В центре внимания ведущих мировых СМИ оказался саммит ОПЕК, прошедший в Вене. От его участников ждали решения о снижении квоты на добычу нефти в надежде, что эта мера остановит стремительное падение цен на мировом рынке. Однако интриги не случилось: ОПЕК приняла решение не сокращать уровень добычи, приведя к падению цен на нефть.
Цены вам нет
«На саммите ОПЕК было решено сохранить текущие квоты, несмотря на попытки России и других стран убедить членов картеля в необходимости сократить нефтедобычу, чтобы остановить обвал цен , — среагировал Euronews. — Решение ОПЕК обвалило мировые цены на нефть до критических для России значений. Накануне саммита картеля в Вене Россия и Мексика, не входящие в организацию, на встрече с представителями Венесуэлы и Саудовской Аравии безуспешно пытались договориться о скоординированном сокращении нефтедобычи».
«В ответ на решение ОПЕК рубль ушел в крутое пике, — продолжают журналисты телеканала. — Курс евро на Московской бирже впервые преодолел психологическую отметку в 60 рублей, доллар закрепился выше 48 рублей».
Западные издания принялись рассуждать о том, кто выиграет, а кто проиграет от этого решения.
«Среди победителей — арабские страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией , — говорится в статье USA Today. — Королевство, скорее всего, радует падение цен на 35% с июня, и оно позволит ценам на нефть установиться произвольно, чтобы сохранить свою долю на рынке и уровень доходов».
«Среди проигравших оказались русские, южноамериканцы и африканцы, экономика которых в значительно степени зависит от высоких цен на нефть, — написало издание. — Производители сланцевой нефти в США и Канаде также могут понести ущерб. Низкие цены на сырую нефть усложняют для них запуск новых программ бурения: они рассчитывали за счёт высоких доходов финансировать дорогостоящие процессы вскрытия пласта и сбора нефтяного разлива».
«Ещё одной в значительной степени проигравшей стороной здесь может быть сама ОПЕК , — отмечает издание. — Её влияние уменьшается, поскольку другим странам становится более выгодно переходить на иные источники энергетических поставок».
Впрочем, больше всего западную прессу интересовало то, как от этого решения пострадает Россия.
«Со времён Советского Союза мы привыкли к полуправде руководства», — приводит швейцарское издание 24 heurs слова «простого москвича» Павла, который с иронией комментирует уверения Владимира Путина касательно экономического ущерба от украинского кризиса, западных санкций и сильного падения цен на нефть (накануне саммита российский президент опроверг катастрофические прогнозы экономистов).
«Реальность на местах вызывает гораздо больше беспокойства, чем пытается заверить Путин, — сказал газете Павел — в магазинах сильно растут цены, рубль стремительно падает, ходят разговоры о массовых увольнениях».
«Именно перспектива продолжительного падения цены за баррель нефти беспокоит больше всего как власти, так и население, — пишут авторы статьи. — Одновременно находятся под угрозой как щедрые социальные программы правительства для рабочего класса, так и уровень жизни обеспеченного нового среднего класса — т.е. двух ключевых групп электората Путина».
В подтверждение тому автор рассказывает о трудностях, с которыми столкнулся Павел. Кризис принудил его не только отменить новогодние каникулы в Альпах, но также по-другому взглянуть на вопрос своих финансовых вложений: он поместил семейные сбережения в «надёжное место».
«Российский Центробанк оценивает общий отток капиталов в 130 млрд долларов за год — цифра, в два раза превышающая показатель за 2014 год, — отмечают в заключение авторы. — Один лишь этот стремительный рост доказывает, как много российских граждан мало верит успокаивающим речам Кремля».
Упал-отжался
По поводу решения ОПЕК в западных СМИ высказались и российские нефтяники.
«Один из топ-менеджеров «Лукойла» предрекает значительное снижение объёмов нефтедобычи в России», — утверждает в заголовке The Financial Times.
«Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун предостерёг, что падение цен на нефть и западные санкции повлекут за собой большее снижение нефтедобычи в России, чем прогнозировалось ранее", — говорит издание. В интервью газете нефтяник заявил, что «спустя 4-5 лет добыча, которая в этом году составляла около 525 млн тонн нефти на пике, снизится до 490 млн тонн, правда, заверил, что «драматичного» снижения не будет».
Газета комментирует: если прогноз Федуна сбудется, «это станет ударом для Кремля, который получает от топливно-энергетического комплекса более половины доходов. Раньше у России было два возможных сценария: слабое снижение нефтедобычи с 2015 года либо более серьёзное падение на фоне истощения месторождений в Западной Сибири. Теперь же санкции США и ЕС запрещают передачу западных технологий для освоения шельфа и сланцевых месторождений, а также сковывают доступ к западному финансированию».
«И всё же прогноз Федуна более пессимистичен, чем официальные прогнозы российских властей о сохранении добычи на нынешнем уровне», — пишут в заключение журналисты.
«Российский магнат говорит, что политика ОПЕК — гарантия кризиса сланцевой нефти в США», — под таким заголовком вышло американское издание Bloomberg. Корреспонденты замечают: «Американские нефтедобытчики рискуют пасть жертвой собственного успеха».
Леонид Федун сказал в интервью в Лондоне: «при ценах чуть выше 70 долларов за баррель бурение вот-вот станет неприбыльным для некоторых добытчиков. В 2016 году, когда ОПЕК добьётся своей цели — расчистит американский маргинальный рынок, цены на нефть снова начнут расти».
Топ-менеджер также заверил, что российская нефтяная промышленность лучше защищена от падения цен на нефть: её издержки ниже, чем у американцев, а падение рубля амортизирует последствия. «Главный удар наносится по американскому рынку», — заключил он.
В интервью австрийской газете Die Presse глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что «кризисная ситуация создаёт дополнительные возможности».
«Естественно, некоторые предприятия долго не выдержат низкой цены на нефть. Кризис приведёт к перераспределению рынка. И из-за нетрадиционной добычи в США мы стоим на пороге большого передела», – полагает Сечин.
Нефтяник считает, что в период с 2017 до 2025 годы будет достигнут «потолок» роста добычи нефти. «После 2025 года объёмы добычи будут снижаться, а именно, ввиду ресурсной базы, в той степени, которая нам известна на сегодняшний день. В настоящее время добыча нефти США ускоряет падение цен на нефть, но в будущем снижающаяся добыча приведёт к растущим ценам», – уверен глава «Роснефти».
В ситуации низких цен на чёрное золото России придётся сокращать добычу. Топ-менеджер оценил потенциал РФ по сокращению добычи в 200-300 тысяч баррелей в сутки. Это сокращение топ-менеджер объяснил «стремлением повысить эффективность, а не действиями ОПЕК, члены которой отказались сокращать добычу». Сечин полагает, что «один из крупнейших игроков на рынке нефти добычи и неформальный лидер ОПЕК Саудовская Аравия не делает шагов, которые могли бы навредить России».
Однако спокойствие главы «Роснефти» не разделяют многие деловые СМИ, которые пишут о преднамеренной антироссийской политике ОПЕК, целью которой является снижение цены на нефть...
Чем дело закончится?
Главный вопрос, которым задавались российские СМИ по итогам саммита: а что же дальше?
Как заявил в интервью агентству ТАСС вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, «низкая цена на нефть не нужна никому»
«Полагаю, что нефть стабилизируется на уровне 75−85 долларов до конца года, рост мы сможем увидеть в следующем году. Саудовской Аравии не нужна дорогая нефть, но долго удерживать такой уровень цен она не сможет», — уверен эксперт.
«Очевидно, что даже решение ОПЕК о сокращении добычи не приведёт к существенному изменению цены, — уверен Абзалов. — На цену на нефть влияют не только промышленные факторы и соотношения спроса и предложения. В ОПЕК нет единства, есть две группы стран, каждой из которых выгодна более высокая или более низкая цена нефти. Так, страны так называемой тройки — то есть Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия — не заинтересованы в резком росте цены. В то время как такие страны как Венесуэла, Ангола и Иран заинтересованы в установлении цены на уровне 100−105 долларов за баррель. Это объясняется тем, что у этих государств бюджеты верстаются, исходя из таких показателей стоимости нефти, кроме того, у них нет больших финансовых запасов».
«Главный вопрос в том, насколько Саудовская Аравия будет в ближайшее время идти на поводу у США», — полагает директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев.
«Есть страны типа Венесуэлы и Ирана, которые выступают за дорогую нефть на уровне 100−110 долларов за баррель. А есть саудиты, которые довольно плотно зависят от Соединенных Штатов. Есть рыночный слух, «кошмарик», что саудиты договорились с США, и нефть будут опускать до 60 долларов за баррель к концу года. В таком случае велик риск, что и рубль будет стоить 60 рублей за доллар. Вот так — 60 и 60», — прогнозирует эксперт…
Подготовила Юлия Максимова