Вы находитесь здесь: // Национальный вопрос // Идеи «славянского братства» сильно вредят России

Идеи «славянского братства» сильно вредят России

 сербия россия натоПрезидент Сербии Борис Тадич объявил о своей отставке, на десять месяцев раньше истечения срока его полномочий. Впрочем, аналитики отмечают, что отставка — не значит уход из политики. Тадич намерен выдвинуть свою кандидатуру на досрочных выборах, которые пройдут в стране 6 мая. Борис Тадич не сомневается в своей победе. Ещё бы — ведь за ним стоит вся политическая элита современной Сербии, которая уже давно плюнула на национальные интересы своей страны и на «братские отношения» с Россией. Ибо сербская элита практически вся стала прозападной и даже враждебной по отношению к нашей стране...

Россию долго водили за нос

Как пишет информационное агентство «Новый Регион», недавно в Белграде появилась книга местного политолога Николы Врзича «Тайны белградских депеш», в которой на 120 страницах собраны опубликованные WikiLeaks документы американской дипломатии 2006—2010 годов, касающиеся Сербии. Эти материалы показывают, что руководство этой страны буквально водило за нос «братскую Россию», заявляя о безусловной приверженности территориальному единству своего государства. В частности, речь идёт о статусе края Косово, против независимости которого Россия — в поддержку Сербии — всегда жёстко выступала на самых разных дипломатических уровнях.

На самом деле, президент Борис Тадич уже давно втихую «сдал» край албанцам и Западу ...

Из американских дипломатических депеш видно, что поначалу, до 2006 года, Тадич как бы ещё пытался играть роль сербского патриота, настаивая на территориальном единстве Сербии. Однако план независимости Косова уже давно был начертан в Вашингтоне, и во всех приватных разговорах американцы говорили, что Косово всё равно будет независимым, а «от сербов ожидают, чтобы они это как можно легче проглотили, не мешали и были бы конструктивны». И Тадич от «нет» независимости Косову постепенно перешёл к готовности встать на американскую позицию — в обмен на вступление в Евросоюз и даже... в блок НАТО!

Первые изменения в позиции президента американцы подметили, когда Тадич сказал, что его приоритетом является защита сербов в Косове (а не борьба против независимости). Потом в июле 2007 года Тадич заявил, что не позволит, чтобы Косово помешало усилиям Сербии интегрироваться в ЕС и НАТО. А затем более откровенно: «Тадич… уверял, что справился с собой и принял неизбежность независимости…».

В октябре 2006 года помощник американского госсекретаря Даниель Фрид писал в Вашингтон из Рима: «Тадич сообщил мне, что не будет преградой усилиям международного сообщества принести региону стабильность, даже если это предполагает некую форму независимости Косово». Когда американские дипломаты поняли, что в лице Тадича имеют надёжного партнёра, то в августе 2006 года выразили вполне определённый интерес поддержать его политическую карьеру. С этого момента этот человек стал настоящим проводником американского влияния в своей стране.

Депеши показывают также, как американцы работали не только с Тадичем, но и с сербскими политическими партиями, с некоторыми иерархами Сербской православной церкви, имея среди них явных сторонников. Важной темой депеш стали реформа армии и вступление Сербии в НАТО.

В посланиях американских дипломатов указывалось, что реформа армии Сербии проводится «в наших [американских] интересах», а главным достижением называлось «изменение состояния сознания сербских офицеров».

Хотя официально Тадич многократно повторял, что Сербия всегда будет придерживаться нейтралитета и никогда не предполагает вступать в НАТО, однако в депешах 2007 года приводятся слова президента о том, что «интеграция Сербии в НАТО является его приоритетом номер один». При этом речь не шла о какой-либо форме сотрудничества, а о полноправном членстве Сербии в Североатлантическом военном альянсе!

США активно помогали создать в сербском обществе новый имидж НАТО: выделяли деньги на обучение журналистов, предлагали специальные гранты для радио- и телепередач, вели дискуссии в крупнейших газетах, писали заказные статьи. В этом же направлении шла и реформа армии.

В депешах отмечается, что главными реформаторами армии в направлении перехода на НАТО-стандарты являются начальник Генерального штаба генерал-майор Здравко Понош и министр обороны Драган Шутановац. В июне 2007 года Шутановац сказал послу США в Белграде, что «его миссией является подготовка сербских вооружённых сил к вступлению в НАТО».

Так, в депеше от 7 мая 2009 года говорится, что «министр обороны Драган Шутановац… прилежно работает на изменении общественного мнения в отношении НАТО и США». Для американцев было также очень важно, что министр обороны обещал им, что «у сербской армии нет ни планов, ни интереса вмешиваться в дела Косово ни при каком развитии сценария». Американцы уверены, что отношение Сербии к НАТО не изменится, даже если в Министерстве обороны будут происходить изменения и перестановки...

Любопытно поведение сербского руководства сразу после провозглашения независимости Косова в феврале 2008 года. Борис Тадич и его министры вынуждены были выразить своё негодование американцам и тем странам, которые признали Косово самостоятельным государством.

Однако в американских депешах подчёркивается, что на самом деле это спектакль, который разыгрывала сербская политическая элита, перед своим народом и перед русскими. На одном из дипломатических приёмов министр иностранных дел Сербии Вук Еремич «подошёл к сотруднику посольства [США] и извинился за свои антиамериканские высказывания, попросил передать привет послу…».

А 24 февраля этого года представители Сербии и албанских властей Косово заключили особый договор по статусу края. В документе прописано, что Белград хотя формально не признает независимость Косова, но край получает право участвовать в международных региональных организациях на Балканах. Кроме того, сербские и косовские полицейские будут совместно охранять границу.

Как верно отметили наблюдатели, де-факто это означает, что Сербия сделала еще один шаг к признанию Косова ради столь желанного вступления в Евросоюз и в прочие западные межгосударственные структуры.

Самое циничное заключается в том, что всё это проходит на фоне поистине титанических усилий России, пытающейся предотвратить развал Сербии!

Даже американские послания показывают, что позиция Москвы по вопросу непризнания Косова всегда была честной, последовательной и бескомпромиссной. При этом из документов видно, что сербская дипломатия, в свою очередь, отличалась крайней скептичностью в отношении «русских братьев». Так, посол Сербии в России откровенно говорила американцам, что «не является оптимистом по вопросу шансов Сербии задержать Косово», она также «не верит, что Москва подорвёт свои отношения с США и Европой из-за блокады консенсуса по вопросу окончательного статуса Косова... Сербия, по её мнению, стала жертвой русской антиамериканской внешней политики»...

...Возникает закономерный вопрос — а стоит ли России дальше биться за Сербию? Может, пора уже расстаться с мифом о «славянском единстве», который кроме вреда России ничего более никогда не приносил и не приносит?

Необходимая информация для необходимого размышления

Увы, эта проблема касается не только российско-сербских отношений. К большому сожалению, над нашей внешней политикой до сих пор довлеет, не побоюсь этого сказать, проклятие идеи так называемого «славянского братства».

Теория об таком мнимом братстве была разработана нашими мечтателями-интеллигентами, прозванными славянофилами, ещё в 19-м столетии. Эти люди утверждали, что Россия должна и способна объединить вокруг себя все славянские народы, которые в силу общего родоплеменного происхождения якобы сами жаждут признать российскую гегемонию.

Надо сказать, что опытные российские дипломаты, вроде известного философа Константина Леонтьева, уже тогда указывали на ошибочность идей славянофильства. Они писали, что славяне уже далеко не то единое племя, каковым оно было в древности, что разные славянские нации принадлежат к разным культурам и религиям, что они порой глубоко враждуют между собой... Но эти предупреждения стали гласом вопиющего в пустыне — царское, а потом и советское руководство взяло идеи славянофилов на вооружение. Как и следовало ожидать, ничего хорошего из этого не вышло.

Западные славяне-католики — поляки, чехи, словаки — оказались равнодушными к постулатам славянофильства, они более всего ориентируются на близкую их культуре Западную Европу (поляки, в силу особенности наших исторических взаимоотношений, вообще ничего не хотят слышать о гегемонии России). Казалось бы, должный отклик можно было ожидать от славян южных, православных по вероисповеданию. Но и тут коса нашла на камень...

Россия в ходе Русско-турецкой войны 1877—1878 года добилась независимости для двух южно-славянских народов — Болгарии и Сербии. Ради этого в жестких боях на Балканах погибли почти две тысячи русских солдат и офицеров. А вот каковой оказалась цена благодарности «братушек».

Болгария в двух мировых войнах 20-го столетия оказалась на стороне враждебных России сил. Не изменяет она русофобской позиции и сегодня. В апреле 2004 года, по случаю вступления страны в Северо-Атлантический альянс, тогдашний глава болгарского МИДа Соломон Паси буквально плакал перед телекамерами в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Он плакал... от счастья. По этому поводу электронное издание «КМ.РУ» хоть и с горечью, но справедливо написало:

«Как будто это солдаты НАТО 126 лет назад рубились насмерть на Шипке и умирали за болгар, как будто это натовские дивизии, а не войска генералов Скобелева и Гурко штурмовали занятую турками Плевну и освобождали Софию».

Окончательно истинное отношение болгарского общества к России выявили события зимы 2009 года. Тогда, в ходе российско-украинского газового кризиса, болгары на улицах демонстративно жгли российские флаги — в газовом кризисе, который затронул и ряд восточноевропейских стран, они видели виновной исключительно Россию. Во всяком случае так им объяснили западные друзья, и болгары охотно этому поверили. А уже летом того же года на местных выборах победили силы, которые не скрывают своей ненависти к России. Так, новый премьер Болгарии демонстративно вышел из международного договора по нашему газопроводу «Южный поток», отдав предпочтение западным энергетическим планам...

Что же касается Сербии...

Именно ради этой страны мы ввязались в абсолютно ненужную России Первую мировую войну, которая привела наше государство к революционному краху. Тогда пали тысячи русских добровольцев, специально приехавших в «братскую» страну на помощь: к примеру, в 1915 году, прикрывая отход сербской армии, целиком полёг батальон, состоявший из добровольцев — студентов Московского университета.

Не менее страшную цену заплатила Россия за Сербию и в годы Второй мировой. Восемь тысяч убитых солдат и офицеров Красной армии, павших при освобождении Белграда, ещё великое множество русских жизней унесло участие в местном партизанском движении.

Не оставили мы эту страну и в конце 20-го века, когда кроваво распадалась Югославия. Российские ополченцы дрались вместе с сербами во время Гражданской войны в Боснии и в Хорватии. Россия единственная защищала Сербию на высшем политическом уровне в ходе натовских бомбардировок 1999 года. Мы до сих отстаиваем и право этой страны на провинцию Косово, несмотря на мощное давление Запада...

И что в ответ? Сербы аккуратно голосуют за политиков, вроде Тадича, которые обещают им вступление в Евросоюз и в НАТО. Эти политики не только обещают союз с Западом, но и выдают международному трибуналу в Гааге в качестве «военных преступников» тех своих соотечественников, которые считали и считают Россию настоящим другом своего народа: врача Радована Караджича, профессора Воислава Шешеля и других. Параллельно, официальный Белград строит нам и другие всевозможные пакости.

Так, в 2008 году полиция Сербии потребовала от российских сапёров, занятых разминированием объектов Белграда после натовских бомбёжек... заплатить некие административные сборы — налог на временное пребывание в стране и плату за проезд к местам разминирования. Как отметил с возмущением один наш дипломат, это то же самое, как если бы пациент требовал от врача денег, бесплатно лечащего его от смертельной болезни. Конфликт тогда с трудом удалось замять, но пакости на этом не закончились.

После августовской войны с Грузией выяснилось, что в числе главных военных спонсоров режима Саакашвили является Сербия. Именно она наравне с другой «братской славянской страной» Украиной более всего потрудилась на ниве снабжения грузин современным оружием. Эта прогрузинская политика, явно носящая антироссийский характер, продолжается и сегодня...

Какой из всего это напрашивается вывод? Да всё очень просто! России пора перестать жить вредными идеологическими иллюзиями, вроде идей славянофильства или какого-иного «православного братства». На международной арене нам требуется предельно жёсткий прагматизм и игра только по нашим правилам. Здесь вполне уместно вспомнить слова, когда-то сформулированные видным английским политиком 19-го столетия Беджамином Дизраэли: «У Британии нет постоянных друзей и врагов, у Британии есть только постоянные интересы».

Думается, что и российской дипломатии пора взять на вооружение эти советы. И прежде всего, по отношению к мнимым «славянским братьям». Причём, хоть из дальнего, хоть из ближнего зарубежья.

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика