Говорят зарубежные СМИ
Самой обсуждаемой темой в мировых СМИ стали санкции, введённые Россией в отношении Запада. Речь идёт о запрете импорта продуктов из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии на российские прилавки. Для большинства западных производителей это стало настоящим шоком. В результате продуктового эмбарго сотни компаний оказались на грани банкротства, а убытки сельскохозяйственного сектора Европы могут составить миллиарды евро.
Торг здесь неуместен
Во всеобщей панике, которая прокатилась по Европе после новости об ответных санкциях России, невозмутимыми остались немногие СМИ. К примеру, американские издания, по традиции, обвинили во всем происходящем Россию.
Так, деловая американская газета «The Washington Post» написала:
«Санкции Запада были направлены против небольшого числа людей, представляющих финансовый и энергетический секторы российской экономики, — подсчитало издание. — Российский запрет на импорт продовольственных товаров нанесет удар по большому числу крупных и малых предприятий, в основном европейских, но они также затронут практически всех граждан России. В настоящее время Россия импортирует четверть, а, возможно, даже половину, всех продовольственных товаров — и это не только французский Камамбер, но и замороженный польский горошек. Импорт этих товаров позволял не только расширить выбор, но и снизить цены на многие продукты в России. Теперь выбор станет меньше, а цены — выше».
Коллег по перу поддержал и британский журнал «The Economist». Журналисты с нескрываемой радостью сообщили, что продовольственные санкции, прежде всего, больно ударят по карманам самих россиян:
«Кремль гордо заявляет о том, что он намерен заменить западные товары и услуги товарами и услугами отечественного производства, приводя в пример высокотехнологичные детали в оружейной промышленности, — написали журналисты. — Тактика замещения импорта отечественной продукцией могла бы принести положительные результаты, если производители не работали бы практически на пределе мощности и отчаянно не нуждались бы в новых инвестициях, объёмы которых в ближайшее время продолжат стремительно уменьшаться. Суверенный фонд благосостояния России, который сейчас составляет 173 миллиарда долларов, накопленных за годы высоких доходов от продажи нефти, будет потрачен на стабилизацию рубля и выплату долгов государственных банков и компаний. Как сообщили некоторые российские депутаты, «это нас не убьет, но создаст определенные проблемы».
«Россия ввела запрет на импорт западных продуктов питания. Путин рискует ухудшением положения своих сограждан. Люди старшего поколения помнят ситуацию в Советском Союзе, когда им было нечего есть и когда на Западе их не любили, но боялись, — рисуют мрачные картины будущего журналисты немецкого издания «Frankfurter Allgemeine Zeitung».
«Ответ Владимира Путина на санкции Запада в необъявленной Россией войне против Украины свидетельствует, с одной стороны, о его решительности в борьбе с Соединенными Штатами и ЕС. Но с другой стороны, он говорит и о том, что Путин не задумывается о последствиях, которые в этот раз коснутся, в первую очередь, его собственных сограждан», — делает вывод газета.
За ценой не устоим
Однако в большинстве стран Евросоюза царят совсем противоположные настроения. Лидеры французских сельхозпрофсоюзов рвутся на экстренную встречу с президентом Олландом – требовать компенсации убытков, которые они понесут из-за санкций. В немецком минфине уже в тысячах подсчитывают число будущих безработных. Премьер Латвии, где так ратовали за ввод санкций против Москвы, экстренно прервала свой отпуск для оперативных совещаний в Риге.
«Отмените санкции, пока не поздно!» — с таким призывом к руководящим органам ЕС обратились депутаты Европарламента от греческой Компартии. В послании на имя главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу и верховного представителя Евросоюза по иностранным делам Кэтрин Эштон греки написали, что эмбарго со стороны России, которые спровоцировали сами европейские политики, приведут к катастрофическим последствиям. В выражениях они не стеснялись.
«Тысячи малых и средних фермерских хозяйств в Греции и других странах Евросоюза платят за империалистическую интервенцию ЕС-США-НАТО на стороне фашистского правительства Украины», — цитируют производителей европейские СМИ.
Совокупные потери европейских фермеров оценивают в 12 миллиардов евро — примерно на эту сумму Россия купила продовольствия в прошлом году. Наиболее пострадают соседи и восточноевропейцы — Польша, страны Балтии, Болгария и Румыния.
Те, кто теряет на санкциях больше остальных, а это также и Финляндия, уже спешат напомнить о себе.
Так, глава местной центристской партии Юха Сипиля считает, что «влияние антироссийских экономических санкций на экономику Финляндии необходимо принять во внимание при составлении бюджета на следующий год», — сообщили финские газеты Verkkouutise и YLE. Сипиля сообщил, что «если оценки ЕС о падении экономики в пять процентов оправдаются, это неизбежно повлияет на занятость и работу предприятий в Финляндии».
Финские газеты Taloussanomat и Uusi Suomi написали, что «пищевая промышленность Финляндии узнала с большим беспокойством о запрете ввоза продовольствия в Россию. 25 процентов финского экспорта идет в Россию и его стоимость составляет свыше 400 миллионов евро». По словам экспертов, финским поставщикам продовольствия будет трудно найти замену российскому рынку.
По словам президента Финляндии Саули Ниинистё, «напряжённая ситуация между Россией и западными странами становится похожа на времена холодной войны», - сообщила финская газета Etelä-Suomen Sanomat. По мнению Ниинистё, «ответные меры со стороны России были ожидаемы». По словам президента, «санкции незначительно повлияют на экспорт Финляндии в целом. Однако они существенно повлияют на конкретные предприятия и сферы, например, на молочную промышленность. По силе воздействия санкций Финляндия, из всех стран Евросоюза, на пятом или шестом месте». Ниинистё обеспокоен тем, как эту ситуацию можно будет разрешить в ближайшем будущем. «Сейчас самое важное сделать так, чтобы этот холод не распространялся дальше, или чтобы эта «торговая война» не усугубилась бы до того, что нам пришлось бы использовать и другие термины», — предостерёг глава государства.
Продуктовый напор
Продовольственные запреты многие СМИ признали войной, финал которой может наступить ещё не скоро.
«Голландское общество не может понять, как за считанные недели королевство оказалось втянутым в войну, которая еще недавно многим здесь казалась столь же далекой, как борьба израильтян с ХАМАСом или иракцев с ИГИЛ, — отмечает американская информационная служба «Радио Свобода». — По подсчетам нидерландского банка ING, российские контрсанкции означают потерю 10 тысяч рабочих мест — это 20% всех рабочих мест, связанных с торговой деятельностью в России. Запрет на импорт в Россию затронет интересы и тех компаний, которые непосредственно с Россией не работают».
«Так, Нидерланды являются крупнейшим поставщиком сырья и полуфабрикатов в Германию, страну с наибольшим товарооборотом с Россией, — продолжают журналисты. — Теперь с немецкой стороны упадёт спрос на поставки из Голландии. В пятницу на овощном аукционе в голландском Залтбоммеле, где фермеры традиционно продают свою продукцию оптовикам и экспортерам, эффект от российских продовольственных санкций наблюдался значительный. Как сказал один из предпринимателей, за 55 лет работы на аукционе он такого ещё не видел. «Сегодня купил шпинат по 30 центов. Еще в среду он продавался по 1,10 евро. Такого ни один овощевод не потянет».
По информации голландских СМИ, многие фруктовые и овощные хозяйства потерпят от санкций Кремля серьёзные убытки. В Голландии это и так очень нестабильный сектор, так как фермерам постоянно приходится вкладывать деньги в технологии, чтобы сделать своё производство экологичнее. Теперь многим производителям приходится уничтожать с трудом выращенный товар или отдавать его на корм скоту...
Серьёзная угроза нависла и над другой европейской страной — Норвегией. До введения санкций Россия была вторым после Франции импортёром промысловой и первым — искусственно выращенной рыбы. В случае затяжной торговой войны наиболее вероятная перспектива для части норвежских рыбаков — банкротство.
Сотрудник норвежского Института международных отношений Якуб Годзимирский заранее предупредил, что конфликт с Россией вреден для норвежского лосося. «Русские назовут это не санкциями, а защитой российского рынка от недоброкачественных продуктов», — говорил эксперт изданию Dagens Næringsliv. Об этом же предупреждал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский своего норвежского коллегу Берье Бренде: «Ваш лосось может последовать за нашими яблоками...» Но тот остался непреклонен: «Не может быть и речи о том, чтобы Норвегия не последовала за ЕС и США в вопросе санкций», — категорично заявил политик изданию NRK.
В интервью газете Stavanger Aftenblad министр Норвегии по делам ЕС Видар Хельесен тоже предупредил деловое сообщество страны о том, что ему «придётся пожертвовать экономическими интересами и примириться с санкциями», которые могут «создать проблемы для норвежской энергетики и финансовой сферы, причём надолго».
Многочисленные комментарии читателей были как никогда единодушны и сводились к вопросу «При чем здесь мы?!» Так, читатель-маркетолог говорил: «Украина находится совершенно не в сфере наших интересов, и в ЕС мы не входим. ЕС затеял восстание на Майдане, и вот последствия... Но почему они должны затрагивать норвежскую экономику?!» Другой житель страны предупреждал, что «так можно довести до банкротства любое частное предприятие». Еще двое читателей справедливо заметили: «Норвегия не входит в ЕС, почему мы должны плясать под их дудку? Не пора ли стать независимой страной?»...
Подготовила Юлия Максимова.