Китай — глобальные перспективы и глобальные проблемы
В Пекине прошёл двухдневный саммит лидеров стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Это мероприятие вызвало немалый интерес к организатору форума — Китаю. Ведь ещё десять лет назад никто не верил в способность Китая потеснить США на месте геополитического лидера. Однако сегодня такую перспективу рассматривают вполне серьёзно.
Почему Китай дружит с Россией
В последние годы российско-китайские отношения развивались ускоренными темпами. Обе страны проводят единую стратегию в самых разных областях экономики, в военной сфере, энергетике и политике, а их лидеры много раз отмечали в своих речах, что прикладывают все усилия для укрепления долгосрочного сотрудничества. В ходе недавнего трёхдневного визита в Москву премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян встретился с высшим руководством России и подписал десятки различных контрактов и соглашений торгово-экономического характера.
Ещё больше Москва и Пекин укрепили свои отношения с введением против России западных санкций. Сегодня, помимо сотрудничества в политических и экономических сферах, Россия и Китай намерены развивать свои отношения и в военной деле. В частности, наконец сдвинулся с мёртвой точки проект создания оборонной коалиции, детали которой стороны обсуждают уже много лет. Заинтересованность стран в сотрудничестве по такого рода вопросам во многим объясняется схожими позициями по Северной Корее, Ирану и Сирии. Примером тесного сотрудничества стали крупномасштабные совместные военные учения российских и китайских вооружённых сил, которые состоялись в Японском море в июле этого года.
Ну, а на саммите АТЭС Россия подписала с Китаем целых 17 важнейших соглашений о сотрудничестве в самых разных областях экономики.
Главным соглашением можно считать подписание меморандума о втором экспортном маршруте поставок энергоносителей в Китай. Это дополнение к подписанному ещё в мае 30-летнему контракту «Газпрома» и китайской компании CNPC о строительстве по восточному маршруту трубопровода «Сила Сибири» (38 миллиардов кубов газа в год). На сей раз стороны согласовали параметры маршрута доставки энергоносителей ещё и по газопроводу «Алтай» – планируется, что на первом этапе по нему будут поставлять 30 миллиардов кубов газа в год.
Таким образом, лет через десять-двадцать поставки газа на Дальний Восток значительно превзойдут объёмы, поставляемые в Европу. И мы, наконец избавимся, от западных шантажистов, которые пытаются всячески «выкручивать руки» Газпрому по любому поводу, грозя при этом снизить свою зависимость от нашего газа.
Выгодные контракты заключили и другие компании. Так, Сбербанк подписал соглашения о сотрудничестве с «Экспортно-импортным банком» Китая, китайским «Банком Харбина» и «Китайской корпорацией по страхованию экспорта и кредитов». По всей видимости, речь идёт об инвестициях, которых наши банки лишились в результате санкций Европы и США — теперь валютные кредиты будем брать у китайцев, имеющих куда большие запасы долларов, чем весь Европейский Союз.
Подписаны соглашения по расширению сотрудничества в нефтяной сфере. В частности, корпорация «Роснефть» согласовала параметры сотрудничества в разработке шельфовых месторождений в Сибири и в Арктике. Это ещё один удар по западным санкциям. Ведь Запад отказался продавать нам оборудование для разведки бурения нефти. Отныне это оборудование придёт к нам через китайцев.
Подписаны и куда более интересные проекты. К примеру, в канун открытии саммита Председатель КНР Си Цзиньпин выступил с речью перед магнатами международного бизнеса и объявил, что Китай создаст так называемый «Фонд Шёлкового пути» в размере 40 миллиардов долларов. Это масштабный дорожный проект должен связать наземными транспортными артериями Восточную, Центральную и Южную Азию с Европой. И большая часть этих дорог пройдёт именно через территорию России! Думается, не надо объяснять, насколько важен этот проект для нашей страны, чьи восточные и западные части очень слабо связаны между собой.
Чрезвычайно важна и предварительная договорённость о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Пекин. По расчётам специалистов, в случае воплощения этих планов можно будет проделать путь между двумя столицами за два дня! Кроме того, Китай собирается развернуть строительство целой сети железных дорог в провинциях, граничащих с Россией. Это явно поднимет значение Транссибирской магистрали – она сможет стать важнейшим транспортным мостом между Восточной Азией и Европой.
Как говорят специалисты, Китай сегодня готов полностью заместить выпадающие западные рынки в условиях санкционной войны США и ЕС с нашей страной. По мнению помощника Президента России Юрия Ушакова, к 2020 году объём товарооборота между Россией и Китаем может быть доведен до рекордных 200 миллиардов долларов. Европа, которая сегодня пока ещё является нашим торговым партнёром номер один, может очень быстро уйти в России на вторые и даже на третьи роли – с соответствующими для себя потерями.
Однако...
Повышенный интерес Китая к странам Средней Азии и растущее экономическое влияние КНР вызывают справедливые опасения у многих российских политологов. Так, Алексей Арбатов, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН, убеждён, что «китайцы не считают Россию ровней и уверены, что далеко ушли вперед в своем развитии. Они воспринимают нас как младшего партнёра, но союз на таких условиях нас не устраивает. Мы должны действовать, исходя из сугубо личных интересов, но нужно понимать, что мы не получим из Китая больших инвестиций, потому что он обычно вкладывается в развивающиеся страны. Высокие технологии, которые нам нужны, мы не получим также — Китай сам получает их из Японии и США».
Алексей Воскресенский, профессор, декан Факультета политологии МГИМО убеждён, что происходящий сегодня поворот в сторону военно-политического союза не нужен никому, и в первую очередь, самому Китаю: «мы можем спорить о том, какие приоритеты для себя выстраивает Россия. Но для Китая цели на международной арене сейчас — расширение экономического присутствия в мире, повышение собственной доли в международной торговле и в перспективе — выход на позиции торговой державы номер один».
По мнению Андрея Островского, доктора экономических наук, профессора, заместителя директора Института Дальнего Востока РАН, роль нашей страны в китайской экономике крайне незначительна. Несмотря на то, что объем китайско-российской торговли в 2012 году довольно заметно вырос – на 11,2% по сравнению с 2011-м годом – и составил 88,16 миллиарда долларов, Россия занимает лишь 2% в общем объёме китайской внешней торговли. Для сравнения, роль США составляет 470 млрд долларов, Евросоюза — свыше 500 млрд, Японии — около 300 млрд, Южной Кореи — 200 млрд.
В настоящее время Россия может увеличить объём внешней торговли с КНР только за счёт энергоносителей, поскольку российская высокотехнологичная продукция и продукция машиностроения в объёме российско-китайской торговли составляет от силы 1,5%. По мнению политолога, Россия интересна Китаю прежде всего как политический партнёр – Москва обеспечивает стране охрану северных границ ( по договору о мире и дружбе от 2001 года). При этом сами российские территории Китаю не интересны — для их освоения требуются огромные инвестиции, а у Китая на первом месте сейчас стоят решения своих собственных ключевых проблем...
Что сегодня представляет из себя экономика КНР
Китай — социалистическая страна с плановой экономикой. Тем не менее, политическая и экономическая системы КНР стабильны и приток иностранных капиталов с каждым годом только растёт. Главными прямыми инвесторами в экономику Китая выступают Тайвань, Сянган, Аомэнь и Сингапур, т. е. страны, где больше всего проживает китайцев. Их вклад составляет 60—80% суммы всех вкладов деловых кругов всех остальных стран мира. Бурно растёт и китайский экспорт: примерно на 25—30% ежегодно.
Большую роль до недавнего времени в экономике Китая играли США. Китай, как и Япония, имеет в торговле с США положительное сальдо (более 30 млрд. долл. в год) и по его размерам занимает второе место после Японии. Однако создание под эгидой Китая «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций» (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB) символизирует то, что КНР включилась в гонку с США за мировое финансовое регулирование.
Напомним, что «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций», меморандум о создании которого подписали Китай и 21 азиатское государство, является инвестиционным финансовым институтом и, как опасаются США, может стать альтернативой «Всемирному банку» — с учреждением «Азиатского банка инфраструктурных инвестиций» Америке придётся привыкать к тому, что они больше не могут полагаться на своё многолетнее финансовое превосходство в мире. КНР также активно развивает такие проекты, как «Всеобъемлющее региональное экономическое партнёрство» и зона свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Безусловно, сегодня Китай действует исключительно из текущего положения вещей, понимая, что дружелюбие США по отношению к нему имеет вполне определённые границы. В тоже время любая геополитическая напряжённость между Китаем и США будет способствовать усилению японо-китайских связей, усилению японского капитала. И эта угроза заставляет Пекин и Вашингтон избегать острых углов на геополитическом уровне. Кроме того, страны сближает и историческая память китайцев и американцев о преступлениях японцев в годы Второй мировой войны...
Не менее интенсивно КНР развивает своё экономическое наступление в Средней Азии. Осенью этого года Си Цзиньпин посетил четыре из пяти среднеазиатских государств в следующем порядке: Туркмения, Казахстан, Узбекистан и Киргизия. В результате китайцы вложили чуть более 6 миллиардов евро в разработку газового месторождения Галкыныш, находящееся в Туркмении. Речь идёт о важнейшей стратегической инвестиции, так как Галкыныш занимает второе место в мире по запасам газа. К 2020 году здесь должен появиться трубопровод, годовые объёмы экспорта по которому достигнут 65 миллиардов кубометров!
А в Казахстане было подтверждено приобретение Китаем долей в проекте разработки нефтяного месторождения Кашаган в Каспийском море. Си Цзиньпин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали в общей сложности 22 соглашения в широчайшем спектре областей — от энергетики до транспорта и сельского хозяйства. Речь идёт об инвестициях на сумму в 22,5 миллиарда евро! В Узбекистане Пекин подписал соглашения в сфере разработки нефтяных, газовых и урановых ресурсов на общую сумму более 11 миллиардов евро. Это заметный скачок вперёд с учётом того, что в период с 2002 по 2012 год Китай инвестировал в узбекскую экономику 4,5 миллиарда евро.
Безусловно, помимо развития и упрочнения экономически позиций, Китай заручился сотрудничеством всех среднеазиатских государств в борьбе против уйгурского сепаратизма, который набирает силу с усилением исламистов в Афганистане...
Активно развивается всестороннее сотрудничество Китая и со странами Латинской Америки. С 2000 по 2013 год товарооборот между Китаем и государствами этого региона вырос более чем в 20 раз — с 12,6 до 261,6 миллиарда долларов. По объёму торговли с Бразилией, Перу и Чили Китай уже обогнал США. Только за последние три года КНР предоставила странам региона кредитов на 50 миллиардов долларов. В Аргентине появилась целая новая отрасль, ориентированная исключительно на удовлетворение китайского спроса — выращивание сои и производство продуктов из неё. Кроме того, с 2012 года Министерство обороны КНР провело уже два «оборонных форума» в Пекине для высших офицеров из стран Латинской Америки. Эти мероприятия, как следует из официальных заявлений, призваны создать «прагматическую систему коммуникации и сотрудничества с латиноамериканскими странами по вопросу оборонных стратегий»...
Таким образом, экономическая политика Китая сегодня находится на подъёме. Пекин уже заставил потесниться США в банковской сфере в странах Латинской Америки, и сегодня мягко пытается заставить Россию «подвинуться» в Средней Азии. Ряд успешных соглашений в сфере оборонного сотрудничества с Москвой и странами Латинской Америки говорит о возможности Китая в скором будущем занять лидирующее положение на геополитической арене. Развиваясь в рамках заданного курса, в 2021 году Китай выйдет на первое место в мире по объёму ВВП, обогнав США.
Впрочем, эти перспективы могут остаться не осуществлёнными, если китайское правительство не справится со стоящими перед страной проблемами...
Проблемы китайской экономики
Артур Валдрон, почетный профессор кафедры Международных отношений Пенсильванского Университета, консультант Министерства обороны и Бюро Директора Национальной Разведки США, выделяет три главных проблемы китайской экономики:
1) сильная зависимость от экспорта: зарубежный экспорт составляет до 39,7% от внутреннего валового продукта Китая, что делает большую часть экономики Китая зависимой от внешних рынков;
2) крайне низкий покупательный спрос на внутреннем рынке;
3) огромные правительственные расходы: 55% внутреннего валового продукта Китая — это правительственные затраты и инвестиции в крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство дорог, зданий.
По мнению Лю Чжэнвэя, главного экономиста «Индустриального банка Китая», в проблемный список можно добавить противоречия между ростом численности населения и слаборазвитым сельскохозяйственным сектором. По прогнозам, к 2020 году население Китая достигнет 1,4 миллиарда человек. В результате возрастут потребности в продовольствии. Однако весомые предпосылки для стабильного роста производства сельхозтоваров отсутствуют. Свыше 50% средних и мелких ирригационных сооружений не отвечают нормам или нуждаются в замене, то же касается и сельскохозяйственной техники.
Кроме того, закрытие устаревших предприятий снижает перспективы роста числа рабочих мест. С этой большой проблемой в 2014 году уже столкнулись многие выпускники вузов, ищущие работу. В частности, по официальным данным, почти четверть взрослого городского населения — безработные, а это порядка 250 млн. человек.
А ещё в Китае существует серьёзная нехватка природных ресурсов, что создаёт потенциальную угрозу устойчивому развитию страны. Наиболее чувствительно убывание тех природных ресурсов, которые невозможно импортировать: пахотных земель, лесов, водных источников. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов в районах раннего индустриального развития (Северо-Восточный Китай) ставит их перед лицом экономического и социального кризиса. И вообще, за высокие темпы экстенсивного экономического роста Китай заплатил загрязнением и уничтожением своей природной среды. Сегодня проблема экологии — одна из серьёзнейших в стране...
Также нарастает социальная напряжённость. По данным шанхайского центра исследования общественного мнения, в 2010 году в Китае случились 72 крупные вспышки общественного волнения, что на 12-ть больше предыдущего года, общее же число акций народного протеста за период с 2006 по 2010 годы возросло в два раза. Мизерные социальные гарантии работников и пенсионеров, огромный разрыв между бедными и богатыми и растущая безработица создают угрозу социальной стабильности в стране. Эта ситуация может усугубиться и обострением ситуации в пограничных странах — Афганистане, Индии, Северной Корее, и даже на некоторых территориях внутри страны.
Так, недавно тысячи демонстрантов заблокировали улицы в центре Гонконга, парализовав деловую жизнь. Участники акций протеста требовали проведения демократических выборов: они были недовольны тем, что власти Китая сами хотят отбирать кандидатов на выборы, которые состоятся в 2017 году. События в Гонконге не только подрывают международный имидж Китая, но и провоцируют отношения с соседями. Особенно остро реагируют на происходящее в Гонконге на Тайване, которому Китай уже давно навязывает «национальное воссоединение»...
Что может спасти Китай от кризиса?
Надо сказать, что правительство страны сегодня всерьёз обеспокоенно всеми этими проблемами. С целью исправить ситуацию правительство КНР разработало специальную «дорожную карту», определяющую, как будет проходить очередной – пятый – этап государственной реформы.
Ключевые пункты документа включают в себя следующие меры:
– государственное вмешательство в распределение ресурсов сократится;
– частные предприятия получат доступ к ряду отраслей;
– местным администрациям разрешат выпуск облигаций;
– частный капитал сможет учреждать банки малого и среднего размера;
– к 2020 году китайские госпредприятия станут возвращать в казну 30% прибыли против нынешних 15% – эти средства пойдут на улучшение качества жизни в КНР;
– ограничения на внутреннюю миграцию постепенно снимут;
– лагеря трудового перевоспитания, действовавшие в стране с 1957 года, ликвидируют;
– политика «одна семья – один ребёнок» будет смягчена, китайским семьям – впервые с начала 1970-х – разрешат иметь двух детей в случае, если один из родителей был единственным ребёнком в семье:
– сократится список преступлений, караемых смертной казнью.
Таким образом, главной целью программы станут дальнейшее разделение государства и рынка (с изменением правительственных функций) и создание благоприятных условий для развития рыночных отношений. Предполагается, что «дорожная карта» определит развитие Китая на ближайшие 10 лет. Этого срока будет достаточно, чтобы решить основные существующие сегодня в экономике страны проблемы.
Впрочем, по мнению Андрея Островского, не смотря ни какую рыночную модернизацию, главной в Китае по-прежнему остаётся и останется общественная собственность на средства производства, а вовсе не частная или индивидуальная. Курс Китая – это движение в сторону строительства управляемой рыночной экономики. При этом КНР активно будет развиваться за счёт внутреннего ресурса. Сегодня КНР уходит от системы опоры на экспорт, и будет в большей степени опираться на собственный внутренний рынок. Учитывая, что население Китая составляет 1 млрд 340 миллионов человек – это достаточно большой потребительский потенциал.
Таким образом, если Китаю удастся реализовать «дорожную карту», через 10 лет он станет сильнейшее государством мира...
Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»