он закончится, пока одна из сторон не добьется решающей победы над другой. Для проигравшего это будет означать в лучшем случае изгнание со спорных территорий, а в худшем – физическое истребление.
Мне кажется, что причина столь печального положения дел – безнадёжная запутанность проблемы, создаваемой веками, причём во многом искусственно. Проблема творилась великими державами, преследовавшими свои узкокорыстные интересы в этом регионе. Этих держав уже нет на карте планеты, а за их амбиции уже не одно десятилетие расплачиваются жители Палестины.
Раввины оберегали евреев от чужого влияния
Спорить о том, кому исторически принадлежит Палестина, – дело бестолковое и безнадёжное. Дело в том, что евреи и арабы – родственные народы, принадлежащие к одной семито-хамитской языковой семье. Их далекие предки заселили эти земли в незапамятные времена. И, увы, редко когда Палестине доводилось жить в мире и благополучии.
Через неё с регулярной периодичностью проходили орды завоевателей, сжигавших всё на своём пути. Проносились лихие колесницы армий египетских фараонов, топали тяжело вооруженные воины Александра Македонского, земля содрогалась от грохота копыт конницы персидских царей… Дымящиеся развалины городов, истребленные и угнанные в рабство жители – вот что оставалось после таких «визитов».
В самом начале нашей эры римские легионеры уничтожили Иудейское царство. Император Тит Флавий Веспасиан в наказание за непокорность велел разрушить столицу Иудеи город Иерусалим. Но главное: он уничтожил Храм царя Соломона – святыню еврейского народа. С этого момента считается, что началось расселение евреев с разоренной родины по всему миру. Хотя некоторые историки, например, Леонард Штейн, считают, что расселение началось гораздо раньше, а карательные экспедиции Веспасиана лишь ускорили процесс.
Как бы там ни было, но еврейская государственность была уничтожена. Впрочем, далеко не все евреи покидали родину. На протяжении столетий в Палестине сохранялись сильные еврейские общины. Парадокс, но сохранялись они именно благодаря исламу – религии, основанной пророком Муххамедом в соседней с Палестиной Аравии. С распространением ислама земли начали интенсивно заселяться арабами, которые, впрочем, начали появляться здесь ещё с самых незапамятных времен.
Ранний ислам являлся, пожалуй, самой веротерпимой религией варварского Средневековья. Мусульманские правители, владевшие Палестиной с VII столетия нашей эры, никого не принуждали менять свою веру. Поэтому здесь мирно сосуществовали и те же мусульмане, и православные христиане (греки и часть арабов), и иудеи. Не раз палестинцы объединялись против иноземных захватчиков: западных крестоносцев, приходивших «освобождать Гроб Господень», или монгольских орд, шедших с востока. Еврейская знать и купцы обладали огромным влиянием при дворах мусульманских правителей. Никакого религиозного противостояния не наблюдалось.
Иначе дело обстояло в Европе. Там еврейские общины жили замкнуто, не смешиваясь с местным населением. Главы общин, одновременно и религиозные лидеры-раввины, поучали своих единоплеменников: «Мы, евреи, всегда останемся чужими среди других народов». Подразумевалось, что евреям надо всегда быть готовыми к возрождению собственной государственности. И не где-нибудь, а именно в Палестине. Поэтому большинство еврейского народа не могло чувствовать себя гражданами того или иного европейского государства.
А это, в свою очередь, не могло не породить межнациональных конфликтов. Плюс ко всему бытовало убеждение, что именно евреи виноваты в смерти Иисуса Христа. А христианство было религией всего европейского континента. По всей Европе волнами шли еврейские погромы, а некоторые европейские правители пытались радикально решить возникшую проблему. В XVII веке голландцы, например, хотели выселить своих евреев в одну из восточных колоний.
А первым, кто задумался о Палестине как о месте переселения евреев, был будущий император Франции Наполеон Бонапарт, совершивший в 1799 году военный поход на Ближний Восток.
Все в Палестину!
К началу ХХ века Палестина находилась под властью турецких султанов, чья империя охватывала огромную территорию от Средиземного моря до Персидского залива. Резко изменилась и межконфессиональная обстановка. Былая терпимость между арабами и евреями уходила в прошлое. Мусульманский мир всё более проникался идеями религиозного фанатизма и экстремизма, беспощадной борьбы со всеми, кто не исповедует ислам.
Положение усугублялось тем, что в Палестину устремились тысячи мигрантов еврейского происхождения из Европы, и они стали теснить арабское население. Вдохновителем переселения стала Всемирная Сионистская Организация, структура еврейских националистов, решивших, что наконец пришло время восстановления древнего Иудейского царства.
Первый съезд сионистов прошел в швейцарском городе Базеле в 1897 году. Надо сказать, что господа сионисты были людьми весьма циничными и не гнушались никакими средствами для достижения поставленных целей. К примеру, они не считали антисемитизм чем-то страшным для евреев. Наоборот, они были уверены, что еврейские погромы будут только способствовать более активному переселению евреев в Палестину. Один из теоретиков сионизма Теодор Герцль писал:
«Антисемитизм, будучи мощной и скорее подсознательной силой, не принесет евреям вреда. Я считаю его движением полезным для развития еврейской индивидуальности».
Сионисты развернули активную борьбу против тех соплеменников, которые искренне считали своей родиной не далекую Палестину, а Германию, Польшу или Россию. Герцль призывал всех европейцев еврейского происхождения «выбросить за борт лжепатриотизм» и быть только патриотами грядущего государства Израиль.
У сионистов нашлись и мощные покровители. Сначала это была кайзеровская Германия, желавшая видеть в евреях своих агентов влияния на Ближнем Востоке. Но затем пальма первенства в деле защиты сионизма перешла к Британской империи. Евреи играли важную роль в финансово-экономической жизни Лондона и потому зачастую определяли основные направления британской внешней политики. Один банковский дом Ротшильдов чего стоил!
После первой мировой войны и разгрома Турецкой империи Палестина перешла под контроль Британии. Процент еврейского населения начал бурно расти. Если в 1920 году доля евреев составляла 10 процентов населения Палестины, то к 1940 году она выросла до 30-35 процентов. Соответственно росло число конфликтных ситуаций между переселенцами и арабским населением. Постепенно Святая Земля стала превращаться в горячую точку.
Скоро сионисты вышли из-под контроля британских властей. Обеспокоенные британцы в 1939 году приняли закон об ограничении эмиграции евреев в Палестину. И получили за это беспощадный террор со стороны еврейских колонистов.
Ещё в 1920 году была образована тайная террористическая организация «Иргун цвай леуми» («Национальная военная организация»). Долгое время её возглавлял Менахем Бегин, будущий премьер Израиля. С 1939 по 1947 годы террористы убили сотни британских солдат. Еврейские боевики минировали кафе, отели и автомобили. Причём убивали не только англичан, живущих в Палестине, но и тех, которые имели хоть какое-то отношение к палестинским делам. Обычно жертвам присылали посылки-бомбы. Самые громкие террористические акты прошли в 1946—1947 годах, когда был взорван отель «Царь Давид» (погибли 200 британских военнослужащих и гражданских лиц) и произошло нападение на офицерский клуб в Иерусалиме (погибли 80 человек).
Одновременно колонисты образовали отряды самообороны – «Хагана», вступившие в вооружённые столкновения с арабскими боевиками. Колониальные власти находились в полной растерянности и уже не контролировали ситуацию.
Гитлеру – шолом?
Эту тему не любят поднимать ни арабские, ни израильские историки. Тем не менее факт остается фактом: борясь друг с другом и с Британией, сионистские лидеры и арабские экстремисты одно время искали поддержку у нацистской Германии.
Первыми это сделали палестинские арабы. Их лидер, великий муфтий (глава мусульман) Иерусалима Амин аль-Хуссейни неоднократно организовывал еврейские погромы, причём не только в Палестине, но и в других арабских странах. В 1941 году муфтий появился в Берлине, где его встретил лично рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Аль-Хуссейни попытался создать «Арабский легион» в составе войск вермахта: по планам нацистов, легион должен был принять участие в боях, как только немецкие танки прорвутся через русский Кавказ на восток. Однако ничего из этого не вышло — в 1943 году немцев отбросили с Кавказа. Тогда муфтий организовал из балканских мусульман 13-ю дивизию СС, прославившуюся своими зверствами в боях против югославских партизан.
Весной 1945 года Аль-Хуссейни бежал в Египет, где активно включился в борьбу против образования еврейского государства. Долгие годы муфтий был вдохновителем непрекращающегося арабо-израильского конфликта, мечтая истребить всех евреев поголовно. Он умер в 1974 году, передав полномочия лидера палестинских арабов родному племяннику – Ясиру Арафату…
О связях сионистов и нацистов известно меньше. В 30-е годы в Берлине действовал так называемый «Палестинский офис», в котором сионисты с благословения германских властей оформляли документы всем желающим евреям для выезда на Ближний Восток. Гитлер и его антисемитская банда всячески поощряли этот процесс. Тогда же сионисты установили контакты с германской военной разведкой. Вот что пишет немецкий историк Ганс Хёне:
«Начальник отдела абвера по делам евреев фон Миндельштайн всячески содействовал деятельности сионистских организаций по созданию лагерей перевоспитания, в которых молодых евреев подготавливали для использования в сельскохозяйственных кибуцах Палестины».
Недавно выяснилось, что с сионистами был связан не кто иной, как Адольф Эйхман, оберштурмбанфюрер СС, главный палач еврейского народа в Европе, организатор десятков лагерей смерти. Израильская журналистка Ханна Ардент так характеризовала Эйхмана:
«Он презирал евреев-ассимиляторов, его раздражали евреи-ортодоксы, сионистов же Эйхман любил, так как они были такими же, как он, «идеалистами».
По данным журналистки, сионисты контактировали с Эйхманом до 1944 года на взаимовыгодных условиях: эсэсовец переправлял в Палестину заключённых в концлагеря евреев, а сионисты оказывали различного рода услуги, вроде денежных вливаний в оборону III рейха…
Как видим, обе стороны конфликта не брезговали ничем, даже услугами нацистов.
О, война, без конца и без края!
Сразу после Второй мировой войны стало ясно, что Британия не удержит Ближний Восток, что Палестину придется оставлять. Вопрос о будущем Святой Земли был вынесен на обсуждение сессии Организации Объединённых Наций. К тому времени у сионистов появился мощный адвокат – США, заинтересованные в экономическом проникновении на Ближний Восток путём ликвидации всех европейских конкурентов, в том числе и Британской империи. В 1947 году ООН принимает решение о разделе Палестины на две части – еврейское государство Израиль и арабское Палестинское государство.
Палестинских арабов поддержали их соплеменники из Египта, Сирии, Ирака и Иордании, объединившиеся в Арабскую лигу. Лидеры Лиги сразу заявили: «Наша цель – уничтожение еврейского государства». В мае 1948 года было провозглашено образование Израиля. На следующий же день арабские войска напали на израильтян. Но отряды самообороны «Хагана» разгромили захватчиков и отстояли израильскую независимость. При этом арабская часть Палестины вдоль западного берега реки Иордан вошла в состав Иорданского королевства.
Израиль выжил еще и потому, что получил помощь как со стороны США, так и со стороны… СССР. Если американцы видели в Израиле орудие в устранении английских конкурентов, то советские лидеры надеялись перевоспитать сионистов в коммунистическом духе и сделать еврейское государство частью социалистического лагеря.
Советская помощь шла через Чехословакию, где наши инструкторы обучали израильских летчиков, танкистов и пехотинцев. В течение 1948—1949 годов Советы организовали беспрерывный поток боевой техники для нужд армии Израиля.
Сионисты помощь приняли, а становиться коммунистами не захотели. Советско-израильские отношения стали охладевать, пока не были разорваны окончательно. С тех пор арабы стали нашими союзниками, а израильтяне – «агентами американского империализма». Дальнейшее арабо-израильское противостояние стало, по сути, отражением «холодной войны», в которой играли мускулами США и Советский Союз.
В 1967 году, во время очередной войны, земли палестинских арабов окончательно были захвачены израильской армией, громившей войска Иорданского королевства. Арабо-израильский конфликт вспыхнул с новой силой, получив второе, ещё более мощное дыхание.
Почему сегодня невозможно примирение
Распад Советского Союза, триумф Запада в «холодной войне» не способствовали окончанию противостояния на Святой Земле. Наоборот, положение усложнилось тем, что американцы начали искать компромисс с арабским миром и заигрывать с мусульманскими фундаменталистами. Это неудивительно, ибо США попали в зависимость от экономических связей с Ближним Востоком, прежде всего от поставок нефти и других природных ресурсов. В Вашингтоне теперь нет единодушной поддержки Израиля, уже основательно подуставшего от многолетнего военного напряжения. Время сейчас однозначно работает на арабов, не прекращающих давление на Израиль. А израильское руководство понимает, что как только Запад откажется от поддержки евреев, то израильтяне окажутся один на один со всем враждебно настроенным мусульманским миром.
Что же делать дальше?
Скорее всего, израильтянам и арабам нужно договариваться без всяких посредников. Ибо любой посредник будет отстаивать прежде всего свои собственные интересы, ещё более запутывая конфликт. Но для прямых переговоров нужны новые лидеры, способные не предвзято посмотреть на многие вещи. Только в этом случае есть шанс хоть о чем-то договориться. Иначе будущему Святой Земли не позавидуешь.
Как бы она не стала пустыней в прямом смысле этого слова!
Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»